Проблема формирования творческой личности школьника
статья на тему

Пушкова Ирина Юрьевна

Основная проблема формирования творческой личности  и пути её решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_formirovaniya_tvorcheskoy_lichnosti_shkolnika.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

            Проблема формирования творческой личности школьника

 Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

   Проблема творчества, творческой деятельности постоянно привлекает внимание многих отечественных и зарубежных ученых-психологов (Боно Э., Брушланский А.В., Тихомиров О.К., Гилфорд Дж., Гальперин П.Я. и др.) и педагогов (Галин А., Гринева А.В., Волков И.П., Лернер И.Я., Максимова В.А. и др.).

   Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Исследователи (Боно Э., Гальперин П.Я., Гилфорд Дж., Матюшкина А.М.) отмечают, что овладение процессом творческой деятельности будет проходить более эффективно за счет развития творческого мышления. Сами педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитание творческой личности в целом. Доминирующей особенностью творческой деятельности является способность видеть и находить различные подходы к решению задач.

    В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. У младших школьников в большей степени сохраняются черты сензитивности для развития воображения и творческих способностей. Поэтому в младшем школьном возрасте развитие творческих способностей особенно важно.

   Выгодский Л.С. в своей книге «Психология искусства» сказал: « Обучать творческому акту нельзя: но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению!»

    Проблема формирования вариативности решения задач у младших школьников является в ряду других проблем, связанных с формированием творческой личности и развития школьника как субъекта учебной деятельности, одной из важных, но в современной психолого-педагогической литературе разработки ещё не получила и требует исследования.

                           Проблема развития творческой активности

    Существенная характеристика интеллекта – его творческая направленность, однако условия и обстоятельства её формирования на различных возрастных ступенях изучены ещё сравнительно мало. Вместе с тем воспитывать готовность к творческой деятельности важно уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются способы учебной работы.

     В младшем школьном возрасте развивающаяся исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных процессов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика.

    Исследовательская активность учащегося выступает как предпосылка эффективности усвоения нового учебного материала, условие творческого преобразования ранее усвоенных знаний и саморазвитие учащегося, а также как психологическое условие эффективности системы обучения и воспитания. Творческая активность составляет предпосылку и условие личностного роста ребенка, открытия им самого себя.

     По словам Матюшкина А.М., основу развития продуктивной творческой познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека.

     Сухомлинский В.А. писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, умей увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе». Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, ребенок начинает стремиться к решению более сложных задач.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем, и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителями и сверстниками. Это говорит о заданности на шаблонное поведение, что понижает творческую активность школьников.

    Поддержка и развитие творческой активности могут осуществляться разными путями. Учитель должен быть свободен в выборе путей для развития творческой активности школьников.

   Познавательное развитие – творческий процесс. Именно поэтому такое большое место уделяется поисковой и исследовательской активности, составляющей начальные этапы развития творчества, придается большое значение познавательным потребностям как внутреннему источнику развития на пути к творчеству, равноправному диалогу как непременному психологическому и педагогическому условию развития творческого звена в познавательной сфере личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"

Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления восп...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Формирование творческой личности на занятиях лепкой из солёного теста с дошкольниками и младшими школьниками

Данная статья описывает процесс формирования творческой личности на занятиях лепкой из соленого теста с дошкольниками и младшими школьниками...

Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...

Статья : "Формирование творческой личности младших школьников"

Чтобы правильно и успешно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы хар...

СООБЩЕНИЕ «Актуальные проблемы формирования культуры личности школьника на уроках физической культуры»

Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения мора...