Мастер-класс на тему: Связь времени в национальных играх
материал

Кужугет Алефтина Чигир-ооловна

В традиционном тувинском обществе было много интересных детских игр. Есть игры способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра «Согур Аза»или как мы иногда называем «Аскак-Кадай» развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Вовремя игры ребята кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Хонделен Барун-Хемчикского кожууна»

Мастер-класс на тему:

Связь времени в национальных играх

                                      Подготовила Кужугет А.Ч.,

учитель русского языка и литературы

                                  МБОУ СОШ с. Хонделен

2014 г.

Введение

В традиционном тувинском обществе было много интересных детских игр. Есть игры способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра «Согур Аза»или как мы иногда называем «Аскак-Кадай» развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Вовремя игры ребята кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску.

Моя бабушка, Ооржак Айдынмаа Калдар-Хунаевна, очень интересная женщина. Любит шутить, играть, рассказывает мне разные интересные истории. Она родилась в селе Хонделен и до сих пор проживает. Как сейчас она вспоминает, это были 50-60-е гг. прошлого века. Каждый вечер вместе со своими друзьями по улице они собирались и играли. Эти игры по её вспоминаниям были очень энергичными, интересными, что взрослые выходили из домов и смотрели и болели за них. Эти игры остались в её памяти до сих пор яркими воспоминаниями. Она рассказала мне о двух подвижных играх, в которые она играла в детстве: Слепой черт (Согур Аза), Белая палка (Ак-Ыяш). В них можно играть на свежем воздухе или на спортплощадке. Меня очень привлекли те игры, в которые играли наши предки, ведь сегодняшняя молодежь не играют в такие игры, а больше сидят за компьютером, что вредно для подрастающего организма. А игры развивают в человеке разные способности, поэтому я начал изучать тувинские народные игры.

В своей исследовательской работе я коснулся лишь той маленькой части духовной культуры моего народа.

Целью данной исследовательской работы является возрождение тувинских народных игр, в которые играла моя бабушка, и по возможности, их возрождение.

Задачи:

  • Изучить игры старшего поколения;
  • Изучить литературу по данной теме;
  • Дать описание играм;
  • Возродить тувинские народные игры.

Объектом исследования являются тувинские подвижные народные игры.

Предмет исследования – содержание игр.

Актуальность исследования игр наших родителей велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить Игра учит нас не сдаваться, не скисать от неудач. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми.

  1. Слепой черт (Согур-Аза)

В разных кожуунах республики эту игру называют по-разному: одни – «Слепой черт» («Согур Аза»), другие Аскак-Кадай («Хромая старуха»), но содержание игры не меняется.

Игра требует большой ловкости, умения молниеносно менять направления, скорости движения, быстроту мышления, ориентации. Эффективно используется для активизации двигательной деятельности детей в любое время года.

Особенностью является возможность одновременно участвовать в игре детям разных возрастов (7-12 лет) и обоего пола. Чем больше участников разного возраста, тем она эмоциональнее проходит.

Описание игры

Перед началом игры по жребию или по выбору назначаются «Черт» и «Мать» Все остальные  - дети матери. Они становятся в колонну друг за другом взявшись руками за пояс впереди стоящего. В начале колонны – «Мать», которая должна защищать от Черта своих детей. Задача Черта – оторвать от колонны (схватить, запятнать) по одному всех игроков с конца.

Когда все дети встанут в колонну за Матерью, Черт проходит спереди к ней. Игра начинается с такого игрового разговора между ними: Черт с Матерью как будто обмениваются воображаемыми трубками (существует тувинский обычай, когда путники встречаются в пути, они курят, обмениваясь своими трубками, и сообщают друг другу о новостях), закуривают. Мать, взяв трубку у Черта, передает её сзади стоящему ребенку. Тот скажет, что не закуривает с Чертом, а курит табак родителей. Услышав эти слова ребенка Черт, спрашивает у матери.

 - Что это за тобой?

 - Это мой когээржик (кожаный сосуд, фляжка).

 - Что такое за когээржиком?

 - Это тень моего когээржика.

 - Что за тенью когээржика?

 - Это мои дети.

 - Тогда я их съем.

 - Если сможешь, то попробуй. После этих слов Мать принимает позу защиты (ноги согнуты, чуть наклоняется вперед, руки расставляет в стороны). В это время Черт начинает нападать. Для того чтобы помешать Черту схватить (запятнать) последнего ребенка. В это время Черт с помощью различных движений, иногда обманных пытается перехитрить Мать, схватить крайнего ребенка.

Схематично игру можно показать таким образом:

           Начало игры                                                 В ходе игры

Правила игры

Игроки, которые оторвались от колонны и не успели быстро с ней соединиться, считаются выбывшими из игры. Кого Черт схватил (запятнал), тот тоже выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока Черт не переловит всех игроков по порядку с конца. Если участников много, можно разделиться на несколько групп (если это позволяет место проведения). Можно договориться о другом условии: когда Черт схватит (запятнает) 5-6 игроков он сам становится «Матерью», а Мать встает в конце колонны, как сумевшая защитить своих детей от Черта. Черта нельзя толкать руками и ставить ему подножки.

