Исследовательская работа
материал на тему

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Пройдитесь Баргузинскою долиной,

Где вольным ветром пахнут чабрецы,

Где с севера грядой зубчатой, длинной

Застыли неприступные гольцы.

Там и в июле снег лежит в распадках,

Там небосклон всегда суров и строг.

На южных же горах – пологих, гладких –

Плетут узоры ленточки дорог.

                                         «Тропа Гэсэра»    Н. Дамдинов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proydites_barguzinskoyu_dolinoy.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Пройдитесь Баргузинскою долиной,

Где вольным ветром пахнут чабрецы,

Где с севера грядой зубчатой, длинной

Застыли неприступные гольцы.

Там и в июле снег лежит в распадках,

Там небосклон всегда суров и строг.

На южных же горах – пологих, гладких –

Плетут узоры ленточки дорог.

                                         «Тропа Гэсэра»    Н. Дамдинов

«Прошлое всегда связано с настоящим, история с современностью. Многим из того, что имеем, чем гордимся, мы обязаны тем, кто жил, работал, боролся до нас. Мы должны знать их имена, учиться у них мужеству, самоотверженности. Краеведение делает большое дело, когда доносят до нас из прошлого имена людей, тех, кто жил в нашем крае, ходил по дорогам и тропам, по которым ходим и мы, также как мы, любил чистое небо и ветер степей, и запах цветущей черемухи».

Эти слова известного писателя Бурятии Исая Калашникова мы взяли эпиграфом к нашему проекту, ибо настолько они созвучны его главной сути и назначению.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо знать, что самый дорогой, близкое человеку является малая родина, тот небольшой уголок земли, где он родился и вырос, стал человеком. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края.  

  О чем говорят страницы истории.  (Из архивного материала   к.и.н. С.Б. Очирова)

До революции улус Каралик состоял из 585 крестьянских дворов, из коих 35 - кулаков, 138 - середняков, 412 - бедняков и батраков. Лам - выходцев из улуса было 90 человек, шаманов - 5, хлебопашеством занимались не более 10 процентов дворов. В Каралике было 21 молельня, 5 купеческих лавок, 1 школа на 50 человек. Первые сведения о жизни села Баянгол после революции начинаются с протоколов Караликской комячейки. Из шести комячеек Баргузинского уезда Караликская ячейка была самая крупная. Она была организована 23 января 1921 года Даши Лудуповым и Ринчином Тубчиновым. Неграмотных в улусе - 99 %.

Географическое положение муниципального сельского поселения «Баянгольское». Со стороны севера граничит с землями Хилганайского поселения. С запада граничит  с Икатскими горами (с запада на юго-запад) с юга –востока граничит с поселением Юбилейный.

Село Баянгол Баргузинского   района Республики Бурятия   образован  в сентябре 1922 года. Расположен на севере республики. Территория  сельского поселения «Баянгольское»  граничит  с Курумканским районом . Площадь территории  сельского  поселения  составляет 32,692 квадратных километров.

В состав сельского поселения       «Баянгольское»     входят  четыре села:

- Уржил;

- Ина;

- Карасун;

- Соёл.  .

 Село Уржил образовано в 20-х годах ХХ века как молочно-товарное отделение колхоза. Уржил в переводе с бурятского плодородный. Уржильская артель была образована в 1927 году, куда вошли 10 бедняцких, 6 середняцких хозяйств, всего 60 человек.

Село Соел образовано в 20-х годах ХХ века как молочно-товарное отделение колхоза. Соёл в переводе с бурятского – культура.

Село Карасун образовано как овцеводческое отделение колхоза. Село названо от названия реки, притока Баргузина, от бурятского хара уһан – черная вода. Так буряты называли реки, не замерзающие зимой из-за выхода горячих подземных ключей, остающиеся темными, черными

Село Ина

 Изменение численности населения поселения определяется соотношением показателей рождаемости смертности за определенный период. На численность  населения влияют и такие  основные социально-экономические факторы. На сегодня численность населения – 2648 человек из них 49 % мужчин,51 % женщин. Национальный состав является важной характеристикой географии населения. По переписи населения на 2006 год все население составляло 2648 человек, в том числе  81% бурят, 10 % русских и 8% других национальностей.

