Выступления с докладами, обмен опытом
статья

Буянова Алёна Михайловна

Предварительный просмотр:

«Об организации профилактической работы с несовершеннолетними в СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

   Профилактическая работа с несовершеннолетнеми в СОГБОУ «Починковская школа-интернат» охватывает весь педагогический процесс,  внеурочную жизнь детей,  деятельность и общение за пределами школы-интерната.

Основная задача школы-интерната по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы; своевременное выявление ситуаций, требующих безотлагательной помощи и поддержки; создание условий, обеспечивающих полную включенность детей в социально-значимую деятельность.

Социальная служба в своей работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних руководствуется следующими локальными актами:

-Положением о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

-Положением о правилах постановки обучающихся на ВШК;

-Положением о Службе Примирения

-Инструкцией о мерах по розыску обучающихся, самовольно покинувших территорию СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

-Инструкцией об организации и порядке ведения учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

-Примерным Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организации по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социально-реабилитационной работы с детьми.

-Порядком информирования о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними органов опеки и попечительства организациями (в том числе органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав) на территории Смоленской области (Утвержден Постановлением КДН и ЗП Смоленской области )

Разработаны и утверждены следующие программы и планы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике ПАВ, алкоголизма и табакокурения, формированию законопослушного поведения:

- План работа Совета профилактики среди несовершеннолетних воспитанников СОГБОУ «Починковская школа-интернат» утвержденный директором школы-интерната и согласованный с ПДН МО МВД России «Починковский» (заседания проходят один раз в месяц и фиксируются протоколом).

-План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, аддиктивного поведения, употребления ПАВ, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних воспитанников СОГБОУ «Починковская школа-интернат» утвержденный директором школы-интерната и согласованный с ПДН МО МВД России «Починковский».

-План работы с обучающимися, состоящими в «группе риска» и на ВШК.

-Планирование групповых и индивидуальных бесед с детьми «группы риска».

-Планирование индивидуальных бесед с обучающимися, состоящими на ВШК.

-План мероприятий по профилактике экстремизма, жестокости и насилия, воспитания уважительного отношения к истории и традициям народов России.

-План работы с обучающимися и родителями, находящимися в социально-опасном положении.

-Межведомственный план мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в СОГБОУ «Починковская школа-интернат».

-Программа кружка Клуб «Моя семья»  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа ведется по следующим направлениям:

      Диагностика

  1.  Выявление проблем эмоционального, поведенческого, личностного характера воспитанников.

Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение

  1. контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;
  2. заседания ШПМПк;
  3. индивидуальная работа с детьми «группы риска», семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
  4. заседания Совета профилактики;
  5. работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Внеурочная, досуговая деятельность

     В образовательном учреждении разработаны и реализуются следующие программы:
1. «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (гражданско – патриотическое воспитание);
2. «Я и мое здоровье» (культура здорового и безопасного образа жизни);
3. «Все смогу и все сумею» (трудовое воспитание);
4. «Живая планета (экологическое воспитание).
     Ежегодно с сентября по май проводятся традиционные общешкольные мероприятия:  «День Знаний», «День Матери», «День Отца», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Масленица» и т.д.

Внеурочная деятельность в школе строится с учётом интереса детей, которые имеют возможность получить дополнительное  развитие в 18 различных кружках и секциях по направлениям: - художественно-эстетическое; - духовно-нравственное; - спортивное. Охват кружковой деятельностью воспитанников составляет 100%. В школе организованна работа 18 кружков : « Бумажная фантазия», «»Мастерицы», «Волшебная шкатулка», «Мукасолька» и т.д., 2 спортивные секции: «Фут – зал», «Волейбол».
          Оценка результата выполнения воспитательных задач происходит через диагностику - диагностика уровня воспитанности учащихся класса. Результаты отслеживаются 3 раз в год; - диагностика изучения уровня развития детского коллектива (по адаптированной диагностике М.П.Шиловой и Н.П.Капустиной)
Библиотекарем создана и ведется картотека периодической печати, осуществляется подборка методического материала для работы воспитателей, оформляются тематические выставки, «Книжкина лечебница».

Правовое просвещение обучающихся:

В работе по правовому просвещению воспитанников используются следующие формы и методы: анкетирование воспитанников, занятия с элементами рисования «Права и обязанности в сказках», занятия-презентации, общешкольные мероприятия, беседы с привлечением специалистов правозащитных организаций, мини-лекции, консультации.

