Логопедическая технология "Синквейн"
статья

Суханина Галина Львовна

Логопедическая технология для развития устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат г. Котовска»

Суханина Галина Львовна

Логопедическая технология «Дидактический синквейн» для обогащения и актуализации активного словаря у младших школьников с ЗПР.

    Активный словарь школьников с задержкой психического развития (ЗПР) имеет ряд особенностей. Бедность словаря у данной категории детей обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных и познавательных интересов. Для них характерна низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют они многими словами-обобщениями, не знают названий месяцев, смешивают понятия «месяцы» и «времена года». Школьникам данной категории присущи ошибки словообразовательного характера, отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь состоит из простых предложений с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов

      Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа, на подбор лексико-грамматических единиц.

      В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у младших школьников с ЗПР.

      Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

     В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

      Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

 - Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

 - Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического строя, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевое нарушение  и обеспечивает её логическую завершенность.

 - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

 - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

 - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию  высших психических функций (ВПФ).

     Правила составления дидактического синквейна

 • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

 • вторая строка – два слова, прилагательные;

 • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

 • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

 • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например:

 1. Кукла

 2. Красивая, любимая.

 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.

 5. Игрушка.

 1.Машина

 2.Быстрая, мощная.

 3.Едет, обгоняет, тормозит.

 4.Я люблю кататься.

 5.Транспорт.

 1. Дождь

 2. Мокрый, холодный

 3. Капает, стучит, льётся

 4. Я не люблю дождь

 5. Вода

 1. Заяц

 2. Белый, пушистый

 3. Скачет, прячется, боится

 4. Я жалею зайца.

 5. Дикие животные.

      Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

 • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

 • владеть обобщением,

 • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

 • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

 • согласовывать слова в предложении,

 • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

     Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

     Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

     Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

 - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

 - коррекция и совершенствование готового синквейна;

 - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

 - Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

     Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

     Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...