Адрес: Муниципальное сельское поселение «Баянгольское»

Баргузинский район с. Баянгол ул. Сангадина, 18  Тел./факс: 98360

 Глава Муниципального сельского   поселения «Баянгольское» Сундаров Зорикто Мунхуевич

Муниципальное образовательное учреждение» «Баянгольская средняя общеобразовательная школа» Баргузинский район с. Баянгол ул.Ленина, 69 Тел./факс: 98374

Директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Баянгольская средняя общеобразовательная школа» Дондупова Екатерина Ракшаевна.

Музей истории колхоза им. Карла Маркса

Баргузинский район с. Баянгол ул. Сангадина, 11

Директор музея: Раднаева Нина Ламажаповна

Природа МСП «Баянгольское».

   Местность сельского поселения  расположена на склонах  гор , окружена  хвойными  и лиственными  лесами , вплотную прилегающими к селу. Вокруг территории администрации  протекает 2 реки (Ина, Борогол). На территории поселения находятся  минеральные  источники  «Хугшоол», «Һороон», «Яһи».

  Фауна лесов  очень богата,  в лесах есть  медведи, лисы , дикие козы,  белки и зайцы, встречаются дикие  кабаны и изюбры.

 Лес смешанный: хвойные  и лиственные деревья, отмечается   густой кустарниковый  ярус  из брусничника, голубики, есть небольшой кедрач.

 Пастбища  для  выпаса  скота  достаточно. Крупный  рогатый и мелкорогатый скот  в летний  период  пасется  в лесах, где  богатое разнотравье дает возможность его прокормить. На территории администрации имеются  сенокосные  угодья, закрепленные  за  жителями села.

Общая площадь составила - 9948 га с/х угодий, в том числе пашни - 3776 , сенокосов - 1577 ,

пастбищ - 4595 .

Село находится в сухо-степной зоне и входит в первый земельно-оценочный район, согласно районированию, проведенному при общей оценке земель. На территории хозяйства преобладают каштановые мучнистокарбонатные глубокопромерзающие почвы легкосугленистого, супесчаного механического состава. Почвы хозяйства, в основном каштановые, занимают слабоволнистые участки Куйтунов, делювиальные склоны Икатского хребта.

Климат долины резко континентальный: средняя температура января в селе Баянгол ниже -25 градусов, а июля +18 градусов. Иногда январские морозы доходят до  -50 градусов. Долина относится к засушливым местам Баргузинского края. В основном здесь доминирует весенняя и раннелетняя засуха. Годовое количество осадков составляет в среднем 250-300 миллиметров, а в Куйтунских степях – ещё меньше. Весна довольно холодная, с сильными ветрами, которые вызывают эрозию почвы. Осень наступает рано, часто в конце и в начале августа можно наблюдать заморозки, которые приносят большой вред растениеводству, особенно огородным культурам.

Археологические памятники, расположенные на землях  Баянгола

В конце 70-х, в 80-х годах в связи с интенсивным строительством осушительно-оросительных систем в Баргузинском районе увеличиваются и объемы проводимых археологических обследований. В 1979 И.В.Асеевым, сотрудником Института истории, филологии, философии СО РАН, проведены разведочные работы в зоне строительства Нижнекуйтунской оросительной системы.

Дюнная стоянка. Расположена за старой паромной переправой    через реку Ину и местности Хүгшөөл, в 1,5 км южнее села Баянгол.    На песчаных выдувах, находящихся с правой стороны от    Караликской оросительной системы найдена керамика, датирующаяся  бронзовым и ранним железным веком (1 тыс.до н.э. – 1 пол. 1 тыс.  н.э.). Поселение расположено на песках.

