Программа по социализации
рабочая программа

Ехлакова Светлана Алексеевна

Проблема адаптации выпускников школ-интернатов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_sotsializatsii.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Программа по социализации воспитанников Чумаковской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

        «Выпускник»

                                                               Составители: Ехлакова С.А.

                                                                                       Ехлакова Н.Е.

                                                   Чумаково

        2014г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Пояснительная  записка……………………………………………………4

 1.1. Актуальность  Программы…………………………………………...…5

 1.2. Цели и задачи  Программы…………………………………………..…7

 1.3. Условия реализации  Программы…………………………………… ...7

2. Содержание  Программы…………………………………………..………8

 2.1. Основные идеи и принципы  Программы……………………………...8

 2.2. Направления Программы……………………………………………… 9

  Социально-правовая помощь…………………........................................... 9

  Профессиональное самоопредиление воспитанников………...................12

  Безопасность жизни………………………………………………………...14

  Культурное поведение и общение………………………………………...16

  Психолого-педагогическая помощь…………………….………………...17

  Медицинская помощь…………………………...........................................25

 2.3. Механизм реализации программы…………………………………… 26

3. Ожидаемые результаты…………………...…………………………….  27

Литература…………………………………….............................................  28

Введение

Проблема адаптации выпускников школ-интернатов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в школе-интернате, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы. Каждое образовательное учреждение для детей-сирот ищет свой вариант решения этой проблемы. Педагогический коллектив МКОУ Чумаковской школы – интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья подошел к необходимости разработки и внедрения программы постинтернатного сопровождения выпускников «Выпускник» для повышения уровня социальной адаптации своих воспитанников.

1.Пояснительная записка

МКОУ Чумаковская школа-интернат  готовит учеников к самостоятельному труду и дает определенный объем знаний и умений по предметам школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направлены на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Последние десятилетие внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы. На первое место выходит задача социальной адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в тех или иных физических (умственных) возможностях, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация (воспитание) является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

           В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынки труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризация, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ становится более сложной, но вместе с тем более значимой.


 1.1. Актуальность программы.


Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе-интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, в последствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники детского дома после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях! Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Выпускники школ-интернатов находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам школы-интерната фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства. Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Политика российского государства направлена на подготовку детей-сирот к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт. Современная школа-интернат представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники  были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. В связи с этим программа школы-интерната «Выпускник» является в настоящее время очень актуальной, так как социализация, самоопределение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот – одна из основных проблем в работе сиротских учреждений. Наше образовательное учреждение не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности нашей школы. Судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из школы-интерната воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники школы-интерната не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др. В этой связи в школе-интернате возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.
Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана данная программа. Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы по социальной адаптации выпускников муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Специальный (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья.» Программа разработана в соответствии с Федеральными законами РФ «Об образовании», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», опирается на положения Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейного кодекс РФ.При разработке Программы были учтены особенности социокультурной ситуации села, контингента воспитанников, уровня квалификации педагогов, материально-технической базы и т.п. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа ее выполнения на основе решения педагогического совета школы-интерната.

1.2 Цели и задачи Программы.

Цель: Содействие успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната.

Задача программы- формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышения уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы-интерната создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.

1.3. Условия реализации Программы.

Для осуществления данной Программы школа располагает необходимой научно-методической и материально-технической базой, кадровым и финансово-экономическим обеспечением. Материально-техническая база. Наличие помещений для осуществления консультативной работы, оказания медицинской помощи:· кабинет социального педагога;· кабинет психолога;· медицинский блок (кабинет врача, изолятор, физиокабинет, процедурный кабинет, кабинет массажа, комната психологической разгрузки);· комната социальной адаптации;· групповые комнаты. 

Кадровое обеспечение.

1. Программа реализуется педагогическим коллективом школы, который представлен:· администрацией /директор, заместитель директора по воспитательной работе/;· воспитателями;· социальной службой /социальные педагоги/;· медико-психологической службой /педагоги-психологи, фельдшер, медицинские сестры/;

2. Высокий квалификационный уровень педагогов школы - интерната.

3. Постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов /курсы повышения квалификации, самообразование, семинары, конференции, методические объединения и т.п./

4. Активное сотрудничество по осуществлению Программы с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты города и области.

