Факультатив профессии
рабочая программа

Ехлакова Светлана Алексеевна

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_professii.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Данная программа призвана решить проблемы первичного профессионального самоопределения умственно отсталых школьников, раскрыть содержание профориентационной работы в школе – интернате, наладить контакты с профессиональными училищами, предприятиями, готовыми принять выпускников школы – интерната призваны мероприятия, предусмотренные в реализации данной программы.

Цель программы:

  • Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 9 класса коррекционной школы;
  • Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
  • Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Задачи:

  • теоретически проанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;
  • изучение специфики профессиональных предпочтений у  подростков;
  • сравнить уровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся;
  • наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению.

Методы:

  • Анализ психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме профориентации.
  • Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 9 класса.
  • Совместное консультирование с администрацией, педагогами, классным руководителем коррекционной школы по проблеме профориентации учащихся 9 класса.

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный: 

- подготовка материала, установление связей с социумом, консультации специалистов, сбор информации;

2 этап – информационный:

- максимально полное информирование о возможных вариантах образовательного маршрута после 9 класса;

-  как правильно выбрать профессию;

- знакомство в доступной форме с наиболее популярными среди учащихся профессиями;

- знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности»;

- изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся;

- диагностика свойств личности;

- диагностика возможностей;

- проведение экспресс - диагностики;

- знакомство с различными профессиональными учреждениями города и региона.

3 этап – аналитический:

- анализ результатов диагностики интересов и возможностей;

4 этап – обобщающий:

- индивидуальные беседы с учащимися;

5 этап – заключительный. Этап принятия решений.

Тематическое планирование занятий

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема занятий

Кол-во

часов

1-2

Ты выбираешь профессию.

2

3-4

Мир профессий.

2

5-6

Познай самого себя (тестирование).

2

7-8

Кто готовит нам обед? Экскурсия в столовую.

2

9

Беседа о профессии швеи.

1

10

Посещение швейного предприятия.

1

11

Беседа о профессии штукатур-маляр.

1

12

Посещение строительного объекта.

1

13

Профессия столяр.

1

14

Порядок устройства на работу. Практикум по написанию заявлений.

1

15

Труд и творчество – главный смысл жизни.

1

16

Новые профессии.

1

17

Нормы профессиональной этики. Трудовая дисциплина.

1

18

Работник комплексной уборки (техничка).

1

19-20

Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф).

2

21

Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности.

1

22

Безработица. Как её избежать?

1

23

Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор».

1

24

Экскурсия в службу занятости.

1

25

Профессии сферы обслуживания.

1

26

Документы необходимые для поступления на работу и для увольнения.

1

27

Подходящая и неподходящая работа.

1

28

Профориентация и медицинское консультирование.

1

29

Трудовой Кодекс РФ.

1

30

Беседа по теме «Моя будущая профессия»

1

31

Формула успеха - труд по призванию

1

32

Как правильно сделать выбор.

1

33-34

Встречи с представителями разных профессий.

2

Формы и методы профориентационной работы

Формы

  • Школьные мероприятия:

- беседы;

- викторины;

- информационные стенды;

- экскурсии;

- встречи с интересными людьми.

2. Активные:

- кружки;

- консультации;

- справочная литература.

3. Профессиональные консультации.

Методы:

  • Профессиональное просвещение:

- реклама, агитация;

- дни открытых дверей;

- выставки, беседы;

- учебные фильмы.

2. Профессинальное воспитание:

- формирование у учащихся необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (через рассказ, беседу, лекцию, диспут, показ кино и видеофильмов, наглядность);

- организация познавательной и практической деятельности учащихся (поручения, задания, упражнения, создание специальных ситуаций);

- стимулирование учащихся на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры).

Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность учащегося и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. 

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии

Список литературы:

  • Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
  • Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.
  • Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
  • Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
  • Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.
  • Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.
  • Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.
  • Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
  • Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Этапы реализации программы.

3. Тематическое планирование занятий.

4. Формы и методы профориентационной работы.

5. Ожидаемый результат.

6. Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (факультатив)

Примерная рабочая программа по английскому языку( факультатив)  для  системы начального профессионального образования по профессии: " наладчик станков и оборудования механообработки"...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"

Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Факультатив по геометрии.

Разработка факультатива по геометрии.Подборка задач....

Факультатив "Подготовка учащихся к ГИА в 8 классе"

Календарно-тематическое и поурочное планирование с пояснительной запиской по подготовке учащихся 8 класса к ГИА....

факультатив "Растения в жизни человека"

Программа факультатива для 7 класса...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Факультатив Выбор профессии

В статье представлен факультатив Выбор прпофессии...