 2. Могильник на песчаных выдувах, там же,   где   расположена   стоянка,   раскопан могильник   курумчинской культуры (VIII-IХ вв.  н.э.). Могильник грунтовый, всего  исследовано 13 погребений.

3. Поселение. Находится в 250 м южнее могильника.   На  небольшой  поляне  с востока  и  юга  ограниченной сосновым лесом,  а с запада крутым обрывом, находится 13 западин  диаметром около 2 см.  Раскопки одной из них показали, что мы имеем дело с хозяйственными ямами курумчинской культуры (VIII-IХ вв.н.э.)

 4. Могильник, расположен в 1 км южнее села Баянгол на одинокой  возвышенности, там где находится деревенское кладбище. Над  карьером гравия исследованы: одна плиточная могила и два   средневековых погребения. Памятник датируется от 1 тыс. до  н.э. до 1 тыс. н.э. и обследован полностью.

 5.   Уржил. Нижние Куйтуны-1. Могильник находится в 8,2 км на  север от с. Уржил, в 1,7 км к северу от моста через реку Улан-Бурга. Здесь на песчаных выдувах обнаружено три погребения бронзового века (1 тыс. до н.э.).

6.   Уржил. Нижние Куйтуны II. Дюнное поселение. Находится в 6,7 км на северо-северо-запад от с.Уржил, в 750 м к северо-западу от моста через реку Улан-Бурга. В котловинах выдувания собран подъемный материал относящийся к железному веку (VI- в .до н.э. – II в н.э.)

7.         Уржил. Нижние Куйтуны- Ш. Дюнное поселение. Находится в 7,2 км на северо-северо-запад от с.Уржил, в 1,5 км к северо-западу от моста через реку Улан-Бурга. На песчаных выдувах собран  подъемный материал, судя по керамике, поселение относится к железному веку (VI-VII век н.э.).

8.        Уржил. Нижние Куйтуны -IV. Дюнное поселение. Находится в 7,5 км на северо-северо-запад от с.Уржил, в 2,2 км к северо-западу от моста через реку Улан-Бурга. В котловине выдувания собрана керамика курумчинской культуры (VI-XIV вв.н.э.)

9.   Уржил. Нижние Куйтуны -V. Дюнное поселение. Находится в 6,2 км на север от с.Уржил на левом берегу р.Улан-Бурга, на песчаных выдувах   рядом   с   мостом.   Здесь   в   котловинах   выдувания   собран подъемный   материал,  судя  по  нему,  поселение датируется  от эпохи неолита до железного века (Vтыс. до н.э. - 1 пол. I тыс. н.э.).

10.  Уржил. Нижние Куйтуны -VI. Дюнное поселение. Находится в 7 км на север от с.Уржил и в 750 м на север от моста через реку Улан-Бурга.     В     песчаных    обнажениях    найдены    фрагменты   керамики датирующиеся железным веком (VI в. до н.э.- II в.н.э.).

Легенды, рассказывающие об истории населенного пункта.

Как произошло название "Баянгол"           

         Лет 200 или больше назад по вершине Баргузина жили баргуты и тунгусы. Тогда в тех местах, кроме них, никого не было. Буряты в то время жили за Ангарой и Леной. Когда у бурят там стало неспокойно, они начали кочевать к реке Баргузин. Переплыв со стороны Иркутска около Святого Носа Байкал, буряты вышли на Улюн, а потом перебрались через реку Баргузин и попали в большую долину. Та долина около Ины была самой богатой землей. На ней росли травы такие, что они были для скота лучше хлеба. Ту долину никогда не заливало водой, круглый год скот мог пастись на высоких лугах.