В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям были организованы пункты по правовому консультированию воспитанников и их законных представителей. Ведущий специалист органа опеки и попечительства отдела образования Администрации МО «Починковский район» Смоленской области Лиморова И. В., инспектор ПДН МО МВД России «Починковский» Моисеенкова С.В. вели консультирование по вопросам реализации прав и защиты, охраняемых законом интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ознакомительными экскурсиями воспитанники посетили Починковский филиал -  СОГБУ МФЦ., нотариальную контору нотариуса Починковского нотариального округа Э.Ф.Ананьевой, Фонд социального страхования, ГУ-УПФР в Починковском районе.

Проведены уроки правовых знаний:

   День прав ребенка 1-9кл.

   День прав человека 1-9кл.

   Конституция РФ - основной закон государства 5-9кл.

  Проведены тематические беседы: Устав школы-интерната, права и обязанности участников образовательного процесса, ответственность за проступки, жить в обществе - жить по правилам.

Организована выставка рисунков «Мои права и обязанности», обучающимися 1-5классов оформлена книжка-малышка «В мире закона и права».

      Проведены общешкольные мероприятия «Правовой кроссворд», «Правовой светофор», «День толерантности».  Мероприятия  с участием судей Смоленского областного суда: заместителя председателя областного суда, председателя совета судей  Ерофеева А. В.,  Коршуновой Л. А.,  Шитиковой Т.М.,  Федоришина А.С.  Занятие для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением помощника управляющего отделением фонда социального страхования г. Смоленска – Е. В. Мироновой.

    Для родителей и (или) законных представителей проведено 27 правовых консультаций.

      Проводилась работа по распространению информационно – рекламных материалов о детском телефоне доверия. Из Департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации получены РИМ.

  1. В информационном поле школы-интерната размещены информационные плакаты «5 принципов работы телефона доверия».
  2. На сайте образовательного учреждения размещены видеоролики «Телефон», «Стук сердца», «Слова».
  3. Информирование обучающихся и их родителей о едином общероссийском номере детского телефона доверия, о действующих на муниципальном уровне службах оказания помощи детям и подросткам.

Размещение правовой информации на сайте школы-интерната.

В организации обеспечена информационная доступность о детском телефоне доверия, о контактных телефонах Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области, специалистов органов опеки и попечительства Починковского района. Информация размещена на информационных стендах в организации.

Работа Совета профилактики безнадзорности и  правонарушений среди несовершеннолетних.

На основании Положения о Совете  профилактики, плана работы Совета профилактики утвержденных директором, в течение года проводились заседания Совета профилактики безнадзорности и  правонарушений среди несовершеннолетних, Совет профилактики безнадзорности и  правонарушений среди несовершеннолетних проводит профилактическую работу с воспитанниками, дети  которых находятся в  проблемной жизненной ситуации. На его заседания, которые проходят один раз в месяц,  приглашаются классные  руководители, воспитатели, родители,  специалисты других учреждений.

Гражданско-патриотическое воспитание

          Гражданско-патриотическое направление является одним из ведущих в системе организации  профилактической работы в школе-интернате.

        В школе-интернате проходят традиционные недели краеведения, классные часы, экскурсии, конкурсы, выставки. В День военного разведчика, группа воспитанников нашей школы-интерната побывали на экскурсии в воинской части в поселке Шаталово. Эта экскурсия была организована командиром с целью, как можно больше рассказать детям о военной авиации, о важных задачах профессии летчиков — «Защищать Родину».

Воспитанники школы-интерната приняли участие в открытии Межрегиональной Вахты Памяти 2018г. в п. Духовщина  Смоленской области.

Воспитанники ежегодно принимают участие в шествии «Бессмертный полк», традиционных общешкольных и городских патриотических мероприятиях, облагораживании  могилы неизвестного солдата. 

Духовно-нравственное воспитание

      Традиционно проводятся Пасхальные недели милосердия, когда воспитанники школы-интерната посещают  Смоленский хоспис, ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», «Дом для мамы»..Такие поездки помогают нашим воспитанникам приобретать жизненный опыт, который помогает лучше социализироваться в обществе, понимать, что есть люди, которым в большей степени необходимо проявить любовь, заботу и сострадание.  Ребята посещают храм Дмитрия Донского в д.Шаталово, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, принимают участие в Божественной литургии и других таинствах.

