Педагогическая диагностика результатов воспитания
статья на тему

Перагова Наталья Олеговна

В работе рассматриваются диагностические методики определения результатов воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_vospitania.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Педагогическая диагностика результатов воспитания

Выполнила:
Перагова Н.О.,

педагог дополнительного образования

Новокузнецк, 2016

I. Введение

Большинство педагогов стремятся к определению эффективности своего труда. Но, поскольку педагогическая деятельность имеет несколько направлений (обучение, развитие, воспитание), результаты по каждому направлению могут быть различными не только по содержанию, но и по качеству. Процесс воспитания обучающихся, как и процесс их развития, достаточно продолжительное время рассматривался в педагогике как процесс, сопутствующий главному направлению в деятельности педагога – обучению. Исторически оказалась наиболее отработанной система отслеживания результатов обучения. В XX веке одним из важных направлений профессиональной педагогической деятельности было признано воспитание обучающихся. И в полной мере встал вопрос об осмыслении на научном уровне, как самого процесса воспитания, так и процесса отслеживания его результатов.

В настоящее время в системе общего и дополнительного образования на первый план выходят задачи именно  развития и воспитания обучающихся. В связи с этим становится особо актуальной такая  задача, как грамотная и продуманная организация воспитательного процесса на уровне учреждения, отдельного объединения, каждого учащегося, в том числе определение результатов воспитательной деятельности (в чем многие педагоги испытывают затруднения).

Обратимся к вопросу определения результатов воспитательной деятельности (в педагогике используется специальный термин – диагностика). Вот некоторые определения диагностики из педагогической литературы:

1.  Педагогическая диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

2. Диагностика (от греч. diagnostikos – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявлении истинного уровня чего-либо (в данном случае – воспитанности).

3. Педагогическая диагностика – это получение педагогических характеристик из материала, полученного особым способом, которые прямо нацелены на выявление личностных характеристик.

Для проведения педагогической диагностики результатов воспитания мы можем дать следующие рекомендации.

II. Основная часть

2.1. Технология организации образовательного процесса 

В педагогике разработана технология организации воспитательного процесса. Алгоритм организации представлен в ней следующим образом:

  • Определение цели и задач воспитания
  • Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся
  • Выбор методик изучения
  • Подготовка диагностического инструментария
  • Исследование испытуемых
  • Обработка и интерпретация результатов исследования
  • Анализ, оценка результатов

Из представленного алгоритма видно, что выявить уровень воспитанности обучающихся можно только в случае предварительного выбора критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание же критериев и показателей обуславливается комплексом целей и задач, решаемых педагогом.

2.2. Критерии и показатели результатов воспитания

Критерий воспитанности — это теоретически разработанные показатели различных качеств личности. Оформляются они в виде шкалы наименований. Если степени проявления качества присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом.

Таким образом, становится возможным следующее определение воспитанности у учащихся:

воспитанность учащегося – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогом цели. Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки результата.

 При выборе критериев и показателей необходимо учитывать следующие требования:

1. Связь критериев с целями воспитания. Достигается это тем, что цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности. Получается следующая схема: главная цель – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения затем переходят в критерий оценки – нравственная позиция, нравственное поведение. Аналогично все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии. Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях (отношениях) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

2. Доступность понимания критериев и показателей педагогами, учащимися и их родителями.

3. Требование конкретной, не нарушающей этики человека количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса – частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в балльной системе.

4. Методика должна быть рефлексивной, т. е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, т. к. дает возможность сравнить самого себя с идеальной моделью.

5. Системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится два раза в год. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, вносить изменения в воспитательный процесс.

6. Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся. Для этого может быть разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного учащегося.

7. Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.

Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности учащегося. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности педагогу, ученику, родителю.

Так как целевые ориентиры и другие компоненты педагогической деятельности направлены, прежде всего, на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности, либо их интеллектуальное развитие, эстетическая и физическая развитость. На интеллектуальном, эстетическом и физическом развитии мы не будем останавливаться в рамках данных рекомендаций, а в качестве примера приведем критерии  и показатели воспитательной деятельности:

1) критерий – нравственная развитость учащегося; показатели – сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка, социальная активность учащегося;

2) критерий – сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося, показатели – коммуникабельность, сформированность коммуникативной культуры учащегося.

Мера воспитанности – это мера соответствия данным критериям. О ней можно судить по показателям. Показатель – то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличность чего-либо.

Что служит такими показателями? Доступные наблюдению педагога – внешний вид, мимический и пластический образ, речь, поведение, складывающееся из отдельных поступков, избирательная деятельность, реакции на социальные явления, система его взаимоотношений с окружающими, качественность предметной деятельности, идеалы.

        Не всегда даже это множество показателей бывает достаточным, чтобы судить о воспитанности. Тогда показатели извлекают из специальных диагностических методик.

2.3. Характеристика методов диагностики воспитания

Мы предлагаем характеристику некоторых методов, наиболее часто используемых в процессе диагностики результатов воспитания.