  1. Белая палка

Одна из самых древних молодежных игр тувинцев. Обзор литературных источников показывает, что «Ак-Ыяш» - игра темных, невежественных людей, пережиток прошлого, чуть ли не запрещенной при советской власти. После разговора со многими старожилами республики, очевидцами этой игры, в частности, с К.Д. Аракчаа, анализа аналогичных игр других народов («Шуршидеху» у бурят, «Транжып» у белорусов и украинцев, «Ак-съек»  у туркмен, «Ак-суьк» у казахов) мы убедились, что тувинская игра «Ак-Ыяш» является веселой, интересной игрой молодежи. Нет в этой игре ничего религиозного и вредного для молодежи. Запрещали молодежную игру «Ойтулааш», где большое место отводилось игре «Ак-Ыяш», поэтому, наверное, не стали придавать значения этой игре. Если «Ойтулааш» придать определенную форму, направлять, руководить, хорошо организовать, то игра стоит свеч. Это лучший вариант, чем где-нибудь тайно собираться молодежи и пить спиртное, играть в сомнительные игры. Над этим надо подумать.

В игру «Ак-Ыяш» играли осенью в лунную ночь. 14-16 числа. Участвуют две команды, количество и пол игроков не регулируется. Смысл игры заключается в поиске далеко отброшенной «Ак-Ыяш» (белой палочки) и доставка её к «Одагу» (очагу) – центральная точка

Считаю, что данная игра развивает беговые способности школьников, особенно она полезна для подготовки скоростных возможностей на старте (стартовый разгон). Кроме того, игра воспитывает определенные физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость).

Инвентарь

Основным атрибутом является ак ыяш (бела палочка) длиной в 4 ладони или шестнадцать пальцев (примерно 34-36 см), толщиной 3-4 см. Середина отмечена вырезом вокруг параметра палки.

Описание

Место проведения – спортплощадка, поляна. Играют в любое время года, днем. Отмечается середина площадки – «Одаг», место начала игры. Все участники игры, делятся на 2 команды, примерно равное количество мальчиков и девочек в командах.

Начало игры похоже на игру «Перетягивание каната». Но вместо каната перетягивают белу палку («Ак-Ыяш»). Поэтому-то длина её равна ширине 4 ладоней (16 пальцев), а средний вырез для того, чтобы противники дальше этой отметины не захватывали. На «Одаг» (средней точке) после захвата палки первой парой следующая пара захватывает её поверх рук своих товарищей по команде. Остальные все держатся за пояс впереди стоящего (как при перетягивании каната).

По команде учителя (судьи) игроки начинают перетягивать палку. Выигравшая команда должна метнуть палку как можно дальше (это поручается сильному игроку) в любом направлении. После приземления белой палки все бегут к ней. Кто раньше добежал до палки, тот берет её и бежит к средней точке. Игроки другой команды пытаются отобрать палку. Спасаясь, хозяин белой палки имеет право передать её члену своей команды, а тот следующему игроку, как в игре «регби». Таким образом, задача заключается в доставке белой палки к центральной точке. Выигрывает команда, доставившая белую палку к «Одагу».

А вот и схема игры Ак-Ыяш.

Правила игры

  1. При попытке отобрать белую палку:

А) Нельзя ставит подножки, останавливать за одежду, за голову;

Б) Нельзя валить на землю;

В) Нельзя использовать посторонние предметы (палки, крюки, веревки и т.д.);

Г) Запрещается наносить удары руками, ногами, выкручивать руки.

  1. Разрешается останавливать соперника, захватывая его туловище.
  2. Нельзя передавать палку метанием.
  3. В случае если палку потеряли (выронили), право поднять её имеет любой участник игры.

Заключение

Народные игры имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, они сохранились до наших дней, но мал кто в них играет. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: игры наших бабушек, дедушек созданы самим народом. Мне бы хотелось, чтобы мы, а именно тувинский народ возродили народные игры, традиции и обычаи наших предков.

Те игры, о которых я узнал, уже известны моим друзьям, соседям, одноклассникам, мы играем в эти игры. Игра «Аскак-Кадай» походит на игры «Кошки-мышки» и «Жмурки» настоящего времени, где один имеет целью захватить кого-нибудь, а остальные убегают. А игру «Ак-Ыяш» можно сравнить со спортивной игрой «Регби». Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели т.е., для становления характера человека.

В игре закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя и чувство справедливости.

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем.

В дальнейшем я буду изучать народные игры, постараюсь побольше узнать о них от своей бабушки.

Список использованных источников и литературы:

  1. http festival 1september.ru
  2. Журнал «Башкы» № 1, № 3, 2011.
  3. Информатор – Ооржак Айдынмаа Калдар-Хунаевна
  4. Ооржак Х.Д.-Н. Тувинские народные подвижные игры. – Кызыл, 1995.
  5. Самбу Н.У. Тувинские игры. – Кызыл, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"

Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий  в работе с детьми - логопатами....

К урокам по теме "Связь времен в народном искусстве". 5 класс

В методической разработке описаны сценарии семи уроков по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Связь времен в народном искусстве», совместно с элементами ИКТ в форме презентаций, карточки с ...

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...

Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...