Организация отдыха и оздоровления воспитанников,

 формирование ЗОЖ

        

  • С целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений и безнадзорности проводятся занятия на выработку активной жизненной позиции и формирования нравственных ценностей – «Жизненные ценности», «Подросток в мире вредных привычек», «Жизнь прекрасна»
  • лекции, беседы, классные часы с обучающимися,  родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;
  • проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся
  •  размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;

участие в спортивных соревнованиях,  олимпиадах, (школьных, районных, областных, Всероссийских).

Педагогом-психологом разработана и реализуется программа по профилактике суицидов, профилактике употребления ПАВ. Систематически проводятся занятия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по профилактике тревожности. Проводятся занятия с обучающимися, состоящими в «группе риска».

В рамках межведомственного взаимодействия разработан и реализуется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, аддиктивного поведения, употребления ПАВ, алкоголизма и табакокурения на 2017-2018г.

 Реализация плана осуществляется в тесном сотрудничестве с МО МВД России «Починковский», врачом-наркологом Починковской ЦРБ Игнатьевой Е.А., врачом-психиатром Сорочинской Л.В., специалистами органов опеки и попечительства и КДН и ЗП Администрации МО «Починковский район».

В течение учебного года ребята проходят оздоровление.

Дата

Наименова-ние

Мероприятие

Количество детей

01.06.2017г.-23.06.2017г.

Школьный летний оздоровительный лагерь

«Дети земли»

(80 воспитанников)

период:

Отдых,

 Оздоровление

80

03.07.2017г.-

23.07.2017г.

Детский оздоровительный лагерь «Орленок» Ярцевского района Смоленской области

Отдых,

 Оздоровление

15

31.07.2017г.-18.08.2017г.

СРЦ «Вишенки»

Отдых,

 Оздоровление

13

01.09.2017г.-21.09.2017г.

ДСОЛ «Мир» Ростовская обл.

Отдых,

 Оздоровление

15

26.10.2017г-08.11.2017г.

ДСОЛ «Прудок» Рославльского района

Отдых,

 Оздоровление

15

03.01.2018г.-16.01.2018

СОЦ «Голоевка»

Оздоровление

15

15.01.2018г.

СРЦ «Вишенки»

Отдых,

 Оздоровление

2

28.03.2018г.-10.04.2018г.

СОЦ «Голоевка»

Оздоровление

15

26.03.2018г.-15.05.2018г.

СРЦ «Вишенки»

Отдых,

 Оздоровление

3

Консультирование.
В течение года администрацией школы-интерната, педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями,  учителем – логопедом ведется консультативная работа с несовершеннолетними  и их родителями (законными представителями). Проводятся индивидуальные и групповые консультации, Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций).

Методическая работа с педагогами осуществляется через методическое объединение учителей и воспитателей, педагогические советы.

Проводится информирование педагогов о признаках, по которым можно выявить несовершеннолетних с отклонениями в поведении, а также социально - педагогическое просвещение (особенности работы с детьми данной категории).

Выводы:           В школе-интернате обеспечен систематический ежедневный учет пребывания детей, организована система профилактики самовольных уходов. С 2008года по настоящее время нет случаев самовольных уходов несовершеннолетних, что подтверждается справкой МО МВД России «Починковский» 13377 от 23.10.2017г.

Перспективы:

- продолжение работы по взаимодействию с организациями системы профилактики и учреждениями дополнительного образования.



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов -взаимодействие со службами судебных приставов.

        Социальный педагог:

        А.М. Буянова

2017г.

План

Введение

  1. Проблемы  взыскания алиментов

  1. Алгоритм работы школы-интерната по защите прав детей,

оставшихся без попечения родителей на получение алиментов,           имеющиеся резервы

  1. Взаимодействие со службами судебных приставов по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов

  1. Общие проблемы школы-интерната по взаимодействию со службами судебных приставов в работе по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов и имеющиеся резервы.

Заключение

Введение

Одним из направлений в работе по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является межведомственное  взаимодействие со службами судебных приставов районов по взысканию алиментов.

Взыскание алиментов осуществляется с родителей, которые лишены родительских прав и по решению суда обязаны выплачивать алименты. (п.2.ст.71 СК РФ Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка)

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение содержания от своих родителей, а каждый родитель обязан содержать своих несовершеннолетних детей. Таки образом, алименты по своему характеру являются взысканием, имеющим первостепенное значение.

Однако, на практике только 40% родителей выплачивает алименты своевременно и в полном объеме только потому, что являются получателями пенсии (выход на пенсию, инвалидность, что не освобождает должников от обязанности по содержанию своих детей). Деньги перечисляются на счет детей.