       Главное, в этой долине никогда не выпадал глубокий снег. Перекочевавшие буряты выбрали для своего поселения именно это место. Кроме богатых степей в долине были хорошие места для охоты, недалеко было много озёр с разной птицей и рыбой. К востоку от долины тянулась богатая тайга, зверя в ней было так много, что охотники за один год наживались так богато, что могли на другой год  не охотиться. Только поселились буряты в долине, они узнали, что по реке Ине можно добывать золото. Один тунгус знал, где это, и показал. Но бурятам показалось, что мыть золото – дело для них несподручное, они не стали его добывать, а занялись скотом. Вскоре у бурят долины столько скота развелось, что все луга от него чернели. Когда другие буряты с Ангары перекочевали в Баргузин, то эта долина была уже занята и буряты в ней жили шибко богато. Богатых бурят в долине называли баянгольцами, , а саму долину Баянгол.

«КУЙТУН» от бурятского «Хуйтэн», что означает студеное место.

Давно то было, старики тут про это говорили. Где теперь деревня Куйтун стоит, там раньше, до русских, много бурят перемерло. Место то — самое студеное, и буряты там никогда не жили. Как только их народ там поморозился, то место прозвали куйтуном,   ну да  и русские  его  тоже так зовут. Если бы буряты знали про те места, то они бы там не померзли,   а  то  они  куда-то  проходом  шли,   вот  и  остановились, и беда случилась.

Куйтуном буряты зовут шибко большой холод. Мы к этому привыкли и мороз тоже куйтуном зовем.

Памятные исторические события, связанные с историей села Баянгол.

  1. До революции был образован улус Каралик
  2. Сентябрь 1922 года – образование села Баянгол
  3. В августе 1927 года – была создана коммуна «Арбижил»
  4. В начале 30- годов колхоз стал пионером разведения племенного животноводства в районе и Бурятии
  5. В 1939 году колхоз им. Карла Маркса утвержден участником  ВСХВ
  6. 1966 год
  7. 1970-е годы животноводческие точки электрифицируются появляются радио и телефоны.
  8. В 1975 году образован Баянгольский молочный комплекс
  9. В 1929 году был открыт фельдшерский пункт
  10. В 1916 году был открыт народный дом
  11. В 1939 году была открыта изба-читальня
  12. В1947 году была открыта библиотека
  13. В 30-е годы был построен сельский клуб
  14. В 1988 году был открыт Дом Культуры
  15. В 1916 году основана школа
  16. В 1926 году построена Караликская начальная школа
  17. В 1930 году создана школа колхозной молодежи
  18. В 1934 году ШКМ переименовано в неполную среднюю школу
  19. В 1944 году образована средняя школа
  20. В 1947 году первый выпуск средней школы
  21. В 1972 году построено новое здание
  22. 1964 год – первый выпуск одиннадцатилетней школы с производственным обучением
  23. 1989 год – школа приобретает статус школы-комплекс
  24. В ….. Открыт музей истории колхоза имени Карла Маркса

Знаменитые люди, которые вошли в историю села, района и республики.

Человек – легенда Цыремпилова Шалсама Ламажаповна первый  герой женщина социалистического труда в республике;

Сангадиева Ольга Энхеевна герой социалистического труда

Сундуев Даши-Нима Буодиевич герой социалистического труда

Бубеев радна Сагалаевич герой социалистического труда

Цыдыпов Самбу Сандашкеевич -  Человек, проживший целый век

Знаменитые люди прославленные в культуре и искусстве

Раднаев Максим Гомбоевич – «Заслуженный артист РБ» (1990), «Народный артист РБ» (1999)

Семенов Леонид Доржиевич – «Заслуженный художник РБ», доцент, лауреат премии «Новые имена»

Бадмаев Шагдар Маланович – «Заслуженный работник культуры РБ», знак «За отличную работу» Министерства культуры СССР

Ринчинова Любовь Идаровна - «Заслуженный работник культуры Бур. АССР »

Шангина Валентина Раднаевна - «Заслуженный работник культуры Бур. АССР »

 Лубсанов Жамсаран Бубеевич - «Заслуженный работник культуры РБ»

 Раднаева Хубулей Гомбоевна - «Заслуженный работник культуры РБ»

