Классный час «Правила поведения как образ жизни»
классный час (5 класс)

Тайдонова Наталья Мадыевна

«Правила поведения как образ жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_2_i_3otkrytyy.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа для учащихся 5 классов

«Правила поведения как образ жизни»

У нас в гимназии социально-психологическая служба представлена кафедрой социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в которую входят 2 социальных педагога, 2 педагога-психолога, 2 старшие вожатые и классные руководители 1-11 классов.

Классный час для 5 классов выбран не случайно. Первые четыре года учащиеся нашей гимназии обучаются в другом корпусе-корпусе начальной школы, живут, можно сказать, в своем государстве. Переходя в среднее звено и попадая в главный корпус для них многое становится новым. Новые учителя, новый классный руководитель, новый педагог-психолог, иногда новые одноклассники, широкие лестницы, длинные коридоры и большие рекреации, по сравнению с тем, где им пришлось провести первые четыре года обучения. Новые правила, новые требования, приходится проявлять свои лидерские качества, самоутверждаться, а иногда за счет других. В классах начинаются конфликты, сначала словесные, класс делится на микрогруппы, случаются драки, вызов на Совет профилактики, где принимается решение поработать с классом. На начальном этапе проводим классный час «Правила поведения как образ жизни».

Цель: развивать умения учащихся вести себя в согласии с нравственными нормами.

Задачи:

- актуализировать и систематизировать знания учащихся о Правилах внутреннего распорядка гимназии,

- формировать навыки предотвращения конфликтных ситуаций между учениками, учитывая права друг друга;

- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к закону.

Оборудование и наглядность: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал с заданиями, ручки.

Основными ведущими классного часа являются социальные педагоги.

План классного часа:

1. Приветствие.

2. Краткое введение в тему классного часа. 

3. Основная часть «Права и обязанности несовершеннолетних». 

4. Игры «Угадай права», «Подумай-ка», «Назови произведение», «Угадай героя по описанию». 

5. Продолжение работы. 

6. Беседа об обязанностях и ответственности. 

7. Беседа о Правилах внутреннего распорядка. 

8. Выступление педагога-психолога. 

9. Рефлексия. 

10. Домашнее задание.

Ход классного часа:

1. Приветствие.

Социальный педагог: Здравствуйте, уважаемые учащиеся, педагоги, гости. Разрешите классный час «Правила поведения как образ жизни» считать открытым.

2. Краткое введение в тему классного часа.

Социальный педагог: Гимназия – это общественное место, где и взрослым, и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. А представьте, если каждый здесь начнет вести себя так, как ему заблагорассудится. Во что же тогда превратиться наша гимназия? Чтобы этого не произошло, каждому ученику, его родителям и педагогам необходимо знать правила поведения в гимназии. Многие из них известны вам с первого класса, но есть вопросы, которые до сих пор являются предметом споров и разногласий. А как гласит девиз нашей гимназии «Школа должна стать домом радости для детей, домом творчества для учителей, домом спокойствия для родителей».

3. Основная часть «Права и обязанности несовершеннолетних».

Социальный педагог: Но прежде чем говорить о правилах поведения, мы вспомним и поговорим о правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех случаях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Социальный педагог: А что такое «право», «права»? Как вы думаете? (ответы детей). В словаре это определение дано так: «Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе» («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

4. Игры «Угадай права», «Подумай-ка», «Назови произведение», «Угадай героя по описанию».

Социальный педагог: Вы все, конечно, знаете о своих правах. Перед вами картинки, на которых изображены права детей. Постарайтесь угадать, какое право изображено. (Ответы детей: право на семью, образование, приемлемый уровень жизни, выражать своё мнение и собираться с друзьями с целью выражения своих взглядов и отдых и др.).

Социальный педагог: А сейчас индивидуальная работа – игра «Подумай-ка». На листочках с заданиями, расположенных на ваших столах, впишите известных вам сказочных персонажей, или литературных героев, которые нарушали права других на:

- жизнь (Серый волк, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)

- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Бармалей и т.п.).

- имущество (Сеньор Помидор, Лиса, Медведь, Лиса Алиса и Кот Базилио, Кощей и т.п.

Социальный педагог: Предлагаем послушать отрывки из произведений и определить, о каких правах в них идет речь. (Для удобства, данные отрывки всегда выводим на слайд. После прочтения задаются вопросы):

Мой народец странный,

Глупый, деревянный

Кукольный владыка

Вот кто я, поди-ка...

Грозный Карабас,

Славный Барабас.

Куклы предо мною

Стелятся травою...

У меня есть плетка,

Плетка в семь хвостов.

Пригрожу лишь плеткой –

Мой народец кроткий

Песни распевает,

Денежки сбирает

В мой большой карман,

В мой большой карман...

- Назовите произведение и кто автор? («Золотой ключик или приключения Буратино» Алексея Толстого).

