ПРОЕКТ: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА» (для воспитанников старшего дошкольного возраста, выпускников логопедического пункта)
проект

Кабалоева Елена Сергеевна

Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА»

(для воспитанников старшего дошкольного возраста,

выпускников логопедического пункта)

Вид проекта: творческий, индивидуально-подгрупповой

Срок реализации: долгосрочный.

Автор проекта: учитель-логопед Кабалоева Елена Сергеевна

Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители.

Возраст детей: 5-7 лет


«Родное слово – основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний»

К.Д. Ушинский

Актуальность проекта:

Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше воспитанников нуждаются в помощи логопедов и других специалистов. Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. За последние годы в логопедических группах и в логопедических пунктах количество детей имеющих тяжелые нарушения речи заметно увеличилось. Чтобы справиться с этой проблемой, педагогам нужна не неделя, не месяц, а иногда, и не год регулярных систематических занятий с детьми.

Но тут возникает другая проблема: как разнообразить логопедическую работу, сделать её более интересной, увлекательной для детей? И здесь на помощь приходит театрализованная деятельность. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие эмоционально-личностной сферы, выступающей мощным стимулом развития речи и познавательных процессов. Роль, которая достается ребенку при игре в театр, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Акцент педагог делает на автоматизацию и развитие различных речевых функций:

  • на правильность сформированных звукопроизносительных навыков;
  • на дыхание, на артикуляцию;
  • на дикцию;
  • на интонационную выразительность речи.

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Самый молчаливый и замкнутый ребенок не останется равнодушным и будет готов заговорить, по-новому раскрыться, исполняя полученную, интересную для него роль.

Посредством внедрения элементов театрализованной деятельности в логопедическую работу, возможно, решить задачи, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие»:

- обогатить словарь;

- развить связную грамматически правильную речь;

- развить интонационную культуру, фонематический слух, речевое творчество.

Результатом систематической логопедической работы с включением элементов театрализованной деятельности станет развитая речь воспитанников, их свободное общение с детьми и взрослыми. Воспитанники овладеют конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими и грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы на этапе автоматизации поставленных звуков в речи, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие».

Обоснование проблемы:

1.Недостаток у воспитанников 5-7 лет действующих стимулов развития речи и познавательных процессов для автоматизации поставленных звуков.

2. Недооценивание педагогами влияния театрализованной деятельности на качество коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.

Цель проекта: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

Коррекционно-развивающие:

- расширять активный и пассивный словарный запас детей, формировать грамматический строй речи посредством чтения художественных произведений и выразительного пересказа, бесед по прочитанному;

- автоматизировать поставленные звуки и развивать фонематический слух посредством разучивания ролей;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- развивать интонационную выразительность речи.

Образовательные:

- формировать умение вести диалог;

- формировать монологическую форму речи;

- формировать умение использовать интонационно-выразительные средства речи и пластику при передаче сценического образа.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные способности (умение работать в группе);

- способствовать формированию умения оценивать свои достижения;

- способствовать воспитанию инициативы в импровизации;

- воспитывать нравственные качества: умение выслушать отвечающего, взаимовежливость.

  1. Подготовительный этап
  • Выразительное чтение выбранных произведений для инсценировки и беседы с детьми по содержанию произведения.
  • Составление словесных портретов персонажей, рисование иллюстраций к произведению.
  • Обсуждение кандидатур на роли персонажей, декораций и костюмов, их изготовление.
  • Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
  • Привлечение родителей для изготовления костюмов, масок, декораций.
  • Репетиция всего спектакля с элементами костюмов, реквизита и декораций.
  1. Практический этап:
  • Организация детского фестиваля-конкурса «Театральная весна» для воспитанников 5-7 лет с обязательным участием воспитанников логопедического пункта.
  1. Заключительный этап:
  • Предоставление опыта работы по театрализованной деятельности для родителей и педагогов через создание презентаций, видеофильмов с размещением в сети Интернет.

Результаты проекта:

В результате проведения комплексной логопедической работы с включением в коррекционный процесс театрализованной деятельности, дети успешней овладевают навыками монологической и диалогической речи, умеют оценивать свои достижения, способны проявлять инициативу в импровизации, работать в команде, проявляют познавательную активность. У воспитанников сформировано речевое дыхание и артикуляционная моторика, присутствует интонационная выразительность речи, автоматизируются правильные звукопроизносительные навыки.

Показаны спектакли:

  1. «Курочка, петушок и бобовое зёрнышко» (средняя группа)
  2. «Заюшкина избушка» (средняя группа)
  3. музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» (старшая группа)
  4. «Гуси-лебеди» (старшая группа)
  5. «Красная Шапочка» (старшая группа)
  6. «Мой друг крокодил» (подготовительная группа)
  7. «Айога» (подготовительная группа)

 

                 План мероприятий конкурса-фестиваля «Театральная весна».

1. Подготовительный этап.

Занимательная беседа «Волшебный мир театра» (цель: развивать у детей интерес к различным видам театра; побуждать их к свободной творческой самореализации в театрализованной игре; расширение словаря по теме «Театр»).

Чтение сказок, сценариев будущих спектаклей, беседа по содержанию произведения.

С\р игра «Как вести себя в театре» (цель: закрепление представлений о том, как вести себя в театре).

Театральная деятельность,  разбор произведения по сказочным героям (их характеристики, эмоции, жесты).

Распределение ролей с учетом необходимости закрепления у детей поставленных звуков (слова персонажа должны быть насыщенны тем или иным звуков, например: «Я жук. Я джентльмен. Я готов ждать, сколько пожелаете»).

Оформление уголка для родителей «Наша афиша» (детские рисунки, рекомендации, план мероприятий и т.д.), беседа с родителями на тему «Играем в театр».

Подбор музыкальных произведений для спектакля.

Постановка танцев для спектакля.

Репетиции по этюдам (цель: формирование умения использовать интонационно-выразительные средства речи и пластику при передаче сценического образа; формирование умения вести диалог, монолог).

Работа с родителями (изготовление костюмов, атрибутики для спектакля).

Оформление выставки: «Сцена наших театров» - рисование красками.

Генеральная репетиция. Подготовка атрибутов и костюмов. Оформление афиши.

2. Практический этап:

Проведение конкурса-фестиваля «Театральная весна» с показом спектаклей членам жюри, родителям и зрителям. Награждением победителей и участников.

  1. Заключительный этап:

Представление опыта работы по театрализованной деятельности для родителей и педагогов через создание презентаций, видеофильмов с размещением в сети Интернет и на сайте учреждения.

Список используемой литературы:

1. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

  1. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  3. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

Мы еще малыши, но уже крепыши (конкурсно-игровая программа для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

Мы еще малыши, но уже крепыши  (конкурсно-игровая программа для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста)Цель:         формирование патр...

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ

На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...