Бадмаева Елена Ахадаевна – «Отличник народного просвещения РФ», «Заслуженный работник культуры РБ»

Семенова Цыренжит Мангудаевна – «Почетная грамота Народного Хурала»

Образование

Спорт

Будаев Борис Дугданович – «Заслуженный мастер спорта СССР международного класса», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный          работник физкультуры РБ»

Эрдыниев Даши-Нима Раднаевич – первый мастер спорта по стрельбе из лука, «Заслуженный работник культуры РБ», «Отличник народного просвещения РСФСР», лауреат в конкурсе «Лучшие люди Бурятии» в номинации «Мир и Бурятия»

Гармаев Василий Енхоевич – «Судья международного класса», «Заслуженный работник физкультуры РБ и РФ»

Очиров Виктор Семенович - «Заслуженный работник физкультуры РБ», «Заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе»

Мастера спорта:

Дондупов Жаргал Дамбаевич – мастер спорта по вольной борьбе

Ринчинов Виктор Эрдынеевич – мастер спорта СССР, «Заслуж. работник физкультуры РБ и РФ»

Эрдыниев Константин Дашиевич - мастер спорта по стрельбе из лука, «Заслуженный тренер России», «Заслуженный работник физкультуры РБ»

Дамбиев Михаил Львович – мастер спорта по вольной борьбе.

Будаев В.Д., мастер спорта                      

Будаев Б.Д. мастер спорта

Гулгенов В.Б. мастер спорта

Гулгенов Б. Б. мастер спорта

Гулгенов Ц.Б.мастер спорта

 Дугаров Ю.мастер спорта

Лубсанов Ж. Б. мастер спорта

Сабхаев А.С. мастер спорта

Селезнев В.В. мастер спорта

Дамдинов Д.Н. мастер спорта

Базаров В.Б мастер спорта

Будаев В. (самбо) мастер спорта

Сельское хозяйство

Сангадин Буда Бадмаевич

Цыденов Гомбо Боболоевич

Бубеев Радна Сагалаевич

Раднаев Лев Будаевич

Шагдуров Баярто Цыдыпович

Монтоев Буда Гатапович

Жалсараев Жамсаран Жалсараевич

Гармаев Александр Раднаевич

Дармаев Бубей Хуриганович

Будаев Ринчин Масанович

Цыремпилов Лев Базарович

Цыренов Аюши Пуртасович

Экономика. На странице 234 «Очерки истории потребительской кооперации Бурятии, 1923-1973»,Бурятского книжного издательства, Улан – Удэ, 1974, написано, что настойчиво кооперативные организации в Прибайкалье возникают с 1911 года. В этом году возникли Караликское общество, созданное в 1911 году, просуществовало до 1915 года. В него вошли в качестве членов жители улусов Каралик, Асули, Тасархай, Борголи – всего около 150 человек. Нима Юндунович Юндунов кандидат в члены ВКП (б) с 1932 по 1938 год, по специальности счетовод, в ранние годы служитель культа.  Работал председателем правления Баргузинского  раймпотребсоюза. По словам очевидцев Нима Юндунович был хорошим организатором производства

Очирова Наталья Ангаровна

Связь

Бубеев Валерий Гармаевич

Лесхоз

Ахмадулин Рафаил Сунгатович

Численность населения и его структура (возрастная, половая, профессиональная, образовательная) определяют размер, состав и использование трудовых ресурсов –людей способных к труду. Занятость населения в промышленности -6%, в сельском хозяйстве – 30%, в строительстве – 4%, в связи – 3%, в торговли и общественном питании – 6%, в Жилищно-коммунальном хозяйстве – 2%,  в здравоохранении – 7%, в образовании, культуре и искусстве -28% и прочие 14%.

Традиции и обычаи нашего села.

Обоо, тайлалган.

Повсеместно среди бурятского населения Забайкалья бытует ламаистский и шамаистский культ обоо. Это основная форма внедацанской обрядности, которая проводится коллективно.

