Программа самообразования
материал на тему

Храброва Наталья Александровна

Программа самообразования учителя биологии, химии, географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа самообразования40.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ПЕРВО-БУЛДУРУЙСКАЯ ООШ

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя биологии, географии, химии

Храбровой Н.А.

2018 г.

1.Паспорт программы

Наименование программы

Программа самообразования

Основания для разработки программы

  • Программа развития школы
  • Образовательная программа школы

Разработчик программы

Учитель географии, биологии, химии

Цель программы

Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста профессиональной компетентности педагога

Задачи программы

  • Внедрение в практику своей работы знаний, умений, навыков, полученных в ходе получения образования
  • Изучение и использование учителем на практике современных способов контроля знаний, умений, навыков учащихся
  • Внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий
  • Обобщение и распространение своего педагогического опыта

Срок реализации программы

2015-18 гг.

Основные разделы программы

1.Паспорт программы

2.Информационная справка об авторе программы самообразования.

3. Обоснование  программы.

4. Цель и задачи программы.

5. Принципы реализации программы.

6. Направление, содержание и формы реализации программы.

7. План реализации программы.

8. Этапы реализации программы.

9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

10.Управление реализацией программы.

2. Информационная справка об авторе программы самообразования

1.Фамилия Имя Отчество: Храброва  Наталья Александровна

2. Число, месяц, год рождения: 01.12.1993

3. Образование: среднеспециальное

4. Должность: учитель, географии, биологии, химии.

5. Стаж педагогической деятельности: 2

6. Стаж работы в данном образовательном учреждении: 2

3. Обоснование программы

 

 Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

 Общество всегда предъявляет к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.

Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов – главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование – средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности – важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях.

Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, её социальной ролью, с другой стороны – реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом,  повышение квалификации характеризует стремление  учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности  для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.

4. Цель и задачи программы

Целью программы является обеспечение непрерывного повышения квалификации учителя как условия роста уровня его  профессиональной компетентности.

Реализация данной цели возможна при условии решения следующих задач:

  • Внедрение в практику своей работы знаний, умений, навыков, полученных в ходе получения образования
  • Изучение и использование учителем на практике современных способов контроля знаний, умений, навыков учащихся
  • Внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий
  • Обобщение и распространение своего педагогического опыта

5. Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • Всеобщность
  • Непрерывность
  • Целенаправленность
  • Интегрированность
  • Единство общей и профессиональной культуры
  • Индивидуализированность
  • Взаимосвязь и преемственность
  • Доступность
  • Опережающий характер
  • Вариативность

6. Направления, содержание и формы реализации программы

Профессиональное самообразование осуществляется по следующим направлениям:

  • Систематическое обучение
  • Профессиональное общение
  • Практика
  • Индивидуальная работа
  • Работа по личностному росту

Систематическое обучение. Оно предполагает регулярное  обучение на проблемных или квалификационных курсах, посещение разнообразных методических семинаров.

Профессиональное общение. Отдача  от курсовой подготовки возрастает, если учитель, опираясь на знания, приобретённые в процессе учёбы, информирует своих коллег на заседаниях школьных методических объединений, производственных совещаниях о новых идеях, подходах, педагогическом опыте, проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы с показом эффективных приёмов работы с детьми.

Практика. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с образовательным процессом, в ходе которого учитель имеет возможность каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания, приобретать новый опыт, искать  оптимальные решения насущных педагогических проблем, реализовывать социально-педагогические инициативы.

Педагогическая практика включает повседневную и опытно-экспериментальную педагогическую деятельность, является основой педагогического опыта учителя. Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, в развитии конкретного учителя, воспитателя, классного руководителя,  в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности  педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт – результат творческих поисков педагога, в нём сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала. Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения, её отбор,  классификация, выделение основного, главного, выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте, выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Эта работа требует от педагога  тщательной подготовки, глубокой продуманности, ответственности, становится школой педагогического мастерства.

Индивидуальная работа. Она предполагает самостоятельное добывание учителем новых педагогических знаний из различных источников информации и их осмысление.

