Методический семинар
презентация к уроку

Хомушку Аляна Анатольевна

демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.41 МБ
Файл метод семинар32.98 КБ
Файл ТРКМ38.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики, информатики и ВТ МБОУ СОШ №1 Хомушку Аляны Анатольевны г. Шагаан-Арыг Портфолио

Слайд 2

«Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам» А.С. Макаренко

Слайд 3

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Образование высшее, Кызылский Государственный Педагогический Институт, 1995 год, учитель математики, информатики и ВТ Квалификационная категория: Высшая , приказ №1251-д от 31.10.2014 года Педагогический стаж – 23 года В данном ОУ – 1 год и 2 месяца

Слайд 4

Почетная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики РТ. Приказ №653-д, от 24.09.2007 г. Грамота за хорошую подготовку победителя в научно-практической конференции «Родная земля, мой народ», среди ПУ Республики Тыва, 26.03.2010 г. Диплом Министерства образования, науки и молодежной политики РТ за хорошую подготовку победителя Республиканской олимпиады профмастерства по профессии «Оператор ЭВМ, от 07.04.2010 г. Благодарственное письмо Оргкомитета Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся учреждений НПО по профессии «Оператор ЭВМ». «За высокий уровень теоретической и практической подготовки участника» от 03.06.2010 г. Благодарность Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва «За активную работу по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Приказ №1166/д, от 22.11.2010 г. Грамота Управления образования Улуг-Хемского муниципального района «За активное участие и поддержку талантливой молодежи» Приказ №322 от 10.12.2010г. Диплом Министерства образования и науки РТ за хорошую подготовку победителя Республиканской олимпиады профессионального мастерства по профессии «Оператор ЭВМ» от 25.03.2011 г. Грамота Министерства образования и науки РТ Победитель в номинации «Самый инновационный сайт», 15.06.2011 г. Почетная грамота Верховного Хурала РТ, Приказ № 323 от 18.06.2012 г. НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ

Слайд 5

НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ 10. Почетная грамота профсоюзной организации ГБОУ НПО РТ ПУ-8 от 28.12.2012 г. 11. Диплом Министерства образования и науки РТ 3 место в ярмарке-продаже III Республиканского слета «Рабочие профессии и специальности XXI века» от 1 мая 2013 года 12. Почетная грамота Президиума регионального отделения Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по Республике Тыва, октябрь 2013 г. 13. Сертификат благодарности за подготовку участника IV Республиканского Агро-фестиваля «Ростки таланта», 25.10.2013 г. 14. Диплом за участие во Всероссийском конкурсе фотографий «Я выбираю спорт!» и публикацию работы «Слет учащихся»Редакция журнала «Большая перемена» 03.12.2013 г. 15. Благодарность Оргкомитета Всероссийского проекта для учителей «Инфоурок» от 22.05.2014 г. 16. Благодарность Международного проекта VIDEOUROKI за активное участие в работе международного проекта для учителей videouroki . net от 21.05.2014 г. 17. Благодарность ГБПОУ РТ Тувинского техникума жилищно-коммунального хозяйства и сервиса» за достигнутые успехи в деле профобучения и за активное участие в общественной жизни техникума по итогам 2013-2014 учебного года, от 11.06.2014 г.

Слайд 6

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Слайд 8

Мультимедиа технологии Способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения

Слайд 9

Моя цель: помочь каждому учащемуся развить свои способности, стать успешным, найти свое место в обществе; предоставить возможности проявить себя в различной деятельности.

Слайд 10

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО Что такое кредо? Это стойкое убеждение человека. Кредо означает «верю». Я верю, что каждый учащийся талантлив, но талантлив по-своему, и его талант нужно развивать, во что бы то ни стало. Это задача каждого учителя не только развивать, но еще и увидеть, распознать его способности. Радость мне приносит моя работа. Мне радостно оттого, что дети общаются со мной, что я им нужна и как учитель, и как человек. Истоки моей сегодняшней радости в том, что я могу внести свой вклад в воспитание человека.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Формирование коммуникативной компетенции в процессе выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы»

Если ученик в школе не научится ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать …

Л.Н. Толстой

Сегодня нельзя не согласиться с мнением, что наиболее эффективной формой развития одаренности в системе общего образования является включение обучаемого в исследовательскую деятельность. По мнению Ю.В. Громыко: «Реальная работа с будущим – это, прежде всего, освоение проектных и исследовательских методов мышления, получение принципиально новых знаний и употребление их в конкретных практических ситуациях». К этой характеристике следует добавить значительную роль социализирующих факторов, без которых сегодня ученик не сможет определить значимость и место конкретного знания в системе социальных взаимодействий. Особенности исследовательского метода заключаются в том, что он непосредственно организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в создании личностной картины мира.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Этому благоприятствуют представления учителя о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны; имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных.

Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделён и отчуждён от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек; цель учителя – помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Большинство современных образовательных проектов имеет целью развитие таких способов организации социального взаимодействия, которые позволят интенсифицировать процесс социализации личности с одновременным развитием его индивидуальности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности. Фактически такой подход предполагает развитие индивидуальной одаренности индивидуума, обладающего ключевыми компетентностями, позволяющими ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере отношений.

 С образовательной точки зрения целью системы работы с одаренными является достижение оптимального соответствия условий конкретной образовательной среды нуждам определенной  социальной группы.

Одним из условий организации исследовательской деятельности можно считать условия внешней среды, т.е. систему предложений, поступающих от различных образовательных учреждений, находящихся в сходном исследовательском поле, что было учтено в организации деятельности учащихся.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, были определены условия, в рамках которых возникла идея организации работы с детьми, способности которых нуждаются в более интенсивном развитии. Анализ ресурсов показал, что школа обладает такими возможностями.

