Главные вкладки

    ПРОЕКТ: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА» (для воспитанников старшего дошкольного возраста, выпускников логопедического пункта)
    проект

    Кабалоева Елена Сергеевна

    Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx27.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА»

    (для воспитанников старшего дошкольного возраста,

    выпускников логопедического пункта)

    Вид проекта: творческий, индивидуально-подгрупповой

    Срок реализации: долгосрочный.

    Автор проекта: учитель-логопед Кабалоева Елена Сергеевна

    Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители.

    Возраст детей: 5-7 лет


    «Родное слово – основа всякого умственного

    развития и сокровищница всех знаний»

    К.Д. Ушинский

    Актуальность проекта:

    Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше воспитанников нуждаются в помощи логопедов и других специалистов. Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. За последние годы в логопедических группах и в логопедических пунктах количество детей имеющих тяжелые нарушения речи заметно увеличилось. Чтобы справиться с этой проблемой, педагогам нужна не неделя, не месяц, а иногда, и не год регулярных систематических занятий с детьми.

    Но тут возникает другая проблема: как разнообразить логопедическую работу, сделать её более интересной, увлекательной для детей? И здесь на помощь приходит театрализованная деятельность. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие эмоционально-личностной сферы, выступающей мощным стимулом развития речи и познавательных процессов. Роль, которая достается ребенку при игре в театр, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Акцент педагог делает на автоматизацию и развитие различных речевых функций:

    • на правильность сформированных звукопроизносительных навыков;
    • на дыхание, на артикуляцию;
    • на дикцию;
    • на интонационную выразительность речи.

    Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Самый молчаливый и замкнутый ребенок не останется равнодушным и будет готов заговорить, по-новому раскрыться, исполняя полученную, интересную для него роль.

    Посредством внедрения элементов театрализованной деятельности в логопедическую работу, возможно, решить задачи, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие»:

    - обогатить словарь;

    - развить связную грамматически правильную речь;

    - развить интонационную культуру, фонематический слух, речевое творчество.

    Результатом систематической логопедической работы с включением элементов театрализованной деятельности станет развитая речь воспитанников, их свободное общение с детьми и взрослыми. Воспитанники овладеют конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими и грамматически правильной диалогической и монологической речью.

    Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы на этапе автоматизации поставленных звуков в речи, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие».

    Обоснование проблемы:

    1.Недостаток у воспитанников 5-7 лет действующих стимулов развития речи и познавательных процессов для автоматизации поставленных звуков.

    2. Недооценивание педагогами влияния театрализованной деятельности на качество коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.

    Цель проекта: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

    Задачи проекта:

    Коррекционно-развивающие:

    - расширять активный и пассивный словарный запас детей, формировать грамматический строй речи посредством чтения художественных произведений и выразительного пересказа, бесед по прочитанному;

    - автоматизировать поставленные звуки и развивать фонематический слух посредством разучивания ролей;

    - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

    - развивать интонационную выразительность речи.

    Образовательные:

    - формировать умение вести диалог;

    - формировать монологическую форму речи;

    - формировать умение использовать интонационно-выразительные средства речи и пластику при передаче сценического образа.

    Воспитательные:

    - воспитывать коммуникативные способности (умение работать в группе);

    - способствовать формированию умения оценивать свои достижения;

    - способствовать воспитанию инициативы в импровизации;

    - воспитывать нравственные качества: умение выслушать отвечающего, взаимовежливость.

    1. Подготовительный этап
    • Выразительное чтение выбранных произведений для инсценировки и беседы с детьми по содержанию произведения.
    • Составление словесных портретов персонажей, рисование иллюстраций к произведению.
    • Обсуждение кандидатур на роли персонажей, декораций и костюмов, их изготовление.
    • Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
    • Привлечение родителей для изготовления костюмов, масок, декораций.
    • Репетиция всего спектакля с элементами костюмов, реквизита и декораций.
    1. Практический этап:
    • Организация детского фестиваля-конкурса «Театральная весна» для воспитанников 5-7 лет с обязательным участием воспитанников логопедического пункта.
    1. Заключительный этап:
    • Предоставление опыта работы по театрализованной деятельности для родителей и педагогов через создание презентаций, видеофильмов с размещением в сети Интернет.

    Результаты проекта:

    В результате проведения комплексной логопедической работы с включением в коррекционный процесс театрализованной деятельности, дети успешней овладевают навыками монологической и диалогической речи, умеют оценивать свои достижения, способны проявлять инициативу в импровизации, работать в команде, проявляют познавательную активность. У воспитанников сформировано речевое дыхание и артикуляционная моторика, присутствует интонационная выразительность речи, автоматизируются правильные звукопроизносительные навыки.

    Показаны спектакли:

    1. «Курочка, петушок и бобовое зёрнышко» (средняя группа)
    2. «Заюшкина избушка» (средняя группа)
    3. музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» (старшая группа)
    4. «Гуси-лебеди» (старшая группа)
    5. «Красная Шапочка» (старшая группа)
    6. «Мой друг крокодил» (подготовительная группа)
    7. «Айога» (подготовительная группа)

     

                     План мероприятий конкурса-фестиваля «Театральная весна».

    1. Подготовительный этап.

    Занимательная беседа «Волшебный мир театра» (цель: развивать у детей интерес к различным видам театра; побуждать их к свободной творческой самореализации в театрализованной игре; расширение словаря по теме «Театр»).

    Чтение сказок, сценариев будущих спектаклей, беседа по содержанию произведения.

    С\р игра «Как вести себя в театре» (цель: закрепление представлений о том, как вести себя в театре).

    Театральная деятельность,  разбор произведения по сказочным героям (их характеристики, эмоции, жесты).

    Распределение ролей с учетом необходимости закрепления у детей поставленных звуков (слова персонажа должны быть насыщенны тем или иным звуков, например: «Я жук. Я джентльмен. Я готов ждать, сколько пожелаете»).

    Оформление уголка для родителей «Наша афиша» (детские рисунки, рекомендации, план мероприятий и т.д.), беседа с родителями на тему «Играем в театр».

    Подбор музыкальных произведений для спектакля.

    Постановка танцев для спектакля.

    Репетиции по этюдам (цель: формирование умения использовать интонационно-выразительные средства речи и пластику при передаче сценического образа; формирование умения вести диалог, монолог).

    Работа с родителями (изготовление костюмов, атрибутики для спектакля).

    Оформление выставки: «Сцена наших театров» - рисование красками.

    Генеральная репетиция. Подготовка атрибутов и костюмов. Оформление афиши.

    2. Практический этап:

    Проведение конкурса-фестиваля «Театральная весна» с показом спектаклей членам жюри, родителям и зрителям. Награждением победителей и участников.

    1. Заключительный этап:

    Представление опыта работы по театрализованной деятельности для родителей и педагогов через создание презентаций, видеофильмов с размещением в сети Интернет и на сайте учреждения.

    Список используемой литературы:

    1. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

    1. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
    2. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
    3. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
    4. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
    5. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
    6. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
    7. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
    8. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

         М.: ТЦ Сфера, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

    На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

    Мы еще малыши, но уже крепыши (конкурсно-игровая программа для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

    Мы еще малыши, но уже крепыши  (конкурсно-игровая программа для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста)Цель:         формирование патр...

    Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ

    На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....

    Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

    Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

    Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...