О каком праве я вам прочитала? (Защита от жестокого обращения с детьми.).

- Нарушалось это право или защищались? (Нарушалось).

Социальный педагог: Следующий отрывок:

Дразнят Золушкой меня,

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

- Назовите произведение и кто автор? (сказка «Золушка» Шарля Перро).

- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (Право на отдых).

- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось).

Социальный педагог: Игра «Угадай героя по описанию».

1) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал их в неволе, подвергал жестокому обращению, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

2) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его личную неприкосновенность, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).

5. Продолжение работы.

Социальный педагог: Правильно ребята. Право на получение бесплатного образования – это льгота, которую наше государство дает всем желающим учиться, развиваться, становиться умнее и сильнее. Но получение образования это еще и обязанность, а Буратино забыл об этом.

6. Беседа об обязанностях и ответственности.

Социальный педагог: А что мы знаем об обязанностях и ответственности? (Ответы детей). Замечательно! Итак:

С рождения у ребенка имеются обязанности: Слушаться родителей, принимать заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого и грубого обращения, оскорбления и эксплуатации.

Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Ответственность: Перед родителями, воспитателями, преподавателями. Перед своей совестью.

С 6,5 лет добавляются обязанности: получить образование. На основании статьи 43 Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» учащиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план (индивидуальный учебный план), осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные учителем в рамках программы;

2) выполнять требования Устава Гимназии и Правил внутреннего распорядка;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других учащихся и работников Гимназии, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися;

5) бережно относиться к имуществу Гимназии.

Ответственность: за нарушение Правил внутреннего распорядка и Устава Гимназии к вам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами Гимназии.

За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены такие меры дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор и отчисление из Гимназии. По решению Гимназии за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается отчисление из Гимназии учащегося, достигшего возраста 15-лет.

При выборе меры дисциплинарного взыскания администрация Гимназии учитывает тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен.

С 8 лет добавляется обязанность: соблюдать Устав и правила детского общественного объединения «Школьная страна «Содружество».

С 11 лет ответственность: на основании Федерального Закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - ответственность в виде помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

7. Беседа о Правилах внутреннего распорядка.

Социальный педагог: На основании Устава Гимназии и Правил внутреннего распорядка учащимся запрещено:

- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

- использовать любые средства и вещества, способные привести к взрывам и возгораниям;

- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивание и вымогательство;

- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

Ребята, только при соблюдении Правил поведения у нас в гимназии будет царить доброжелательная, радостная, спокойная и творческая атмосфера.

Социальный педагог: Помни! За любое правонарушение и составление административного протокола тебя могут поставить на учет в полиции и (или) Комиссии по делам несовершеннолетних!

Социальный педагог: Незнание закона не освобождает тебя от ответственности!!!

8. Выступление педагога-психолога.

Социальный педагог: А кто же чаще совершает правонарушения, кто чаще вступает в конфликтные ситуации с одноклассниками? (Ответы детей).

Социальный педагог: Очень многие конфликты между учащимися наступают из-за неумения контролировать свое поведение и из-за неправильной самооценки.

Выступление педагога-психолога гимназии о самооценке – личностной самооценке.

9. Рефлексия.

Социальный педагог: Ребята, на первом этаже гимназии есть стенд «Это должен знать каждый», где размещены тексты Устава Гимназии и Правил внутреннего распорядка, перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих права детей, номера телефон общероссийского детского телефона доверия и республиканского телефона доверия и другая правовая информация.

Социальный педагог: первое условие ответственного человека – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться, упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

10. Домашнее задание.

Социальный педагог: Предложение для размышления «Аргументы».

Перед вами тезис: «Не надо спорить с глупыми людьми», вам предлагается подобрать к нему аргументы к следующему классному часу.

Спасибо за внимание!

Далее проводится цикл классных часов на выход из конфликтных ситуаций, проверки усвоения знаний по Правилам внутреннего распорядка. Педагог-психолог, после диагностической работы, набирает коррекционные группы по разным направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Правила поведения вблизи водоемов"

Классный час для 5 класса о правилах поведения на воде и вблизи водоемов в летнее время...

Классный час "Правила поведения на водоемах"

Классный час для учащихся средней школы с ЦОР " Правила поведения на воде"...

Формирование ответственного поведения здорового образа жизни.

Родительское собрание на тему: "Формирование ответственного поведения здорового образа жизни"....

правила поведения - как образ жизни

мультимедийная презентация для семинара классных руководителей и для классных часов с обучающимися...

Правила поведения на дороге жизни или правила этикета в общественных местах и общественном транспорте.

Ничего не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.Сервантес...

Классный час. «Правила поведения обучающихся и студентов по охране труда и безопасному поведению при проведении массовых»

Классный час. «Правила поведения обучающихся и студентов по охране труда и безопасному поведению при проведении массовых»...