Дневник психолого-педагогической практики
материал на тему

Храброва Наталья Александровна

Дневник психолого-педагогической практики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 08.01.2018

09:00-11:30 Изучение рабочего места психолога

Характеристика рабочего места психолога

1.        Расположение кабинета педагога-психолога.

С самого начала своей деятельности педагогу-психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в образовательном учреждении.

С одной стороны, кабинет педагога-психолога – очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны – это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.

Как известно, в образовательных учреждениях по проекту не было предусмотрено создание психологической службы, поэтому любое выбранное помещение требует, как правило, реконструкции.

В качестве кабинета педагога-психолога может быть использована небольшая по размерам комната (не менее 25-30 м2, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях), пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Кабинет педагога-психолога удобней расположить на первом этаже, так как педагоги-психологи принимают не только детей, посещающих образовательное  учреждение, но и родителей, а также независимых клиентов. Второе немаловажное условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется в виду два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным и желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения.

Вариантом неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данный способ организации психологического кабинета не способствует компетентной профессиональной деятельности педагога-психолога и может значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.

2.        Температурный режим.

Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время, в связи с повышенной сухостью воздуха, для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт». Желательно также наличие установки для кондиционирования воздуха.

3.        Организация пространства кабинета педагога-психолога.

С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

В зоне первичного приема и беседы с клиентом размещается рабочий стол и кресло педагога-психолога, несколько стульев для посетителей, поставленных на разном расстоянии от стола под разным углом к нему (прямо, под углом, далеко от стола, несколько стульев вместе, один отдельно в углу комнаты и т.п.) для того, чтобы посетитель (взрослый, ребенок, взрослый вместе с ребенком) мог выбрать наиболее удобное для себя место. Одновременно понимание того, какое место занял посетитель (например, сел ли ребенок рядом с мамой или предпочел сидеть отдельно) может дать ценную дополнительную информацию. В данной зоне находится картотека с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях); закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.

В этой зоне ведется первичная беседа с родителями, официальные беседы с детьми, педагогами и пр. Поэтому мебель в этой части кабинета должна быть расположена так, чтобы подчеркнуть профессиональный статус педагога-психолога и создать определенную дистанцию. Очень хорошо, если стоящая здесь мебель будет достаточно официальной, солидной.

Зона консультативной работы предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Если кабинет расположен в одной комнате, то зона консультативной работы выделяется в стороне от рабочего стола психолога, на достаточном расстоянии от него.

Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно находиться лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.

Все необходимые педагогу-психологу материалы для работы, должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.

Для диагностической работы в кабинете полезно иметь 2-3 рабочих стола (школьные парты) разного размера, чтобы детям любого возраста было удобно за ними сидеть, выполняя задание (при необходимости это может быть один стол и при нем стул, высоту сиденья которого можно изменять). Вокруг столов предусматривается достаточно места, чтобы педагог-психолог мог занять любую позицию около ребенка (напротив, рядом, несколько сбоку, под углом). Один из рабочих столов используется как вспомогательный. Здесь перед проведением работы подготавливаются необходимые методики, формы для регистрации, секундомер, диктофон и пр.

Зона коррекционно-развивающей работы в кабинете педагога-психолога имеет особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне дополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.

При работе с подростками педагог-психолог чаще применяет тренинговые формы работы, что накладывает свой отпечаток на оформление зоны. Остается актуальным мягкое покрытие, позволяющее детям разместиться на полу, передвижная мебель, наличие места для удобного размещения необходимых для работы материалов: карандашей, бумаги, клея и др. Однако пространство становится менее насыщенным яркими акцентами, дает большую возможность для трансформации.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых (учителей, воспитателей). Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музы кальным сопровождением.

Личная (рабочая) зона педагога-психолога. В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона педагога-психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Зона ожидания приема. Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. Во время работы психолога с ребенком, родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т.д.). Зону ожидания приема лучше организовать в пространстве перед кабинетом психолога, с учетом того, что она не должна находиться в районе активного передвижения людей.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую.

Если в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление работы – соответствующая зона может быть в кабинете не представлена.

Документация психолога. Нормативная документация.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

1.        «Конвенция о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.).

2.        Законы Российской Федерации:

■        Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (в действующей редакции).

■        Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ.

■        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  от 24.07.1998г.  № 124-ФЗ.

3.        Постановления Правительства Российской Федерации:

■        Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1994г. № 1052 «Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».