20% родителей выплачивают алименты периодически и 40% родителей,уклоняется от выплаты алиментов.

  1. Проблемы взыскания алиментов

        К основной проблеме взыскания алиментов относится уклонение родителей от исполнения судебных решений.

Причина уклонения родителей от выполнения решений суда  в нашем случае, связана,прежде всего,с  аморальным образом  жизни, который они ведут: злоупотребляют спиртными  напитками,  не имеют постоянной  работы и желания работать. Применить такие меры, как обращение взыскания на доходы и иное имущество должника к ним также невозможно, так как в большинстве случаев у них отсутствует зарегистрированное  жилье, какое-либо имущество.Другие «нематериальные» меры не имеют воздействия на должников.Ограничения о выезде должников за границу, лишение прав управления транспортным средством, не являются актуальными для родителей наших воспитанников.

В 20% случаев мы имеем дело с уклонением родителей, лишенных родительских прав и по решению суда обязанных выплачивать алименты, от выплаты алиментов. Когда исчерпаны все возможности по принуждению должника к выполнению своих алиментных обязательств и не дали каких-либо положительных результатов, к родителям применяются меры, предусмотренные ст. 157УКРФ. Как правило, это исправительные работы,  принудительные  работы, арест, лишение свободы. Однако и эти меры не приносят должного результата, алименты все также не выплачиваются.

В результате мы имеем безнаказанность подобного рода родителей, что влечет еще большую их безответственность.

  1. Алгоритм работы школы-интерната по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов, имеющиеся резервы

Для результативной работы по взысканию алиментов в  работе пользуемся следующим алгоритмом:

1.Выяснить в службе судебных приставов по месту нахождения ответчика наличие исполнительного листа на конкретного ребенка.

2.Запросить у судебного пристава расчет задолженности по алиментам с указанием мер,  направленных на их взыскание.

3. Запросы в службу судебных приставов о предупреждении (не менее 3раз) ответчика о необходимости уплаты алиментов на содержание ребенка.

4. Если после принятых  мер,  алименты не поступают на счет ребенка, подается заявление о привлечении гражданина  к уголовной ответственности.

Имеющиеся и используемые в работе с должниками резервы:

  1. Индивидуальная работа с родителями-должниками и родственниками воспитанников (консультации, разъяснительные беседы о последствиях уклонения от выплаты алиментов, об обязанностях родителей по содержанию своих детей).

Таким образом,  решаются задачи не только по взысканию алиментов, но и укрепляются родственные связи.

  1. Взаимодействие со службами судебных приставов по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов

3.1. Общие проблемы школы-интерната по взаимодействию со службами судебных приставов в работе по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов и имеющиеся резервы

  1. Отсутствие платежеспособности у родителей – они не работают, и мы их заставить не можем;
  2. Установленные законом сроки на обращения судебными приставами – исполнителями не выдерживаются (ждем ответа более месяца, вынуждены высылать повторные запросы);
  3. Службами судебных приставов неоднократно запрашивается информация по выбывшим детям, в то время как администрация школы-интерната  своевременно и неоднократно информирует о выбытии детей, переводе в другую организацию, передачу под опеку (попечительство) с указанием информации, куда необходимо обращаться по конкретному ребенку.
  4. Отсутствие системы своевременного реагирования на информацию школы-интерната о наличии проблемной ситуации и ее устранение;
  5. Несвоевременное направление в организацию, где воспитывается ребенок Постановлений об окончании исполнительного производства даже в случаях, когда организация информирует службу судебных приставов о причине окончания исполнительного производства с предоставлением подтверждающих документов.

Резервы службы судебных приставов в работе с должниками:

  1. Межведомственное взаимодействие с учреждениями, где воспитываются и обучаются несовершеннолетние дети с организацией системы своевременного реагирования на входящую информацию (ответы на запросы, направление Постановлений об окончании исполнительного производства и.т.д.)
  2. Взаимодействие со службами ЦЗН и по возможности направление должников на регистрацию в качестве безработного.

Заключение

Нахождение детей, оставшихся без попечения родителей на полном государственном обеспечении, не освобождает родителей, лишенных родительских прав от обязанности по содержанию своих детей. В связи с этим, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение алиментов,является первоочередной задачей организации, где обучается и воспитывается ребенок.

В настоящее время не существует действенного механизма взыскания алиментов с родителей в полном объеме: должники уклоняются от работы, постоянно заставить их работать нельзя.