Работа  по личностному  росту. Она предполагает  планомерную  и целенаправленную деятельность педагога направленную на повышение его статуса: повышение квалификационной категории, получение званий  и т.д..

Каждое направление программы обеспечивается реализацией разнообразных форм работы по повышению квалификации педагога, наполняется определённым содержанием. При отборе форм и содержания самообразования необходимо учитывать следующие аспекты:

  • Индивидуальные личностные особенности педагога
  • Конкретные педагогические проблемы, затруднения, стоящие перед ним
  • Цели, задачи, приоритеты, определённые педагогическим коллективом школы.

Направления самообразования

Направление

Формы

Систематическое обучение

  • Обучение на проблемных или квалификационных курсах
  • Обучение на методических семинарах

Педагогическое обобщение

  • Участие в работе школьных методических объединений, временных творческих коллективов, педагогических гостиных
  • Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий
  • Посещение уроков коллег

Практика

  • Разработка программ и методических материалов.
  • Работа по новым УМК в связи с переходом на ФГОС нового поколения.
  • Внедрение в практику современных педагогических технологий.
  • Обобщение опыта педагогической деятельности.
  • Контроль за ведением тетрадей учащихся

Индивидуальная работа

  • Работа над  индивидуальной темой самообразования «Психолого-педагогические основы организации современного урока»
  • Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта.
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • Знакомство с опытом работы коллег.
  • Пополнение методической копилки.
  • Изучение Программы управления качеством, ее составление и применение

Работа по личностному росту

  • Размещение материалов на образовательных сайтах и форумах.
  • Подготовка детей к научно-практическим конференциям и конкурсам (исследовательская деятельность).

7.Примерный план реализации программы

Направления

Планируемые мероприятия

Сроки

Систематическое обучение

Обучение на квалификационных курсах повышения квалификации

Июнь 2016г.

Обучение на методических семинарах:

  • школьных
  • районных

В соответствии с планом методической работы школы

Педагогическое обобщение

Выступления на методическом объединении учителей предметников.

В соответствии с планом работы МО учителей предметников

Проведение открытых уроков.

Один раз в год

Поведение предметной недели.

Один раз в год

Посещение уроков коллег.

Один раз в месяц.

Практика

Разработка рабочих программ по преподаваемым предметам.

2015-18гг.

Изучение и составление Программы управления качеством

2015-2016

Разработка программ по факультативам.

2015-18гг.

Разработка рабочей программы по географии для 5, 6-го класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

2016г.

Изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий:

  • проблемного  обучения;
  • информационных  технологий;
  • технологии развития критического мышления.

2015-18гг.

Использование на уроках и внеклассных мероприятиях электронных и цифровых образовательных ресурсов нового поколения: компьютерных презентаций, электронных учебных модулей, видео- и аудиозаписей, интерактивных кроссвордов и карт.  

Постоянно

Индивидуальная работа

Работа над  темой «Психолого-педагогические основы организации современного урока в школе »

По индивидуальному плану

Посещение библиотеки с целью изучения новейшей методической литературы

Ежемесячно

Использование в учебном процессе образовательных  ресурсов сети Интернет.

Постоянно

Оформление подписки на профессиональные методические журналы.

Один раз в полугодие

Разработка собственных сценариев уроков, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов.

Постоянно

Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности.

Постоянно

Изучение нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта по организации системы образования, локальных нормативных правовых актов муниципалитета и школы.

Постоянно

Приобретение новейшей методической литературы.

Постоянно

Изучить положения о ведении рабочих тетрадей, о ведении журналов, о рабочих программах

2015  г

Работа по личностному росту

Подготовка с учащимися научно-исследовательских работ для выступления на научно-практической конференции школьного уровня.

В соответствии с планом работы школы

Подготовка с учащимися научно-исследовательских работ для выступления на научно-практической конференции муниципального уровня «Шаг в науку»

В соответствии с планом работы Комитета Образования

Программа определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, она уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования .

8. Сроки и этапы реализации программы

Первый этап (сентябрь-октябрь 2015г.)

Разработка программы

Второй этап (ноябрь 2015- апрель 2018г.)

Реализация основных направлений программы

Третий этап ( май 2017 – июнь 2018)

Оценка эффективности реализации программы; обобщение опыта работы по реализации программы; определение дальнейших путей развития

9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты:

  • Знать и понимать основные нормативно-правовые документы федерального уровня и субъекта РФ по организации системы образования;
  • научиться составлять и применять Программу управления качеством образования;
  • изучить положения о ведении тетрадей учащихся, о ведении журнала, о рабочих программах
  • разработать рабочие программы по предметам,

Критерии, по которым  оценивается эффективность реализации программы:

  • Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ  по организации системы образования;
  • Знание и активное использование современных педагогических технологий;
  • Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
  • Использование в работе основ научной организации труда, возможностей компьютерной техники и ИКТ технологий;
  • Удовлетворённость собственной деятельностью;
  • Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Эффективность реализации программы оценивается с помощью следующих методов и методик:

  • Самоанализ;
  • Педагогическое самонаблюдение;
  • Самодиагностика с использованием следующих методик:

- «Лист самооценки педагога» (В.М.Лизинский);

- «Карта педагогической готовности» (В.М.Лизинский);

- Карта  профессиональной деятельности педагога» (В.М.Лизинский);

- «Программа изучения трудностей в работе» (Л.П.Ромадина)

- «Самоанализ педагогической деятельности» (Н.С.Корнакова);

- «Самоанализ исследовательской новаторской педагогической деятельности» (Н.С.Корнакова);

- анкетирование учителей, учащихся и их родителей (материалы разработаны В.М.Лизинским, Л.К.Гребёнкиной, Н.С.Анциферовой);

- собеседование с администрацией, учителями, коллегами, учащимися, родителями;

- анализ результатов учебно-воспитательной работы.

10. Управление реализацией программы

Управление программой осуществляет учитель, который:

  • разрабатывает программу и вносит в неё необходимые коррективы;
  • определяет содержание и формы самообразования;
  • обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;
  • несёт ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
  • проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  • готовит отчёт о реализации программы с периодичностью один раз в год.

Приложение 1

План реализации темы самообразования

Этап

Содержание деятельности

Уч.год

Форма результатов

Информационно-аналитический этап

Изучение научно-методической литературы;

Обзор статей сети Интернет по теме самообразования

2018-2020

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса,  приёмов практического применения, обоснования и доказательства эффективности использования технологии проблемного обучения.

2018-2020

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Методическая копилка (разработки  уроков с применением изучаемой технологии)

Обобщение и представление опыта

Выступление на заседании методического объединения  с отчётом по теме самообразования.

2019-20

Портфолио

Брошюра «Обобщение опыта работы по теме самообразования «Психолого-педагогические основы организации современного урока»

Приложение 2

План самообразования на 2018-19 уч.год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Разработка рабочих программ по преподаваемым предметам и факультативам.

Август

Проведение открытого урока.

2019  г

Проведение предметной недели.

2018 г.

Оформление заявки для размещения  материалов на сайте Фестиваля «Открытый урок»  (http://festival.1 september.ru).

Апрель 2019г.

Посещение уроков коллег.

Один раз в месяц

Изучение научно-методической литературы, обзор статей сети Интернет по теме «Современные педагогические технологии» и теме  самообразования «Психолого-педагогические основы организации современного урока».

Ежемесячно

Посещение библиотеки с целью изучения новейшей методической литературы.

Ежемесячно

Приобретение методической литературы по географии для 5,6,7,8 класса в связи с переходом на стандарты  второго поколения.

В течение  года

Оформление подписки на профессиональные методические журналы.

Ноябрь

Май

Подготовка учащихся к конкурсам и научно-практическим конференциям.

В соответствии с положениями о конкурсах и конференциях

Пополнение методической копилки.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Программа самообразования

программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования....

Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....

Программа самообразования / Программа социального партнерства

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...