■        Постановление Российской Федерации и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996г. № 1 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

■        Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003г. № 191. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

■        Постановление Российской Федерации от 30.06.2003г. № 41. Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 07.09.2003 г. № 4963 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

4.        Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

■        Приказ Министерства образования Российской Федерации № 360 «Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».

■        Приказ Министерства образования Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.1995г. № 463/1268 «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, объемные показатели по соотнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей».

■        Приказ Министерства образования Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию от 14.12.1995г. № 622/1646 «Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требования к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категории».

■        Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 06.01.1998г. № 18 «Об утверждении положения о координационном совете по психологии».

■        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации».

■        Приказ Минобразования России от 26.06.2000г. № 1908 «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

■        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2004г. за № 945. «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».

5.        Решения коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации:

■        Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998г. № 7/2 «О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми»

■        Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29.03.1995г. № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации»

■        Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1999г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования»

6.        Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования Российской Федерации 17.06.2003г.).

7.        Письма Министерства образования и науки Российской Федерации:

■        Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.1989г. № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».

■        Письмо Министерства народного образования РСФСР от 10.11.1989г. №247/18-21 «О введение в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.03.1994г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

■        Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28.01.1997г. № 7 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

■        Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.01.1998г. № 20-58-0 7ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 07.04.1999г.  № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

■        Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 29.06.1999г. №129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2000г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ОУ».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.06.2000г. № 27/1012-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.08.2000г. №22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии».

■        Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога ОУ».

■        Письмо Минобразования Российской Федерации от 16.01.2002г. N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

■        Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.03.2003г. №03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс».

■        Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

■        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.04.2008г. №АФ-150/06 «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации».

8.        Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г.Москве).

11:30-13:00 Ознакомление с методиками психологической диагностики определения школьной зрелости при поступлении в 1 класс «Нарисуй человека» (интерпретации К. Маховер, Ф. Гудинаф - Д. Харрис), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Зашумленные картинки», «Составление картинки из частей», «Исключение лишнего», «МЭДИС», «Кубинско-американская комплексная экспресс-методика готовности к школе», «Мотивационная готовность» А.Л. Венгер

09.01.2018

09:00-11:00 Ознакомление с документацией школьного психолога

Специальная документация.

Специальная документация – это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

К специальной документации педагога-психолога относятся:

■        выписка из медицинской карты. Она отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния;

■        карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте;

■        психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка;

■        выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;

■        протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком;

■        протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения, психологические карты и протоколы.

Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога – в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только педагогу-психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация.

Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога. Вследствие пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:

■        график работы педагога-психолога в ОУ;

■        циклограмма работы педагога-психолога;

■        номенклатура дел педагога-психолога ОУ;

■        годовой план работы педагога-психолога;

■        журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ;

■        итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.

11:00-13:00 Изучение методик наблюдения за изучением личностных особенностей детей на этапе адаптации к систематическому школьному обучению, курирование процесса адаптации, выявление причин дезадаптации ( методики «Нарисуй свою семью», «Цветовой тест отношений», «Фильм -тест Рене Жиля»)

13:00 Применение методики «Нарисуй свою семью» в 3 классе

10.01.2018

09:00 – 11:00 Изучение методик определения готовности к обучению в среднем звене школы на этапе окончания третьего-четвертого класса. Здесь возможно ознакомление с методиками «Несуществующее животное», детским вариантом опросника Р. Кеттела, социометрией, методом семантического дифференциала в приложении к изучению учебной мотивации.

11:00 – 13:00 Психологическая диагностика.

Применение методики «Несуществующее животное» в 4 классе

Обработка результатов

13:00 – 14:00 Коррекционно-развивающее занятие. Индивидуальное

(Кочнев А., 6 класс, умственная отсталость)

Изучение ведущего типа памяти

Слова для воспроизведения на слух: машина, яблоко, карандаш, лес, цветок, дождь, кастрюля, воробей.

Зрительная: самолет, груша, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

У Кочнева А. преобладает слуховая память. Из 8 предложенных слов ребенок воспроизвел 7 слов.

Изучение уровня внимания

Инструкция к тесту: Прочитай этот текст. Если найдешь в нем ошибки, исправь их.

Стары лебеди склонили перед ним свои шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

При подсчете ошибок, выяснилось, что уровень внимания у ребенка низкий.