 Научно-методическая база.

1. Наличие методического кабинета.

2. Наличие пакета документации по организации работы с выпускниками.

3. Банк данных выпускников детского дома.

4. Разработка методического обеспечения Программы.

5. Участие детского дома в семинарах, методических объединениях различного уровня по вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Финансово-экономическое обеспечение.

1. Бюджетное финансирование для оплаты труда педагогов.

2. Привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для оборудования необходимых помещений.

2. Содержание Программы.

  2.1.Основные идеи и принципы Программы.

Для того чтобы выпускник детского дома успешно адаптировался и социализировался в обществе, Программа предусматривает его медико- психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее наиболее эффективно применять психологические, теоретические, практические знания, умения и навыки, получаемые воспитанником во время проживания в школе. Такое сопровождение служит переходной формой из мира школы-интерната во внешний мир, помогает найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни, создает среду общения, положительные ценностные представления, обеспечивает успешность и запас положительного опыта, помогает преодолеть тягу к негативному образу жизни. Главная идея Программы состоит в том, что преодоление трудностей и проблем, стоящих перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности, осуществляется при постоянной разумной поддержке педагогов школы, но с опорой на самостоятельность и стремление выпускника справиться с жизненными проблемами собственными силами. Программа построена на следующих принципах:· индивидуального подхода к судьбе каждого ребенка;· комплексного решения проблем выпускника;· переориентации иждивенческой психологии на стремление справиться с жизненными проблемами собственными силами;· адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник;· гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника;· ориентации на социально-ценностные отношения (способность педагога обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);· деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника программы, личная заинтересованность в ее реализации);· индивидуального подхода;· расширения социального пространства (привлечение учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты города, области);· ориентации на работу в современном правовом поле;· конфиденциальности.

   2.2. Направления Программы.

Об эффективности работы по социализации выпускников школ-интернатов можно говорить лишь при комплексном подходе к этому вопросу и взаимодействии разных специалистов. Во-первых, по причине сложности и многоплановости возникающих проблем, во-вторых – в свете объективной ограниченности и узкой направленности работы каждого специалиста. Для этого в Программе были определены следующие направления:

· Психолого-педагогическая помощь.

· Социально-правовая помощь.

· Медицинская помощь.

. Профессиональное самоопределение воспитанников.

.Безопасность жизни.

.Культурное поведение и общение.

Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов школы.

«Социально-правовая помощь»

Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.

Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.

Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.

Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.

Правовая социализация включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.

Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Задачи:

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.

Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.

Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение. Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения. Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.

Программа включает в себя:

1.         Занятия правового всеобуча "Ты и закон" :

-           знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;

-           знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;

-           изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);

-           изучение Российских законов (Конституция РФ)

-           трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки (уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение).

2.         Оформление уголка по правовой грамотности.

3.         Социальная защищенность, охрана и защита имущественных прав детей (проводится совместно с Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области, через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, службы судебных приставов, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.)'

Знания и умения воспитанников, полученные в холе усвоения программы:

            9 классы

• знать основные

положения

Конституции,

Декларации прав

ребенка,

Федеральный Закон,

Конвенцию о правах

человека;

• систему

правоохранительных

органов, органов

социальной защиты;

• уметь пользоваться

элементами

инфраструктуры.

 

 

 «Профессиональное самоопределение воспитанников».

Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди - учителя и воспитатели, психолог, социальные педагоги считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.

Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.

Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.

Задачи:

Обогащение представлений детей о мире профессии;

Выявление интересов, склонностей и способностей;

Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;

Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;

Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;

Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

о видах профессий;

о медицинских и профессиональных требованиях;

об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

о повышении квалификации и профессионального роста;

о состоянии рынка труда.

                            9 классы

Коррекиионные занятия:

"Психологическая суть

жизненного и

профессионального

самоопределения".

"Межличностное

взаимодействие".

"Планирование

профессионального пути".

"Применение полученных

знаний в решении ситуаций

выбора профессии".

Практические занятия:

Экскурсии в учебные

заведения: ПУ, ПЛ

Экскурсии на

предприятия города.

 

Методика:

"Профессиональная

готовность",

"Самооценка

профессиональной

направленности"

"Безопасность жизни"

Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

научить правилам поведения на дороге , в транспорте, в лесу, дома, на воде;

научить правильно пользоваться бытовой техникой;

научить оказывать первую медицинскую помощь;

ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними.

