Самообразование.
материал

Кушкирина Нарыйаана Афанасьевна

Доклады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samopodgotovke.docx24.92 КБ
Файл doklad.docx151.57 КБ
Файл sbornik_tekstov.docx2.87 МБ
Файл sovmestnoe_chtenie.pptx526.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речевой активности у детей с нарушением интеллекта во время самоподготовки»

Цель: «Развитие связной речи, речевой активности  у детей с  нарушением интеллекта» направлен на формирование  основных знаний в области теории речи и практики речевого развития лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  • учить понимать процессы формирования речевых умений, всех видов речевой деятельности детей с нарушением интеллекта;
  • раскрыть специфику работы по развитию связной устной и письменной речи в коррекционной школе;
  • учить применять знания, полученные при изучении названных выше предметов, к решению конкретных профессиональных вопросов.

Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. У детей нарушением интеллекта страдают все высшие психические функции – это ощущение, восприятие, внимание, мышление, память и речь. Темп развития речи у умственно – отсталого ребенка резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Для развития речи необходимо постоянная речевая практика. Необходимо воспитывать внимание ребенка, дослушивать фразы, понимать вопросы, выражающие различное предметное отношение.

Так как я являюсь воспитателем, работу по учебно-познавательной деятельности в интернате реализую  на самоподготовке. Самоподготовка – это продолжение учебной деятельности, она является важнейшей формой учебно-воспитательной работы, предусматривающей закрепление,  углубление и расширение полученных знаний методом самостоятельной работы воспитанников и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

 В ходе самоподготовки    большую роль отводим коррекционной работе с воспитанниками по проведению речевых занятий, включающих методы индивидуального и фронтального обучения. В этом направлении проводим систематические и регулярные речевые занятия и игры, которые  направлены на преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи, обогащение и активизацию словарного запаса воспитанников.

В группе – семье воспитываются дети разного возраста, поэтому мы проводим работу по трем группам (младшее, среднее, старшее звено). К каждой группе подобраны упражнения на формирование разных видов УУД познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) используемых на самоподготовке. Выбор каждого упражнения осуществляется на основе учета психологических, возрастных особенностей детей, особенностей их зрительного и слухового восприятия и актуальности темы для детей разного возраста. В основе этого выбора лежат следующие дидактические принципы:

Доступность упражнения  для осмысления учащимися;

Воспитательная направленность. Возможность использования заданий для становления морально-нравственных ориентаций ребенка

Развивающая направленность, формирование познавательных, регулятивных  и коммуникативных умений, формирование кругозора воспитанников.

Например, для младшего звена подобраны стихотворения «От нуля до десяти». Первоначально читает текст воспитатель. 1 задание: послушайте внимательно, 2 задание: нарисуйте то, что услышали, 3 задание: расскажите, опираясь на рисунок последовательность действий происходящих в стихотворении, 4 задание: еще раз читаем стихотворение, дети сверяют.

По времени оргмомент  занимает не более двух – трех минут. Во время оргмомента я провожу игры  на развитие внимания, зрительного восприятия и развития речи ( работа с наглядным материалом, например  «Опиши картину», "Чего не хватает”). Цель данных игр – развивать связную речь : учить детей , поупражняться в правильности произношения слов и фраз.  Также игры  на развитие слухового внимания и фонематического восприятия, предлагаю детям различные задания на развитие мышления, внимания: загадки, ребусы, логические задачи, проговаривание скороговорок и т.д. В результате формируются коммуникативные, познавательные, личностные УУД.

Использую речевые упражнения  "Дополни слова", "Найди ошибку"- делаю ошибку, "Сочини сказку".

"Нарисуй мальчика и подготовь рассказ о герое" - о личных впечатлениях по прочитанному из книги. Здесь уже видно умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Опираюсь на программу Воронковой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида  при работе над  развитием связной устной и письменной речи в 4 кл., она  требует умения составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок. А Н.Н.Бебешина и Ф.Н. Самсонова в пособии "Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы" они отмечают, что в привитии навыка правильного построения предложения очень помогает работа с деформированным текстом, особенно если она сочетается с работой по картине Это деятельность очень важна на занятиях письма и развития речи.она повышает уровень общего развития учащихся, влияет на эмоциональную сферу, воображение, совершенствует грамотность. это работа развивает и корригирует высшие психические функции, зрительную и слуховую память, все виды мышления, связную речь  Подобные занятия оказывают влияние на развитие познавательного интереса.

Педагогические приемы, проводимые во время самоподготовки:

УУД

Педагогические приемы

Результаты(цели) развития  УУД

 Познавательные

Орг.момент: Дети работают с наглядным материалом, воспитатель показывает картину в течение 5 с. и прячет, а дети говорят, что было в картине.