Изучение восприятия

Инструкция: прочитай фразу и запиши правильное предложение

ЗиМОЙ медВЕдьвПАдаетВСПячку

Ребенок допустил одну ошибку.

11.01.2018

09:00-11:00 Подготовка к занятиям

11:00-13:00 Изучение диагностик на исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы).

-Анкета « Как определить уровень воспитанности?».

-Диагностика нравственной самооценки.

- Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).

- Диагностика этики поведения.

- Диагностика отношения к жизненным ценностям.

- Диагностика нравственной мотивации.

13:00-15:00 Применение методики диагностики нравственной самооценки  в 7 классе

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

Мне приятно доставлять людям радость

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Результат: высокий уровень: -

средний уровень: 4

ниже среднего: 2

низкий: 1

12.01.2018

09:00-11:00 Подготовка материала, изучение методик исследования уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы).

-«Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам».

-Анкета «Будем здоровы!».

-  «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

11:00-13:00 Проведение тестирования по «Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний» (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич) в 9 классе

Опросник применяется для выявления и оценки невротических состояний.

Инструкция: испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно или всегда.

  1. Ваш сон поверхностный и неспокойный?
  2. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?
  3. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (не отдохнувшим)?
  4. У Вас плохой аппетит?
  5. У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?
  6. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?
  7. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
  8. Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?
  9. Замечаете ли Вы. Что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?
  10. Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным: забываете, куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только собирались делать?
  11. Вас беспокоят навязчивые воспоминания?
  12. Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?
  13. У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т.д.)?
  14. Вы не можете сдерживать слезы и плачете?
  15. Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?
  16. Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?
  17. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
  18. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
  19. Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.д.?
  20. Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?
  21. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»?
  22. Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?
  23. Бывают ли у Вас приступы учащенного сердцебиения?
  24. Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас?
  25. Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения?
  26. У Вас бывают периоды такого беспокойства. Что Вы даже не можете усидеть на месте?
  27. Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?
  28. Ожидание Вас тревожит и нервирует?
  29. У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь?
  30. При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?
  31. Вы замечали, как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?
  32. У Вас бывают кошмарные сновидения?
  33. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь ил за что-нибудь?
  34. Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?
  35. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?
  36. Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно Вы волнуетесь?
  37. Вы обращали внимание на то. Что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении?
  38. Беспокоит ли Вас, что вы не можете освободиться от постоянно возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?
  39. Вы легко потеете при волнениях?
  40. Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?
  41. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
  42. У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?
  43. Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?
  44. Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)?
  45. Легко ли Вы обижаетесь?
  46. У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений:
  47. Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно оценивается окружающими?
  48. Вам часто хочется побыть одному?
  49. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?
  50. Вы чувствуете себя скованно или неуверенно в обществе?
  51. Бывают ли у Вас головные боли?
  52. Замечаете ли Вы, как стучит, или пульсирует кровь в сосудах, особенно если вы волнуетесь?
  53. Совершаете ли Вы машинально ненужные действия (потираете руки, поправляете одежду, приглаживаете волосы и т.д.)?
  54. Вы легко краснеете или бледнеете?
  55. Покрывается ли Ваше лицо, шея или грудь красными пятнами при волнениях?
  56. Приходят ли Вам на работе мысли, что с Вами может неожиданно что-то случиться и Вам не успеют оказать помощь?
  57. Возникают ли у вас боли или неприятные ощущения в области желудка, когда Вы расстраиваетесь?
  58. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?
  59. Бывают ли у Вас запоры или поносы?
  60. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает отрыжка или тошнота?
  61. Прежде чем принять решение Вы долго колеблетесь?
  62. Легко ли меняется Ваше настроение?
  63. При расстройствах у Вас появляется зуд кожи или сыпь?
  64. После сильного расстройства Вы теряли голос или у Вас отнимались руки или ноги?
  65. У Вас повышенное слюноотделение?
  66. Бывает ли, что Вы не можете один перейти улицу, открытую площадь?
  67. Бывает ли, что Вы испытываете сильное чувство голода, а едва начав есть, быстро насыщаетесь?
  68. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

13:00-15:00 Анализ результатов, разработка коррекционного занятия

13.01.2018

09:00-11.00 Подготовка материала. Изучение методик на исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы).

-Адаптация первых классов.

-Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей).

- Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.

- Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека.

-Проективная методика рисунок «Кактус».

- Адаптация пятых классов.

- Тест школьной тревожности Филлипса.

- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

-  Групповой интеллектуальный тест.

11:00-15:00 Коррекционное занятие(индивидуальное)

Ребенок: Костромин Егор, 4 класс, умственная отсталость

Цели: формировать понятие о величине предметов (большой - маленький); учить различать голоса животных и подражать им; развивать понимание простой инструкции; развивать общую моторику и координацию движений.
1. Предлагается несколько игрушек (собака, кот, корова, медведь). Педагог показывает игрушку, называет ее и имитирует голос животного. Затем имитирует голос животного и спрашивает: Кто это? Ребенок указывают на нужную игрушку.

2. Упражнение «Ревущий мотор»

Цель: позволяет сбросить напряжение и настроится на работу

Инструкция: «Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы вместе с вами организуем их здесь.
3. Игра "Кто как голос подает?" На картинках изображены животные. Ребенок должен узнать животное и воспроизвести его голос.
Инструкция: Кто это? Как он говорит?
Игра проводится путем совместных действий или по показу.

4. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.
Мишка по лесу пошел,
Шел, шел, шел
И к болоту он пришел.
Ходьба по дорожке с имитацией походки медведя.
Прыгать он уже умеет.
Прыгать будет он смелее.
Упражнение выполняется путем совместных действий. Перепрыгивание через дощечку.
Мишка шел, шел, шел
И цветочки нашел,
Мишка цветы собирает
И в корзиночку бросает.
Упражнение выполняется по показу или с помощью указующего жеста. Корзинка находится у педагога.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

15.01.2018

09:00-11:00 Изучение методик общей диагностики 2-4 классов.

- Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.

- Детский вариант шкалы явной тревожности.

- Тест школьной тревожности Филлипса.

 - Тест «Рисунок школы».

- Анкета для привлекательности классного коллектива.

11:00-13:00 Применение диагностики «Рисунок школы» во 2 классе

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1) цветовая гамма;

2) линия и характер рисунка;

3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1) Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

2) Линия и характер рисунка:

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

3) Сюжет рисунка:

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе);

наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.);

изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»;

время года – весна, лето (солнце, нет туч);

изображение светлого времени суток.

0 баллов – ассиметричность рисунка;

отсутствие деталей и украшений;

отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы;

время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);

время суток – ночь или вечер.

1 балл – обе характеристики присутствуют.

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

13:00 – 15:00 Анализ результатов.

 Составление памятки для учащихся 9 класса «Как сдать экзамены».  Цель: создать положительный настрой на сдачу ОГЭ у учащихся 9 класа

16.01.2018

09:00-11:00 Изучение методик общей диагностики 6-11 классов.

-Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет.

- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах.

-Изучение особенностей Я - концепции.

-Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности.

-Оценка отношений подростка с классом.

- Оценка психологического климата в классе.

11:00-13:00 Проведение методики «Оценка отношений подростка с классом

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».
На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.
В качестве исходного банка суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный тип восприятия индивидом группы (а именно — учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Проведение исследования

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.
По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.
Инструкция. Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами а, б или в. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

Анкета
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а — знает больше, чем я:
б — все вопросы стремится решать сообща;
в — не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а — используют индивидуальный подход;
б — создают условия для помощи со стороны других;
в — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а — знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
в — помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а — некому помогать;
б — не мешают при выполнении задачи;
в — остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а — я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
б — мои усилия достаточно вознаграждены;
в — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
а — каждый  заинтересован в улучшении результатов всех;
б — каждый занят своим делом и не мешает другим;
в — каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся  оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а — создают дух соперничества между учениками;
б — не уделяют им достаточного внимания;
в — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а — возможность работы, когда тебе никто не мешает;
б — возможность получения новой информации от других людей;
в — возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль преподавателя должна заключаться:
а — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
в — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
в — стремлюсь внести свой  вклад  в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а — имел ко мне индивидуальный подход;
б — создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
в — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
б — чувствуешь себя ненужным в  группе;
в — тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;
в — успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы;
а — работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
б — работать индивидуально с преподавателем;
в — работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка и интерпретация результатов

На основании ответов испытуемых с помощью ключа производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» — «77», «коллективистический» — «7?». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

lИ+mП+nK


где I — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; т — «прагматическому»; п — «коллективистическому», например:
4И+6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический

1 В   8 А
2 А   9 Б
3 Б   10 Б
4 Б   11 А
5 Б   12 А
6 Б   13 В
7 Б   14 В

1 Б   8 В
2 В   9 А
3 В   10 В
4 А   11 В
5 В   12 Б
6 А   13 Б
7 А   14 А

1 А   8 Б
2 Б   9 В
3 А   10 А
4 В   11 Б
5 А   12 В
6 В   13 А
7 В   14 В

13:00-15:00 Индивидуальное коррекционное занятие (Мурзина Элина, 4 класс, ЗПР)

Цели: Гармонизация эмоционального состояния, Развитие и познание внутреннего мира ребенка, снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, Осознание и отреагирование чувств

1. Приветствие

2.Разминка. Упражнение

3. Упражнение «Лицо»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с родителями.

Материалы: краска, кисточка, помада (краска для рисования по телу, иногда участники программы буквально используют ее на своем лице).

Инструкция: ребенка просят раскрасить/ нарисовать лица женское, мужское, детское, при желании прокомментировать свою работу.

4.Упражнение «Зеркальный монстр» (или «Победитель зеркального монстра» - участники программы изображают на зеркале то, что помогает им победить страх, тревогу, снизить напряжение).

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно – фобических реакций.

Материалы: зеркало, краски, кисточка, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх. 5.Заключительное обсуждение.

6.Ритуал прощания.

17.01.2018

09:00-11:00 Подготовка материала. Сбор материалов для буклета для учеников 9 класса на тему «Памятка сдающему экзамены»

11:00-13:00 Индивидуальные консультации для учащихся 8-9 класса по поводу эмоционального настроя на экзамены

13:00 – 15:00 Индивидуальное коррекционное занятие (Костромин Е., 4 класс, УО)

Цели: Развитие навыков самопознания. Познание внутреннего мира ребенка

1.Упражнение «Чудо – кактус»

Материалы: терапевтическая сказка «Чудо – кактус», пластилин, зубочистки, цветная бумага. Инструкция: после прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами.

Сказка: «На золотых песчаных просторах жил сердитых кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных ударов. Поэтому все в округе стали называть кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка», или «Дерущуюся Злюку надо часто наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но нужно сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое – то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами песчаных просторов…и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке стал петь песни и смеяться. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючек все меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку, все стали называть Чудо – кактус.

2. Упражнение «Мир из песка» («Зыбкий мир» - использование вместо песка соли и других сыпучих продуктов).

Материалы: пленка, песок, игрушки.

Инструкция: попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на песке или что-нибудь из него построить, сочинить историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.

3.Заключительное обсуждение.

18.01.2018

09:00-11:00 Подготовка материалов. Оформление буклета на тему «Памятка сдающему экзамены» для учащихся 9 класса

11:00 – 13:00 Анкетирование в 7 классе

Анкета «Будем здоровы!»

Инструкция: Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1. Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

А) Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;

Б) Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

С) Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2.Регулярно ли вы делаете зарядку?

А) Да, это для меня необходимость;

Б) Иногда делаю;

В) Нет, не делаю вовсе.

3. Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

А) Регулярно (как минимум два раза в месяц);

Б) Иногда (2 – 3 раза в пол года);

В) Никогда или очень редко.

4. Хорошо ли вы спите?

А) Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;

Б) Не всегда, бывает, я часто просыпаюсь;

В) Просыпаюсь почти каждую ночь.

5. Часто ли вы болеете?

А) Очень редко (не чаще 1 раза в год);

Б) Болею 3 – 4 раза в год;

В) Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

6. Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

А) Нет;

Б) Затрудняюсь ответить;

В) Да.

7. Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

А) Да, стараюсь всегда его соблюдать;

Б) Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

В) Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

8) Часто ли вы устаете после уроков?

А) Почти никогда не устаю;

Б) Иногда устаю очень сильно;

В) Да, почти всегда сильно устаю.

9) Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?

А) Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;

Б) Он вас, в общем-то, устраивает;

В) Вы ходите на него без особой охоты.

10. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

А) Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;

Б) Периодически посещаю спортивные секции;

В) Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11. Курите ли вы?

А) Нет, я никогда не пробовал;

Б) Да, но лишь изредка;

В) Да, курю постоянно.

12. Употребляете ли вы спиртное?

А) Нет, даже пиво;

Б) Иногда бывает;

В) Выпиваю довольно часто.

13. Пьете ли вы кофе?