   Обоо – это святилище, место пребывания самого сильного духа.

          В Баянголе проводится «Обоо» в местности «Хадагшаан», «Хабтагай шулуун», «Шинагальжин». Раньше до революции обряд Обоо проводился в местности «Дахино». В последнее время в этой местности обряд не проводится, но сохранилось название «Обоо дубуун». На эти обряды  съезжаются люди, которые живут вблизи этих Обоо. У нас в Баянголе впервые в 2001 году Цыден лама провел обряд поклонению Огню. Каждый год Тугэд лама, Вандан лама проводят Лусад тахилга (поклонения духам воды) в местности «Сагаалай», «Домьё», «Ина».

В других районах проводятся «Обоо» всем селом, а у нас такого нет.

В Баянголе проводятся тайлганы – жертвоприношения своим родам. В Баргузине существуют 8 родов. Каждый род имеет свои определенные места для  жертвоприношения барана «Хозяину рода», например: Хонхо –Бутама – в местности «Дахино»; Шубтэхэй шоно в местности «Чилир»; Буга шоно в местности «Шинагальжин»; Сэгээнэд в местности «Долооон нарhан»; Галзууты – в местности Шиизга в Курумканском районе и т.д.. Впервые  в 2006 году проводился большой Тайлаган рода «Хонхо» всем родом участвовало 200 человек.

 Сурхарбааны проводятся каждый год в середине лета, его называют «Эрын гурбан наадан» (скачки, борьба, стрельба из лука) состязания по этим трем видам. Сурхарбаны в Баянголе проводились в местности Таалла, Мандай, Һархаабал. В последнее время проводятся в Баянголе.

Информационная карта Баянгольской средней общеобразовательной школы

Хронологические рамки развития школы охватывают период с 1914 года т.е. с начала основания школы и до сегодняшнего дня. Баянгольская средняя школа имеет 92 – летнюю историю.    Первоначально школа была открыта в1914 году как Ининская. Об этом свидетельствует документ из ЦГА  БурАССР, из которых мы узнаем, что в 1914-1915 учебном году в Баргузинском уезде открыто Ининское одноклассное начальное училище, а с 1915 года – Караликское. Учителем его, по рассказам старожилов был Очиров Доржи Саххалдаевич – учитель –самоучка.

В истории Баянгольской средней школы можно выделить хронологические  рубежи, имевшие значение в его развитии:

1915 год – Караликское одноклассное училище

В 1916 году после окончания Иркутской учительской семинарии приезжает в родные места Тубчинов Ринчин Тубчинович и организовал школу для баянгольцев. В школе обучалось около 20 детей со всех улусов долины, преимущественно из зажиточных семей. Обучение проходило в начале в доме Очирова Д.С., затем в доме Дашибылова Чойропа.

1922 год – Караликская начальная школа

В декабре 1922 года проходит аймачный съезд учителей Баргузинского уезда, на котором  было принято решение о создании единой трудовой школы I ступени, об отделении школы от церкви, об обучении на родном языке.

 Только в 1926 году было построено здание школы в местности Каралик. Председателем стройкома был Ламатханов Б.Б., который затем стал заведующим.

1930 год – Баянгольская школа колхозной молодежи

1933 год – Баянгольская неполная средняя школа

1930-1944 учебный год Баянгольскую ШКМ – НСШ окончило 300 человек

1936 год – завершено строительство нового здания в Чебукчене

1944 год – открытие 8 класса при НСШ

1947 год – первый выпуск средней школы

1964 год – первый выпуск одиннадцатилетней школы с производственным обучением

1971 год – построено новое здание школы в с. Баянгол

1989 год – школа приобретает статус школы-комплекс

2006 год - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Сегодня в нашей Баянгольской средней общеобразовательной школе работают 49 учителей, воспитателей.

Культура

Сахаров Хамнай тайшаа построил амбар для хранения зерна в местности «Токсохо».