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

правила безопасного поведения на улицах и дорогах; различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения; группы дорожных знаков;

возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом;

правила оказания первой медицинской помощи;

правила поведения на воде, на природе;

возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;

безопасное поведение в быту.

У воспитанников должны выработаться следующие умения:

уметь правильно оказать первую медицинскую помощь; уметь пользоваться бытовой техникой; иметь представление о спасении на воде;

Воспитанники должны иметь представление:

об основных положениях здорового образа жизни.

Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям: Правила безопасности дорожного движения. Правила безопасности в быту. Правила безопасности на природе. Правила противопожарной безопасности.

В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, ВДПО, пожарная часть.

 

9 классы

Экскурсии.

Внеклассные занятия. Практические занятия.

Как пользоваться огнетушителем.

Учебная эвакуация. Оказание первой помощи.

Игра-путешествие Я и улица моя"

"Культура поведения и общения"

Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.

С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в своей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми.

Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полу изолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.

Задачи:

Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.

Формирование культуры речевого общения.

Методы, используемые на занятиях:

Беседа-диалог, обращение к "миру добрых мыслей", творческие задания, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование.

Содержание занятий:

9 классы

Вежливость, как

основа воспитанности.

Точность,

обязательность,

аккуратность.

Правила на каждый

день.

Дома и в гостях

Раздели печаль и

радость другого.

Завтрашний характер

- в сегодняшнем поступке.

Дружба начинается с

улыбки.

Дружили мальчик с

девочкой.

Умей быть собой.

За общим столом.

Родительский дом.

Добрыми делами

славен человек.

Учимся управлять

своими эмоциями в

конфликтной ситуации.


 

«Психолого-педагогическая помощь.»

Значительную роль в решении проблем выпускников играет психологическая служба школы. Ведь даже при глубокой работе по устранению психологических проблем, подготовки воспитанников к выходу во взрослую жизнь, появление проблем по адаптации и социализации неизбежно. Процесс социализации даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. В силу условий жизни и становления личности выпускники имеют ряд особенностей психологического характера: эмоциональная и социальная деривация, деформация социальных контактов, зависимость от социальной среды школы, неумение выстраивать семейные отношения, отсутствия навыков планирования и постановки жизненно важных целей, низкая коммуникативная компетентность в силу ограниченности социальной среды. Воспитанники сиротских учреждений в юношеском возрасте испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения, установлении эмоциональной связи с другими людьми, при овладении досуговой, общественной и бытовой деятельностью. Дети-сироты привыкают постоянно жить в коллективе, на полном обеспечении, с позицией «мы сироты, нам все должны», со стойким неумением и нежеланием отвечать за свою жизнь. Не имея опыта жизни в семье, образования, соответствующего современным требованиям, и психологической поддержки после выхода из школы, большинство выпускников оказываются втянутыми в криминальные группировки. Жить без повышенного контроля им оказывается очень непросто. Те выпускники, которые обзавелись семьями, часто сами оставляют своих детей на государственное попечение. В условиях воспитания ребенка в детском доме формируется особая внутренняя позиция – «психологическое капсулирование», которое состоит в отчужденном отношении к другим и к себе (восприятии себя ничейным), отсутствием самостоятельности и ответственности за свое поведение. Для этой позиции характерны временная ограниченность или нереалистичность жизненных планов, инфантилизм, отсутствие самостоятельности и неумение и нежелание нести ответственность за свои поступки.
У детей, попадающих в школы-интернаты, нарушается глубинный сценарий, определяющий всю дальнейшую жизнь ребенка. Он может быть обозначен как сценарий «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).
Неизбежная закрытость учреждения, с одной стороны, специфические психологические проблемы самих воспитанников, а также существующие общественные стереотипы восприятия воспитанников как изгоев, неготовность общества принимать их как полноценных и равноправных партнеров по общению и деятельности, с другой стороны, затрудняют интеграцию и социальную адаптацию воспитанников школ-интернатов. Все это порождает социальную напряженность и определенные проблемы.

 Цель направления:психологическая помощь в адаптации и социализации выпускников.

