Представление опыта работы по теме: "Урок в музее."
статья

Литягина Оксана Николаевна

Текст выступления по теме: "Урок в музее"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в музее

Литягина Оксана Николаевна, учитель истории и

обществознания МБОУ «Называевская СОШ № 4»

Приоритетной, согласно ФГОС ООО, при изучении общественно-научных предметов, является задача развития и воспитания личности обучающихся. 

Формированию социально значимой личности – гражданина своего государства, хорошо знающего историю не только страны, но и своего родного края, в последние годы уделяется большое внимание. Т.к. одним из  направлений ФГОС ООО является обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся. Для реализации этого направления я использую музейную педагогику.

          Роль музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий обучающихся определяется его специфическими особенностями:

– музей как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение); в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;

– экспонаты музея или музейный предмет рассматривается как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях.

На уроках истории и обществознания можно выделить следующую цель музейной педагогики  применительно к работе с учащимися  в рамках ФГОС:

Формирование и развитие базовых национальных ценностей хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, к которым относятся:

  • патриотизм,
  • социальная солидарность,
  • гражданственность,
  • семья,
  • труд и творчество,
  • наука,
  • традиционные российские религии,
  • искусство и литература,
  • природа,
  • человечество.

Занятия в музее помогают обучающимся яснее представить суть культуры своего народа, её достижения, историю развития. Каждое занятие в музее имеет образовательные, воспитательные и развивающие цели. Музейные предметы выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, позволяют проникнуть в дух прошлого.

В рамках музейной технологии я внесла изменения в рабочие программы по предметам в 5, 6 и 7-х классах, запланировав серию уроков с использованием возможностей музеев (Это уроки-экскурсии непосредственно в музей и уроки-посещения виртуальных музеев).  К примеру, в календарно - тематическом планировании предусмотрено посещение виртуального музея при изучении тем по культуре Руси и России. Такие экскурсии позволяют моим обучающимся заочно побывать в столичных музеях, познакомиться с их экспозициями и экспонатами. Другой пример, при изучении темы «Московское государство в конце 15-го - начале 16-го веков» мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию в Московский Кремль, а изучая  тему «Россия в первой четверти 18-го века», посетили Эрмитаж (Экспозицию «Культура России первой половины 18- го века»)

В рамках темы «Служу Отечеству» на уроке обществознания мои ученики познакомились с экспозицией Называевского муниципального музея «Великая Отечественная война». Здесь ребята по фотографиям узнавали своих земляков - участников тех памятных событий. Затем было организовано обсуждение вопроса о службе Отечеству как патриотическом долге каждого гражданина.

Различные виды деятельности учащихся, взаимодействие их друг с другом, педагогами и родителями способствуют формированию всех видов УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Это выразилось в повышении творческой активности учащихся, их мотивации к учебе; возросла самооценка, чувство гордости за свою школу, город, страну.

Наиболее же широкие возможности для формирования познавательных и личностных УУД предоставляет экскурсионная работа. Создавая экскурсию, наши обучающиеся учатся включать в неё все способы коммуникативного воздействия: диалогический характер текста экскурсии, использование музыкального и видеоряда. Особая роль отводится речи экскурсовода, которая является образцом коммуникации для экскурсантов, а значит, имеет воспитательное и образовательное значение.

          Применяя музейную технологию на уроках, использую в работе с обучающимися проектную деятельность.  Результатом такой работы является урок, подготовленный и проведённый ученицами 7-го класса для своих одноклассников по теме «Сословный быт в России 17-го века». Предлагаю вашему вниманию видео - фрагмент данного урока (Просмотр фрагмента урока).

Музейная педагогика – это не только обучение истории и исторического краеведения. Педагоги имеют возможность проводить в залах музеев уроки географии, обществознания, экологии и других предметов, на которых можно использовать богатый экспозиционный и фондовый материал, множество подлинных экспонатов. Музейные экспозиции рассказывают о разнообразии местных видов живой природы и компонентах неживой природы.

Как результат можно прогнозировать: сохранение  культурных (национальных, народных, семейных) традиций и гражданских качеств  учащихся через активизацию их эмоционально-познавательной сферы, включение в творческую деятельность, создание условий, при которых ученик  способен активно взаимодействовать с предметами материального и духовного мира прошлого и настоящего, соотносить их с современной жизнью.

Россия... Отечество… Малая Родина… Какие родные сердцу каждого слова. Сколько связано с этими понятиями, сколько пережито! В душе каждого русского человека своё восприятие. Называевский район имеет свою историю, уходящую в глубину веков. И мы пытаемся её сохранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"

В данном материале представлен обобщенный опыт работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....