Администрация школы-интерната стремится в полном объеме выполнить свои полномочия по взысканию алиментов с родителей – должников, однако, без организации системы межведомственного взаимодействия со стороны служб судебных приставов работа по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, не будет эффективной.



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

Профориентация и профессиональное самоопределение как условие успешной социализации и адаптации лиц с ОВЗ.

План.

  1. Проблемное поле.

  1. Система профориентационной работы в школе-интернате.
  2. Этапы формирования профессионального самоопределения воспитанников.
  3. Формы и методы профориентационной работы.

  1. Проблемное поле.

       Успешная социализация и адаптация наших воспитанников напрямую зависит от их профессионального самоопределения. А профессиональное самоопределение зависит от качества системы профессиональной ориентации в образовательном учреждении.

        Стартовые позиции детей с ОВЗ невысоки, что объясняется уровнем их психического и физического здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. Обучение по программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уменьшает узкий круг специальностей, которые могут получить наши выпускники.  

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для учащихся с нарушением интеллекта, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе-интернате является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

  1. Система профессиональной ориентации воспитанников

1. Профессиональное просвещение:

Ознакомление обучающихся с миром профессий. Профессиональная информация и пропаганда тех профессий, которые востребованы на рынке труда.

2. Профессиональное воспитание:

Воспитание уважения к любой профессии, формирование любви к труду.

3. Профессиональная психодиагностика:

Изучение особенностей личности ребенка (интересы, склонности, способности, профессиональные намерения, характер, состояние здоровья).

4. Профессиональная консультация обучающихся и их родителей:

Аргументированные советы с учетом персональных особенностей ребенка по формированию его профессиональных намерений.

  1. Трудовое обучение (швейное дело, столярное, обувное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала)

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Этапы формирования

профессионального самоопределения воспитанников

        1-4 класс- Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии, мечта о профессии

            5-7 класс- Выявление интересов, склонностей, желаний. Самопознание, оценка своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

            8-9 класс- Осознание интереса к будущей профессии. Формирование профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения. Выявление уровня готовности к самостоятельной жизни.

Формы и методы профориентационной работы

   

  • Уроки, беседы,  просмотр видеофильмов, презентаций
  • Профдиагностика, профконсультации для учащихся
  • Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»
  • Выставки учащихся по трудовому обучению,  декоративно-прикладному искусству
  • Выставка литературы о профессиях в школьной библиотеке
  • Экскурсии  

  Использование сюжетно- ролевых игр по профориентации

Посредством игры ребятам предоставляется возможность проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни.

         ∙Работа школьных кружков и секций по профессиональным интересам   



Предварительный просмотр:

                                                                                    Буянова Алена Михайловна    СОГБОУ «Починковская школа-интернат», sozpedagogprudki@yandex.ru                                                                             

                                                                                                     УДК 376

                                                                                                                                                                                                               

Направления работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Ключевые слова: социализация; социальная адаптация

Аннотация: в статье раскрываются особенности работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; определяются основные направления сопровождения детей.

Представлен и обобщен многолетний опыт и результаты работы по данной проблеме.

Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных направлений в работе социальной службы школы-интерната. Это связано с тем, что контингент воспитанников составляют несовершеннолетние с явно выраженным отрицательным социальным опытом, общей педагогической и социальной запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к общепринятым нормам и правилам, к учебной деятельности. В основном это дети из неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей.

Основная задача социальной службы заключаются в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы; своевременном выявлении ситуаций, требующих безотлагательной помощи и поддержки; создании условий, обеспечивающих полную включенность детей в социально-значимую деятельность [2]. 

 Цель работы: социализация и социальная адаптация воспитанников к жизни в социуме.

Основными формами работы социальной службы являются:

-правовое воспитание и просвещение воспитанников (формирование законопослушного поведения);

- индивидуальная и групповая работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), семьями, находящимися в социально-опасном положении (Совет профилактики, школьная Служба Примирения);

  -консультативная помощь участникам учебно-воспитательного процесса;

-межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правозащитными организациями;

-постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система работы социальной службы ориентирована на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей работы является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением воспитанников.

В работе используются следующие формы и методы: анкетирование воспитанников, занятия с элементами рисования, занятия-презентации, общешкольные мероприятия, беседы с привлечением специалистов правозащитных организаций, мини-лекции, консультации. Проводятся общешкольные игры «Правовой кроссворд», «Правовой светофор», конкурс рисунков «Мои права и обязанности».