Анкетирование

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования педагог получает материал для установления суждений и личностных качеств обучающихся.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их мета в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

  1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли Вы себя самоуверенным?»). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли Вы думать о том, что Вы что-либо сделали не так?»).
  2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
  3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность отвечающих.
  4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), и в заключении (последняя треть) – снова простые.

Достоинствами анкет являются:

  • массовость обследования;
  • большая скорость сбора информации;
  • легкость обработки результатов;
  • возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующее:

  • анкетирование не учитывает различное понимание вопросов обучающимися;
  • объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу;
  • жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

Анализ продуктов деятельности

Этот метод помогает педагогу получать психологическую информацию об обучающихся, основываясь на умелом анализе из обычной учебной работы. Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путем анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении.

Наблюдение

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением конкретных личностных особенностей.
  2. Планирование – до начал наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выявления качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
  4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.
  5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
  6. Объективность – педагог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоемкий.

К недостаткам можно отнести следующее:

  • практически невозможно  исключить влияние случайных факторов;
  • фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное;
  • наблюдению не поддаются интимные ситуации;
  • метод пассивны: педагог наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;
  • наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Беседа

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями и родителями. Беседу можно проводить также с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех ее членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может быть и более стандартизованной и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строго последовательностью предъявления четко сформулированных вопросов. Это дает возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопросов заранее не планируется, общение протекает свободнее, шире, но это осложняет Организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к педагогу. Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке беседы очень большое значение имеет предварительная работа.

  1. Ведущий беседы должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, ему будут нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
  2. Он должен определить, какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
  3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
  2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по сей беседе.
  3. Вопрос должен вызывать необходимость обсуждения, развертывания мысли.
  4. Вопросы должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности собеседника.
  5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
  6. Педагог должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые могут быть неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
  7. С точки зрения результативности беседы, лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
  8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью педагог может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
  9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника, – это шокирует.
  10.  Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.
  11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  1. Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к учащемуся.
  2. На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
  3. Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
  4. Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится еще более серьезной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

Шкалирование

Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.

Выделяют три вида шкал.

Оценочные шкалы.

Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов их исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.

Например, для оценки характера взаимоотношений педагога с учащимися можно применить такую шкалу оценок:

  1. Резко отрицательный, враждебный (-2).
  2. Слабо отрицательный (-1).
  3. Безразличный (0).
  4. Слабо положительный (+1).
  5. Ярко положительный (+2).

При этом необходима подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы.

Тестирование

Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто он является наименее трудоемким способом получения сведений об объективных данных или субъективных позициях. Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов. Нежелательно, чтобы тесты содержали неопределенные и расплывчатые понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого человека свое понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.

III. Заключение

Напомним, что изучение учащихся не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы. На основании данных диагностики педагог оценивает состояние воспитанности учащихся и формулирует возможные проблемы в их дальнейшем развитии. Педагог должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учащихся на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом под проблемой здесь подразумевается какой-либо недостаток в развитии, воспитании учащихся, а под задачей — описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы. В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, такой задачей может быть формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта на основе данных диагностики, инструментально описывая поведение учащегося. В данном случае это будет примерно так: учащийся знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т.д..

Необходимо обсуждение результатов с самим учащимся в доверительной беседе, в отдельных случаях - обсуждение оценки по отдельным показателям. В других случаях - обсуждение оценки уровня воспитанности учащегося с его родителями (лучше в совместной беседе). И все это при соблюдении педагогического такта, выдержки, доброжелательности.

Опыт использования оценки воспитанности и процедура ее выставления убеждает в том, что это стимулирует у учащихся процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

Таким образом, эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого учащегося и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Литература

1. Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: школьная Пресса, 2000. – 96 с. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 13)

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., Российское педагогическое агенство, 1996.

4. Подласый И. П. Педагогика. Книга 2. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 254 с.

5. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

6. Фридман Л.В., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.

7. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.

8. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Карустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ)

В данной методической разработке нашли свое отражение основы и принципы диагностики, с последующим анализом результатов апробации авторского подхода к решению вопроса обобщения и оценки результатов об...

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...

Результаты диагностики оценки воспитанности у учащихся 9 классов

Общая культура и воспитанность  предполагает определенную начитанность учащихся, широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и порядочность...

Диагностика результатов обучения и воспитания

Доклад на методическое совещание "диагностика результатов обучения и воспитания"...

Педагогическая диагностика результатов ЗУН учащихся на уроках истории.

Полноценно организовать обучение учитель может только тогда, когда хорошо представляет себе уровень знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету.Действующая система оценивания, принятая в отеч...

Результат диагностики уровня воспитанности. 6 класс

Диагностика уровня воспитанности учащихся....

Результат диагностики уровня воспитанности 5 класс

Диагностика уровня воспитанности 5 класс...