А) Очень редко, в основном предпочитаю чай;

Б) Пью не больше одной чашки в день;

В) Пью его очень много.

Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.

42 балла и выше – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

30 – ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней

13:00-15:00 Групповое коррекционное занятие (для учащихся с ЗПР (Мурзина Э,4 кл.; Кочнева В.,2 кл)

Цель: развитие мышления, внимания, сообразительности.

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте ребята!!! Вы любите путешествовать? Я очень люблю. И сегодня я повстречала настоящего путешественника Индиана Джонса, который оставил для Вас письма. Давайте откроем их посмотрим, что же там? – этап мотивации, позволяет заинтересовать учащихся, настроить на работу.

Дети: Открываю конверт (на парте конверт, внутри которого карта).

Психолог: Что же это? Правильно! Это карта! А для чего же нам эта карта? Что означает красных крестик на карте?

Дети: Ответы детей.

Психолог: Молодцы! Наш путешественник приглашает нас отправиться в путешествие и найти клад!!! Вы готовы? Но в путешествие могут отправиться только самые внимательные ученики. Я уверена, что вы именно такие давайте проверим это. – положительный настрой, формирование уверенности в своих силах.

Поднимите все вверх правую руку, а теперь левую руку, левой рукой покажите нос, правой рукой покажите соседа по парте, левой рукой покажите правое ухо. Умницы!! – развитие пространственных представлений, развитие внимания.

Психолог: Ребята, я убедилась вы у меня самые внимательные ребята, с Вами не страшно отправляться в путешествие. Ну что мы готовы найти клад??

Дети: Да.

Психолог: Тогда давайте внимательно посмотрим на нашу карту. Наше первое испытание – перебраться через глубокий овраг. Как же это сделать? – развитие операций мышления, проблемный вопрос

hello_html_51805cd9.gif

Дети: Ответы детей (перепрыгнуть)

Психолог: Я вижу вы все здесь очень храбрые и мы все вместе справимся с этим испытанием - положительный настрой, формирование уверенности в своих силах, развитие пространственной ориентировки, общей и мелкой моторики, координации движений

(Необходимый материал: сенсорная тропа для ног; дети друг за другом проходят сенсорную тропу)

Психолог: Ура! Ребята мы справились с первым испытанием! Какие эмоции у Вас были? Может кому-то было страшно – развитие эмоциональной сферы, уменя выражать свои эмоции.

Дети: Ответы детей.

Психолог: Ну что, раз Вам было весело, я уверена испытание №2 мы тоже преодолеем. (Задание № 2 «Распутать лабиринт») – развитие произвольного внимания.

hello_html_m2a395ca8.gif

Психолог: Молодцы ребята, Вы все справились! Ребята Индиана Джонс не просто так Вам дал задание с животными. Он мне рассказал одну историю про Осла, Медведя и Зайца, в которой никак не смог разобраться №3. Поможем ему?

Задумали звери построить мост. Каждый из них подал свое предложение. Заяц сказал: "Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во-вторых, дешевле обойдется". <Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний". "Разрешите,- вмешался осел в разговор.- Какой мост строить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить-вдоль или поперек реки?"- понимание скрытого смысла текста, анализ текста.

Дети: Работа с детьми, оказание помощи с помощью наводящих вопросов.

Психолог: Вот уж задачку Джонс нам задал. Но мы не будет отчаиваться, так как у нас осталось последнее испытание. Смотрите сундук с сокровищами совсем рядом, Вы можете встать из-за парт и увидеть его своими глазами. Без чего же нельзя отправляться в путешествие?? Ребята отгадайте. Каждый правильный ответ позволяет сделать шаг вперед к сундуку с сокровищами.Загадки – развитие операций мышления

Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. (Термос)

В кармане моем – замечательный друг: Он знает, где север, и знает, где юг. (Компас)

Все меня топчут, А я всем в пути —помощник.

Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. А в поход пойдешь со мной – Я повисну за спиной. (Рюкзак)

Этот дом в поход берут, На спине его несут. (Палатка)

Моря есть, а плавать нельзя, Дороги есть, а ехать нельзя, Земля есть, а пахать нельзя. Что это?

(Тропинка)

(Карта)

Психолог: Ну что ребята, вот мы и добрались до нашего клада. Мне было очень интересно путешествовать с Вами, вы самые внимательные, веселые и сообразительные дети. Путешествовать с Вами одно удовольствие!