Задачи:        

1. Осуществлять психологическую поддержку, коррекцию личностных особенностей.
2. Развивать навыки коммуникативной культуры, формировать потребность в общении, в построении интимно-личностных отношений.

3. Оказывать помощь в преодолении возникших проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

 Построение работа по реализации данного блока программы не должно быть хаотичным беспорядочным разрозненным и нелогичным. Каждое мероприятие должно преследовать общую цель программы и быть ее важной составной частью. В построении работы по социализации выпускников используется ряд психологических механизмов в структуру которых включены субъекты социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объекты социализации (выпускники, получающие помощь), формы взаимодействия–средства социализации:

 Импритинг(запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. · Экзистенциальный нажим– овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.· Подражание– следование какому-либо примеру, образцу.·

 Идентификация (отождествление)– процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой.·

 Рефлексия– внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между несколькими «Я» человека. Данный блок программы предполагает использование групповых и индивидуальных форм работы:

Методы работы:· тренинг;· тестирование;· беседа (разговор, обмен мнениями);· профдиагностика;· просмотр видеозаписей и терапевтических фильмов;· деловая игра;· наблюдение;· лекция;· дискуссия (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения);
· практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы);Для эффективности реализации данного направления программы и соблюдения комплексного, многоуровневого подхода, мероприятия по психологической помощи в социальной адаптации выпускников разделены на пять блоков, которые могут быть реализованы как в строгой иерархической последовательности, так и как отдельные, самостоятельные блоки по необходимости, то есть индивидуальному запросу участников программы или по итогам диагностики.

Блоки

Возможные формы реализации

1.

Диагностический

Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа и другие.

2.

Личностно-ориентированный

Индивидуальное психологическое консультирование, тренинги личностного роста, стресоустойчивости, телесно-ориентированый, арт-терапивтический и иные психологические тренинги, просмотр психологических фильмов и другие.

3.

Коммуникативный

Тренинги коммуникативной компетенции, дискуссии, семинары, круглые столы, и другие.

4.

Семейно-ценностный

Тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, индивидуальные консультации, просмотр психологических фильмов, семинары, практикумы, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.

5.

Профессиональной успешности

Тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры и другие.

Диагностический блок. Для составления индивидуальных планов психологической помощи, коррекции программы, дальнейшего анализа проделанной работы необходимы входная и промежуточные диагностики. Подбор диагностического инструментария не ограничен и может варьироваться по усмотрению специалиста, реализующего программу, исходя из запроса выпускника, его личностных особенностей. Но используемые методики должны соответствовать профессиональным стандартам и учитывать разработанные критерии оценки результативности.

Критериирезультативности

Показатели результативности

Диагностическаяметодика

1.

Состояния личности

Одиночество, ощущение бессмысленности существования, свобода выбора, расхождение между Я-реальным иЯ-идеальным, объективность, независимость, чувство вины, подавленная агрессия, способность к компенсации, сензитивность, стрессоустойчивость

Методика «Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение»: О.П. Елисеева; Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера– Ю.Л. Ханина;16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;Проективная методика «Рисунок человека»; «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассал, М. Фергюсона.

2.

Сформирован-ность навыков построения семейных отношений

Потребность в эмоционально-личностной привязанности,представления о полоролевых взаимоотношениях,позитивный жизненный сценарий.осознанность подхода к материнству/ отцовству.

Проективная методика «Рисунок семьи»; «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири;«Методика диагностики родительского отношения» А. Я. Варга, В.В. Столина.

3.

Решение жизненных проблем

Сформированность внутреннего локуса контроля, особенности выхода из сложных жизненных ситуаций

Методика «Локус контроля» О.П. Елисеева; «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева;«Тест юмористических фраз» Р.С. Немова.

4.

Мотивы поведения

Аффилиация, потребность в достижении успехов.

Опросник аффилиации; Опросник для оценки потребности достижения успехов.

5.

Профессиональное самоопределение

Профпригодность выбранной профессии, учет индивидуально-личностных особенностей при выборе профессии,удовлетворенность выбранной профессии,сформированность навыков деловых переговоров, путей поиска работы,владение информацией по периоду адаптации к работе.

Проективная методика «Деловые ситуации» Н.Г. Хитрова; «Методика выявления и анализ профессионально важных качеств».

6.