Система диагностики способностей детей в рамках школьного инновационного проекта предлагала различные процедуры. На мой взгляд, нельзя исключать рассмотрение ситуационное, т.е. когда ребенок единожды проявил свою заинтересованность по какой-то проблеме. Именно состояние инсайта иногда позволяет открыть новые сущностные образования личности. Работа с такими детьми, по моему опыту дает высокие результаты развития.

Ключевая компетентность, которая развивается в процессе анализа литературных произведений и на развитие которой направлены творческие работы по литературе – коммуникативная компетентность в вербальном и невербальном проявлении.

Сформированный интерес к той или иной деятельности показывает, что успешность возможна только при расширении связей конкретного предмета с другими. Взаимовлияние и взаимопроникновение нескольких сфер формируют целостную картину мира и социальных отношений в нем. Ученик и учитель становятся единомышленниками, разделяющими взгляды друг друга.

При организации и планировании работы с учащимися, реализующими исследовательскую функцию в обучении рассматривались следующие ожидаемые результаты, которые не являются конечными, а требуют постоянного совершенствования и усложнения при последующих этапах обучения:

  • развитие способностей к освоению и построению ребенком опыта созидательной жизни, которая выражается в нравственной ценностной творческой деятельности, общении, отношениях;
  • повышение уровня социальной компетенции учащихся;
  • создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника;
  • развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 «Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

Математика объективно считается одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся.

Меня, как и каждого педагога, волнует проблема результативности моего труда. Стремление добиться высоких результатов в математической компетенции обучающихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Наблюдая за обучающимися, я пришла к выводу, что сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию, необходимо научить получать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления. Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого познания.

Анализируя новые требования, предъявляемые к процессу обучения, и учитывая особенности математики, как учебной дисциплины, я сделала вывод, что необходимо применять такие педагогические технологии, которые позволят организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы, т.е.  формировались познавательных УУД. Технология развития критического мышления как нельзя лучше подходит для решения таких задач.

    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

   Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие  признаки критического мышления:

1.  Критическое мышление – мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

5. Критическое мышление – мышление социальное.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

    Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызова, осмысления и размышления.

  1. первый этап работы называется «стадия вызова» – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами, «создание мотива к обучению». На этой стадии у обучающегося возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Например, использование приёма Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить её и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Помогает сформулировать недостающие знания по данной теме и может использоваться на все этапах урока.

Приём  КЛАСТЕР («грозди») – выделение смысловых единиц (математических объектов и понятий) и графическое их оформление с определением взаимосвязи объектов и понятий 

  1. вторая стадия называется «осмысление содержания» (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Например, приём «Сводная таблица» - служит для построения линий сравнения и характеристики. Категории сравнения могут быть сформулированы в форме ключевых слов или рисуночном виде.

Приём «Концептуальная таблица» - сравнение двух и более математических объектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства объектов, по которым происходит сравнение.

«Алгоритмическая таблица» - служит для построения  алгоритма решения определенного класса задач и его реализация. Состоит из двух столбцов: алгоритм и реализация алгоритма. 

  1. третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих обучающихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Поскольку сама технология предполагает организацию процесса обучения в трехфазной  структуре, то сначала я использовала отдельные приёмы на  различных этапах урока, впоследствии, отработав эти приёмы, составляла карту урока только по данной технологии.

Наиболее важной является, на мой взгляд, стадия вызова, поскольку именно она определяет мотивацию на целый урок. Необходимо дать возможность обучающемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Если предоставить возможность школьнику проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, это создаст ему дополнительный стимул для формулировки его собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности обучающихся. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний обучающихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, не прояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из обучающихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Моя роль на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение обучающегося ценно».Нам, учителям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих школьников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома обучающимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Для данного этапа можно использовать ряд приемов, перечислю используемые мной:

•        парная (групповая) мозговая атака;

•        таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»;

•        плюс-минус-вопрос;

•        верные и неверные утверждения;

•        кластер.

       На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть школьник получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «толстые»  и  «тонкие»  вопросы, «инсерт», «ведение бортовых журналов».      

       Я использую приём «толстые» и «тонкие» вопросы. Данный приём может  осуществляться  на  любой  фазе  урока,  он  может  быть  применён  для  самостоятельной  учебной  и  домашней  работы.  Систематическое применение данного приёма учит  обучающихся  грамотно  задавать  вопросы  и  осознавать  их  уровень  сложности.  Вопросы и  ответы  могут  оформляться  в  таблицу  или  задаваться  устно.

Если я пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

На стадии рефлексии приём «Инсерт» может идти в  парах,  группах  или  индивидуально.  Индивидуальная  работа  ценна,  на  мой  взгляд,  опять же  тем,  что  обучающийся  не  испытывает  влияние  группы,  а  значит,  получает  возможность  высказать  своё  отношение  к  теме,  вопросу,  какой-либо  проблеме. На этапе рефлексии «работают» многие приёмы технологии критического мышления. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий.

Результаты реализации опыта работы, критерии оценки

Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока значительно повысить мотивационную деятельность, а также развивать у обучающихся критическое мышление, сформировать познавательный интерес. В результате повышения мотивации у школьников вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту. У них появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность. Обучающиеся становятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, школьники учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного обучающегося, повысить самооценку.

  Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращенак обучающемуся, к его индивидуальности.

Технология критического мышления соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не объём информации, а умение получать её и моделировать гражданскую позицию, самосознание; не приобретение умений как таковых, а способность пользоваться приобретённым в жизни, создавая новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...