Традиционно проводится неделя правовых знаний, способствующая формированию у воспитанников правовой культуры, осознанию ответственности за свои права и поступки.

 В рамках Всероссийского Дня правовой помощи для воспитанников проводятся ознакомительные экскурсии в правозащитные организации.  

      Проводятся встречи, индивидуальные консультации с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, ведущим специалистом органа опеки и попечительства отдела образования, судьями Смоленского областного суда, нотариусом.

Постоянно действующей формой работы является консультативная помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям). Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами.

Методическая работа с педагогами осуществляется через методическое объединение учителей и воспитателей, педагогические советы, ШПМПк.

Проводится информирование педагогов о признаках, по которым можно выявить несовершеннолетних с отклонениями в поведении, а также социально - педагогическое просвещение (особенности работы с детьми данной категории). Большое внимание уделяется формированию педагогической компетенции родителей, повышению их информированности и ответственности с сфере предупреждения депрессивных настроений у несовершеннолетних, употребления ПАВ.

На Совете профилактики безнадзорности и  правонарушений среди несовершеннолетних проводится профилактическая работа с воспитанниками, которые находятся в  проблемной жизненной ситуации. На заседания приглашаются классные  руководители, воспитатели, родители,  специалисты органов и учреждений системы профилактики. Проводятся совместные мероприятия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, принимаются меры по устранению причин и условий, им способствующих.

Сопровождение воспитанников и их законных представителей, семей, находящихся в социально опасном положении строится в соответствии с утвержденными директором школы-интерната планами. С детьми и семьями,  состоящими на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних ведется индивидуально-профилактическая работа в соответствии с индивидуальными планами.

В детском коллективе организована система контроля за психологическим климатом в целях исключения случаев унижения детей со стороны сверстников, своевременного выявления и урегулирования конфликтных ситуаций.

В результате  проводимой работы заметно повысился уровень гражданско-правовой ответственности воспитанников. Ребята ежегодно принимают участие в шествии «Бессмертный полк», традиционных общешкольных и городских патриотических мероприятиях, облагораживании  могилы неизвестного солдата.  Повысился уровень знаний, способствующий умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.  В школе-интернате нет воспитанников, употребляющих спиртные напитки, ПАВ.

Ребята участвуют в социально значимой деятельности, где учатся милосердию, что помогает им лучше социализироваться и адаптироваться в социуме[1].

Уменьшилось количество подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. 

В школе-интернате обеспечен систематический ежедневный учет пребывания детей, организована система профилактики самовольных уходов. С 2008 года по настоящее время нет случаев самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения.

         Отмечается повышение интереса родителей к жизни детей в школе-интернате. Родители активно посещают школьные праздники, мероприятия. Охотно взаимодействуют с классными руководителями, воспитателями по проблемам детей, консультируются со специалистами учреждения.

          Большая роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья отводится постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После окончания обучения в школе-интернате выпускники продолжают учиться в профессиональных образовательных учреждениях. Часто приезжают в школу-интернат за советом, консультацией, помощью. С целью оказания выпускникам более эффективной помощи осуществляется межведомственное взаимодействие с правозащитными организациями.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - это сложный и многоуровневый процесс, основанный на тесном взаимодействии специалистов, педагогов, семьи ребенка и является одним из неотъемлемых условий его успешной социализации, полноценного участия в жизни общества.

Литература

1.Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.- Ярославль, 1997.-370с.

2.Бочарова В.Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье      России», 1999.-485с.

Buyanova Alena Mikhailovna

SOGBO "Pochinkovskaya boarding school»

Directions of work of social service in the system of psychological and pedagogical support of children with disabilities

Key words: socialization; social adaptation

Abstract: the article reveals the features of the social service in the system of psychological and pedagogical support of children with disabilities; the main directions of support of children. Long-term experience and results of work on this problem are presented and generalized.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы

образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Обмен опытом по теме : "Развитие творческих способностей"

Я, Киричек Елена Тарасовна работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ-ООШ № 25 20 лет. Столько лет дети школы приобщаются к прекрасному через занятия в кружке «Весёлые человечки». Хочу п...

Обмен опытом учителя биологии

Моделирование на уроках...

Презентация к выступлению по обмену опытом на ТМО "Кроссенс - это..."

Презентация к выступлению по обмену опытом на ТМО "Кроссенс - это..."...

Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"

С 24 по 27 ноября  2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...