Цель данной игры:  развивать память, внимание, мышление, речь, восприятие устной речи(слуховое, зрительное) и развивать др. пс. процессы.

Регулятивные

В начале самоподготовки воспитанникам даю  проговаривать последовательность действий, при выполнении домашнего задания.

Цель данной работы: Умение самому определять и понять цель, задания на самоподготовке, проговаривать последовательность своих действий, оценивать правильность действий.

познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные  

Самостоятельная работа воспитанников.

Дай себе помочь.

Организация работы в группах-4 класс(Рома, Вадим, Владик)-последовательность рассказа текста, уметь составить диалог между собой, опрос по цепочке

Умение ориентироваться в своей системе знаний, уметь добывать новые знания, уметь давать ответы на поставленные вопросы. Уметь принимать помощь воспитателя, старшего воспитанника  и диалогическую, монологическую развивать речь.

Личностные

Проведение физминутки вместе с воспитателем, даю воспитаннику самому проводить дыхательную гимнастику перед другими.

Положительно и ответственно относиться к выполнению домашней работы, к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности

Дополнительные коррекционные задания:  «Найди ошибку», «Дополни слова»

        Использованная литература:

1. Программа специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида (подготовительный 1-4) под редакцией В.В.Воронковой "Просвещение" Москва 2010г.

2. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А. Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В.Титкова «Настольная книга педагога-дефектолога»

3.  Шишканова С.Е. Краевое казенное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная школа-интернат 8вида»

 «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема нашей работы: «Совместное чтение как средство нравственного воспитания ребенка с  умственной отсталостью»

«Испокон веков книга растит человека» - гласит народная мудрость, не давая забыть о важности чтения с самого раннего возраста. А ведь чтение вместе – это и есть общение. Традиция семейного чтения очень важная часть в системе семейного воспитания.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта перед педагогами стоит задача организации нравственного уклада жизни обучающихся на основе нравственного примера. 

Слайд 2

Дети с УО в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что «хорошо» и что «плохо» носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. 

Художественная литература является универсальным развивающим -образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Слайд 3

Еще  В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико.

В начале работы была поставлена цель:

Слайд 4

Цель:  Формирование  у  детей  нравственных  чувств,  положительных  навыков  и  привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения, доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви и уважения на основе чтения рассказов и притч.

Приобщение детей к традициям совместного семейного чтения не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало бы ребенка, воспитывало бы нравственные качества такие как: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Исходя из цели были поставлены задачи:

Слайд 5

Задачи: 
1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать читателя, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

2. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей.

 

3. Расширить знания о человеческих качествах как добро и зло, правда и ложь, чуткость и скромность, подвести к мысли не быть равнодушным, совершать добрые дела.

Необходимо обращать внимание детей на само содержание литературного произведения, нужно правильно выбирать те или иные рассказы, притчи.

Слайд 6-сборник

Для сборника совместного чтения были выбраны короткие литературные рассказы детских авторов, таких как Валентина Александровна Осеева, Василия Александровича Сухомлинского, Евгения Андреевича Пермяка и притчи для младшего и среднего возраста, воспитывающий нравственные качества читателя.   Рассказы и притчи подобраны по темам: правда и ложь, скромность, дружба, постаралась придумать   задания именно по этим темам, и распределила по возрастным категориям. После прочтения текста дети отвечают на вопросы, выполняют задания. Некоторые вопросы, задания повторяются это для того, чтобы закрепить новые знания, полученные детьми при чтении.

C:\Users\Пользователь\Downloads\3E6E9C6B-36A4-43CD-BECD-DE4AA11FDF85.jpeg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ , ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» «Совместное чтение как средство нравственного воспитания ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Кушкирина Нарыйаана Афанасьевна, Воспитатель 2-ой группы-семьи

Слайд 2

Детям с УО свойственны: неразвитость мышления, слабость усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. поверхностный характер представления о том, что «хорошо» и что «плохо », не всегда могут действовать в соответствии с нормами морали или воспользоваться ими.

Слайд 3

«Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». В. Сухомлинский

Слайд 4

Цель: Ф ормирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения, доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви и уважения на основе чтения рассказов и притч.

Слайд 5

Задачи: 1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать читателя, способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 2. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей. 3. Расширить знания о человеческих качествах как добро и зло, правда и ложь, чуткость и скромность, подвести к мысли не быть равнодушным, совершать добрые дела.

Слайд 6

Сборник Рассказов и притч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...