В 1931 году здание амбара для хранения зерна было перекатано в село Баянгол для сельского клуба.

   В 1932 году новый клуб распахнул свои двери.   К клубу были пристроены столовая и кухня. В столовой питались коммунары им не разрешалось кушать дома. Заведующим клуба был Гордоной Омошной.

Новое двухэтажное здание Дома Культуры распахнуло свои двери в 1988 году к приезду большой группы ученых, принимавших участие в советско–французском коллоквиуме по проблемам развития национальных культур народов Сибири и Дальнего Востока. В состав группы входили: заместитель директора центра по изучению русской и советской культуры, профессор Жан Радвани, кандидат наук, сотрудница центра Фредерик Лонге – Маркс, директор НИИ культуры, профессор В.Б. Чурбанов, министр культуры Бурятской АССР Д.Т. Цыремпилов и другие официальные лица.

Сельская библиотека

В 1932 году при клубе была открыта изба-читальня.

 В 1947 году была открыта библиотека, заведующим библиотекой был Ешеев Содном Ешеевич.

В 1947 году открыта колхозная библиотека.

В настоящее время сельскую библиотеку посещают более тысячи читателей.

Фонд библиотеки составляет 12.000 экземпляров. Книго-выдача более 31.000. Посещение более 10.000 раз. Библиотечной книгой охвачено почти все населения села Баянгол.

В 1974-76 годах председателем колхоза имени Карла Маркса был В.Е.Гармаев, один из первых мастеров спорта СССР по вольной борьбе, судья международной категории. Этот остроумный и энергичный организатор внес большую лепту в развитие  вольной борьбы в Баянголе. 15 лет пустовало в нашем селе старое помещение машинно-тракторной мастерской. У тренера В.С.Очирова возникла идея переоборудовать его в зал борьбы. Идею горячо поддержал Василий Енхоевич. Колхоз финансировал строительство зала борьбы, выделив 60 тысяч рублей. И закипела работа. Она вылилась в настоящую народную стройку. Взрослым помогали и юные борцы. Наши шефы – рабочие судостроительного завода города Улан-Удэ помогли соорудить бассейн. За довольно короткий срок, почти за год, построили настоящий Дворец спорта, каких мало даже в столице республики. В распоряжении молодых борцов – сауна, душ, комната отдыха, просторный борцовский зал. Баянгол настоящий спортивный край, где особенно ценят, любят национальную и вольную борьбу. 15 мастеров спорта СССр по вольной борьбе, около 40 кандидатов в мастера выросли в нашем славном селе. А сколько подрастает талантливых молодых борцов»ю.

В1972 году  было построено здание АТС

Первая автоматическая телефонная станция на 40 номеров работала до 1972 года. Квартирных абонентов было мало, в основном телефонные номера принадлежали учреждениям, организациям, колхозным объектам. С 1972 по 2006 год станция модернизировалась три раза. Само здание АТС было построено в 1972 году. В1972 году после модернизации количество номеров было увеличено до150, с 1997 – 200 номеров. Сейчас работники телефонной станции установили новую  электронную систему.

Музей колхоза имени Карла Маркса  

Колхоз имени Карла Маркса50-летие колхоза им.Карла Маркса

Место населенного пункта

Занятость населения

Историко-краеведческая карта

Ининский сад камней

Ининский сад камней находится в 3 км от села Баянгол. Громоздящиеся в степи разного размера и разных пород камни. Занимаемая ими площадь составляет 10 кв. км.

Хабтагай шулуун

Хабтагай шулуун» - живописное место на берегу горной реки Ина, берущей свое начало глубоко в горах.

Аршан «Хүгшөөл»

Где-то с середины 30-х   годов прошлого столетия руководство колхоза начало организовывать массовый  отдых колхозников на аршане.