Коммуникативные навыки

Умение вступать в контакт, решать конфликтные ситуации,позитивная коммуникативная установка, эмпатия

«Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко; «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса;«Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко

Личностно-ориентированный блок.


Личностно-ориентированный блок включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление внутриличностных психологических проблем, а также на развитие личности, ее нравственной и ценностно-ориентированной составляющей. Реализуется в двух основных формах работы: групповой (тренинги, круглые столы, просмотры и обсуждения фильмов и т.д.) и индивидуальной (консультирование). Индивидуальное психологическое консультирование в рамках данной программы включает в себя множество различных аспектов работы с выпускниками . Как уже было сказано выше, у выпускников в силу условий формирования личности возникает ряд психологических проблем, разрешение которых требует осознанного выбора и участия личности, то есть должно происходить уже во взрослом состоянии. Речь идет как о периодически возникающих социально-бытовых сложностях, обостренных ситуацией одиночества, так и о коррекции личности, ее качественном изменении, работе с установками, чувством глубокой обиды и вины, свойственном людям, лишившимся родителей, депривацией и т.д. Психологическое консультирование — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной встречи до продолжительной работы), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Совместная работа психолога и выпускника на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением «психической иммунной системы», восстановление иммунитета и улучшение самочувствия.
В сочетании с работой иных специалистов, психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости, а также психосоматических заболеваний. Консультация психолога может быть полезна всем воспитанникам детского дома, которые ощущают: · беспокойство, страхи или бессилие; · раздражительность; · плохое настроение, апатию; · бессонницу; · суицидальные мысли; · игровую и другие зависимости; · чувство неудовлетворения жизнью, самим собой; · чувствуют себя непонятными в своем окружении ; · страдают от недостатка уверенности в себе; · испытывают затруднения в общении со сверстниками; · сомневаются в своих способностях; · боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности и сексуальных отношений; · испытывают дефицит любви; · страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют. Проекты, тематика тренингов, круглых столов в рамках данного блока формулируется в соответствии с результатами диагностики и запроса выпускников. Целями групповой работы в зависимости от запроса и результатов диагностики могут быть:· активизация личностного роста;· создание условий для самопознания;· способствование повышению самооценки, принятию самого себя, осознанию ценности своего Я через принятие своего тела, разума, эмоций;· формирование открытости внутреннему опыту переживаний, ответственной свободы;· мотивирование к личностному развитию, работе над собой; · работа с установками и целеполаганием; и т.д.


Коммуникативный блок.


Затруднения в процессе социализации и адаптации выпускников во многом обусловлены низкой коммуникативной компетенцией. Ведь не смотря на то, что воспитанники школы-интерната непрерывно находятся в социальной среде, в ситуации общения, сама эта среда в силу объективных условий закрыта, ограничена и постоянна. Поэтому, выходя из школы, юноши и девушки сталкиваются с задачей построения взаимоотношений с людьми иного социального круга в условиях не привычных для них (а именно без отсутствия ситуации «вынужденного общения», по причине совместного проживания) и лишь немногие способны успешно справиться с этой задачей. Поэтому целью данного блока является повышение эффективности взаимодействия выпускников с людьми. Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:· Оказывать помощь в освоении коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии.


· Отрабатывать навыки общения.

· Развивать навыки активного слушания.
· Отрабатывать техники снижения эмоционального напряжения в общении.
· Предоставлять необходимые знания и формировать умения, необходимые для эффективного общения.

· Обучать формам поведения и поиску конструктивных путей решения в конфликтных ситуациях.

· Развивать способности к эмпатии.
Формы реализации данного блока: тренинг коммуникативной компетентности, дискуссия, практикум, круглый стол. Темой дискуссии, практикума, круглого стола может служить любая актуальная для выпускников тема.

Семейно-ценностный блок.

Особенностью социализации у бывших воспитанников школы является замещение одного из основных институтов социализации – семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников. Для реализации данного блока в рамках психологического направления предполагается проведение ряда мероприятий, индивидуальных консультаций по систематизации знаний о семье, полученных за время проживания в детском доме, и выстраиванию «модели семейного поведения», ролей матери, отца, супруга, получению дополнительных знаний и умений по регулированию семейных отношений, по уходу за детьми. Данная работа способствует формированию позитивного образа семьи в жизни человека, представлений о правах и обязанностях родителей, об ответственности родителей за воспитание детей. Основная цель блока заключается в развитие навыков построения семейных отношений и направлена на решение следующих задач:

· Развивать потребности в интимно-личностых отношениях.