У Вас на партах лежат два смайлика, я попрошу Вас выбрать улыбающийся смайлик если Вам путешествие понравилось и было интересно. Грустный смайлик если Вы устали от путешествия и больше не пойдете искать клад.

Ну а теперь давайте же посмотрим, что же в сундуке с сокровищами

19.01.2018

09:00-11:00 Подготовка к занятиям. Подбор материала для создания буклета для учителей на тему «Приемы работы с детьми с ОВЗ»

11:00-13:00 Проведение диагностики нравственной мотивации в 5 классе

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2.Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.

13:00-15:00 Развивающее коррекционное индивидуальное занятие (Кочнева В., 2 класс, УО)

Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие самопознания. Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Упражнение «Пластилин - силач».

Цель – отреагирование эмоций и агрессивных тенденции, снятие напряжения.

Материалы: пластилин, лист картона.

Инструкция: ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании можно соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

2.Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой».

Инструкция: для выполнения этого упражнения мне понадобится один желающий. (Дальше инструкция дается после того, как выйдет помощник) Твое задание – объяснить младшему брату, как сделать бутерброд с шоколадной пастой. Братом буду я. Я буду выполнять все твои инструкции. (Следовать указаниям учащегося необходимо настолько точно, насколько он говорит, не боясь взывать смех своими действиями). Младший брат ничего не знает: ни как открыть банку с пастой, ни как открыть пакет с хлебом, ни какой стороной ножа пользоваться и т.д. (Это упражнение должно показать, как тяжело порой слушающему понимать мысли говорящего).

Сейчас давайте обсудим, что было сделано хорошо, а что можно изменить.

3.Игры с пуговицами. «Событие»

Необходимо удобно устроиться за столом, на ковре или на мягком диване. Включить приятную музыку. Взять коробочку с пуговицами. Инструкция: «В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одеждах разных людей. Слышишь их разговор, они рассказывают друг другу и нам удивительные истории. Она помнит улыбки, пожелания счастья и много радости. Возьми ее в руку, сожми в кулак и согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если тебе будет грустно, найди ее, поддержи в руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим. С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому человеку что-нибудь хорошее»

4.Заключительное обсуждение.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

20.01.2018

09:00-11:00 Подготовка к занятиям. Оформление буклета для учителей «Правила работы с детьми с ОВЗ»

11:00-13:00 Диагностика отношения к жизненным ценностям в 8 классе

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

1.Быть человеком, которого любят.

2.Иметь много денег.

3.Иметь самый современный компьютер.

4.Иметь верного друга.

5.Мне важно здоровье родителей.

6.Иметь возможность многими командовать.

7.Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.Иметь доброе сердце.

9.Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.

13:00-15:00 Групповое коррекционное занятие

Цели: сформировать навыки коммуникативного общения, развивать эмоционально-волевую сферу, научить выражать эмоции и чувствовать эмоциональное состояние других людей.

1. “Клубочек”

Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (например: “Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься?” и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа.

2. “Вредные привычки”

С ребенком проводится беседа на тему “Вредные привычки”. План проведения беседы: Как ты считаешь, что такое вредные привычки? Какие вредные привычки знаешь? Давайте с вами сейчас каждый назовет свои вредные привычки. А теперь с помощью карандашей мы попробуем нарисовать вредные привычки. Давай сейчас попробуем изобразить что вредные привычки могут сделать с нашим настроением?, с нашим телом?. Каждый ребенок называет свою вредную привычку и изображает, что она (вредная привычка) может сделать с ним. Затем психолог обсуждает нужны ли нам эти привычки?, как мы можем избавиться от них?. Предлагает детям различные способы избавления от вредных привычек. Затем психолог предлагает разорвать свои вредные привычки на мелкие кусочки, как бы избавляясь от этой привычки.

Заключительное обсуждение.

Релаксационная техника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогическая практика в МБОУ-СОШ № 5 Краснодарского края г. Армавира

На втором курсе я проходила психолого- педагогическую практику в 11 классе в одной из школ нашего города. Я вместе с одногрупниками проводила методики, результаты которых представлены в данной презент...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ обще...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Дневник психолого-педагогических наблюдений

Дневник психолого-педагогических наблюдений за кадетами  в кадетском корпусе интернатного типа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДНЕВНИКОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (УРОВЕНЬ ООО)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДНЕВНИКОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (УРОВЕНЬ ООО)...

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (уровень ООО)

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ(уровень ООО)...