Подлинного расцвета достиг аршан «Хугшоол» как база отдыха колхоза им. Карла Маркса в послевоенные годы, начиная с 1950-х годов. «Хугшоол» - место, где из горы льется чудо – целебная вода, которой омываются и пьют для оздоровления от многих недугов. Действительно, святая вода аршана помогла многим людям избавляться от своих недугов. В благодарность за это почитали такое место как святое, данное от всевышнего и поклонялся этим местам

Заяаша шулуун

Заяаша это бог, дарующий женщинам детей. История Заяаша шулуун и Шургадаг шулуун со слов Ираиды Раднаевны Посходиевой такова:

Моя мама Эрэнжид Зонхиевна Гомбоева рассказывала: «У бурят была традиция, после рождения ребенка праздновали арюулган. Это происходило, когда у новорожденного заживал пупок. На это празднование приглашали найжа-ламу. Он давал имя новорожденному. Найжа-ламы не имели право жениться, заводить семью. И вот один такой найжа-лама, когда состарился, перед смертью пошел к Заяаша шулуун. Он медитировал, молился и очистил свой организм и душу. Старый найжа-лама взобрался на Заяаша шулуун и продолжил медитировать. У него была деревянная чаша, в которую он собирал росу. Он питался только росой. И каждое утро об камень тесал края своей чаши. И конечно с каждым днем она становилась все меньше и меньше,  в конце концов, стерлась вся. Найжа-лама так и умер на Заяаша шулуун. С тех пор Заяаша шулуун считается святым местом».

Шургадаг шулуун

Этот найжа-лама перед началом медитации пролез сквозь расщелину в скале, тем самым очистился от грехов земных. С тех пор наши земляки, если у них недуг или у семьи нет детей, идут к Шургадаг шулуун и пролезают сквозь него. В Баянголе считается, если человек, не смотря на габариты, пролез сквозь Шургадаг шулуун, то он безгрешен.

Һороон аршаан

Целебный незамерзающий источник к северу от Баянгола вокруг которого образовалось озеро.

Еще с давних пор жители нашей долины омывают глаза водой этого чудотворного источника.

Хадагшаан

Хунтэй

Находится между Баргузинским и Икатским хребтами. На стыке Баргузинского и Курумканского районов. Некоторые производят от слова «Хүүнтэй» - с людьми; людное обжитое место. Куйтэн – с монгольского «холодный».

Шинагальжин

Шинагальжин - находится в Куйтунской степи в 10 км от с. Баянгол к юго-востоку от озера Саган-Нур, на стыке Баргузинского и Курумканского районов. Представляет с собой эффектный скальный выход (единственный на Куйтунах). Местность и скала известны у бурят под топонимом Шулуун Шинагальжин. Если смотреть на скалу с запада, то она похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передние лапы, с приподнятой головой, обращенной на юг.

Нюруугана

В местности Нюруугана был Дабирхайн завод (смолокурня). Смолевыми чурками забивали железную бочку и под ней разводили огонь через желобок вытекала плавленая смола. Этой смолой смазывали деревянные колеса телег.

В той же местности есть две могилы латышей. В 1890 году произошло восстание в Латвии и виновных отправили в ссылку в Баргузинскую долину. Здесь обосновались 7-8 семей. Разводили кур, свиней,  выращивали пшеницу.

Археологические памятники, расположенные на землях  Баянгола

Б. Сангадин был организатором и первым председателем коммуны «Арбижил»

Земляки- баянгольцы соорудили Буде Сангадиевичу Сангадину в конце 60-х годов памятник-обелиск. Он находится перед зданием правления колхоза имени Карла Маркса Баргузинского аймака.

1 июля 1966 года в центре улицы Ленина  был поставлен  памятник, павшим землякам на фронтах Великой Отечественной войны.

Памятник трудовой славы

В конце 70-х, в 80-х годах в связи с интенсивным строительством осушительно-оросительных систем в Баргузинском районе увеличиваются и объемы проводимых археологических обследований. В 1979 И.В.Асеевым, сотрудником Института истории, филологии, философии СО РАН, проведены разведочные работы в зоне строительства Нижнекуйтунской оросительной системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...