· Способствовать процессу осознания выпускниками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

· Оказывать психологическую поддержку в период беременности.

· Предоставлять психологическую информацию о воспитании детей.

Формы реализации данного блока являются тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, просмотр психологических фильмов, практикумы, индивидуальные консультации, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.


Блок профессиональной успешности.


Данный блок включает в себя как аспекты профориентации, так и помощи психологического характера при поиске работы, по адаптации к ней по мере необходимости. А также дает представление о «ловушках», встречающихся во время поиска работы, составлении резюме, о первичном контакте с работодателем, документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства. Цель данного блока
 оказание помощи в развитии профессионально успешной личности. Задачи:

· Расширять представления о мире профессий, продолжить обучение выпускников методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации.
· Продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

· Оказывать помощь выпускникам в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.

· Обучать методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании.

· Мотивировать к получению образования, самообразованию.

Формы реализации данного блока могут быть следующими: тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры, профориентационные консультации и другие.

«Медицинская помощь.»

Медицинское сопровождение выпускников одно из необходимых направлений деятельности в рамках Программы. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья. Из множества проблем, с которыми сталкиваются выпускники, одной из важных является возможность принимать решения не только по вопросам половых отношений, но и всей своей дальнейшей жизни, брать на себя ответственность за жизнь другого человека, своего собственного ребенка. Конечно, для того, чтобы принять правильное решение, им необходима помощь компетентных специалистов.

Содержание занятий:

Фитотерапия

Ароматерапия

Галотерапия

Первая медицинская помощь

Здоровое питание

Половые отношения

Алкогализм

Заболевания передающиеся половым путем

Вредные привычки

2.3. Механизм реализации программы.

Логика Программы выстроена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями, половыми различиями, особенностями личностного роста и уровня умений и навыков выпускников, а также той жизненной ситуацией, в которой они оказались. В осуществлении Программы участвуют педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, медицинская служба. Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет директор.


3. Ожидаемые результаты.

Разработанная Программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у выпускников школы-интерната, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей. А также, развитие потребности в интимно-личностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, направленности на семейные ценности, умения выстраивать семейные отношения, дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье. Результатом работы кроме того должно явиться снижение количества затруднений связанных с профессиональной сферой. В ходе реализации программы выпускник должен научиться объективно оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.

Критерии успеха выпускников:· развитие чувства психологической защищенности и комфорта;· осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;· позитивные изменения в развитии личности (включение в социально- полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности); · самостоятельное принятие решения и ответственность за него;· активность, целеустремленность, работоспособность;· саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах;· профессиональное самоопределение; · умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;· благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы; · психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.



 Литература

1. Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е.В. Антонюк // Вестник МГУ. Серия14 «Психология», 2006 — С.58-60.

2. Батаршев А.В.: Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.

3. Бочарова В. Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье России », 2003.

4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. / СПб.: Питер, 2002.
6. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.

7. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. — 216 с.

8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

9. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.

10. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 2-е изд. / Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – (Справочник).

11. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.

12. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

13. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А. Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. /СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

14. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. /М., 2002. — 528 с.
15. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /М., 2004

16. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.

17. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 2003.

18. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год.

19. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

программа по социализации воспитанников в условиях детского дома

Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...

Программа по социализации несовершеннолетних "Семейный очаг"

Данная программа разработана в рамках системы социализации детей и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие навыков социальной адаптации, необхо...

Программа по социализации "Мы вместе"

Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей...

Программа "Зеркало" - Программа по социализации и адаптации учащихся.

Социальная дезаптация школьников часто взаимосвязана со снижением темпов реализации их интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей и ухода из реальной жизни в различные подростковые формирова...

Программа по социализации «Секреты кулинарии»

Занятия по «Кулинарии» направлены на практическую подготовку воспитанниц социальной гостиницы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптаци...

Программа по социализации школьников "Ступени совершенства"

Основаня цель программы: духовно-нравственное воспитание на основе семейных ценностей и традиций....