Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия- Родина моя!"
проект

Попкова Евгения Леонидовна

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, родной стране, приобщение детей к  традициям русского народа и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-_rodina_moya_2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Россия-Родина моя!»

  Проблема:    В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев, приобщения к  культурным корням.

Актуальность проекта: Любовь к Родине – это главная  составляющая патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека.

  Гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции.

  Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.

  Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не  забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, родной стране, приобщение детей к  традициям русского народа и обычаям.

Задачи: 1. Обучающие: - Формирование  духовно-нравственных качеств личности (доброта, терпение, чувство привязанности, любовь к своим близким, сопереживание);

- Продолжать знакомить детей с народным фольклором, с народными музыкальными инструментами, с русскими народными промыслами.

2. Развивающие: - Развивать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа;

- Развитие игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

3.Воспитательные: -        Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа.

Ожидаемые  результаты:- Заложены основы нравственно-патриотического воспитания детей;

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

- Возросший интерес родителей к вопросам нравственно-патриотического воспитания  детей.

Тип проекта: информационно-практикоориентированный.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: краткосрочный (с 01.02 по 08.02)

Участники проекта: дети второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57; воспитатели второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57: Попкова Е. Л., Рог Н.Ю. ; музыкальный руководитель Марихина А.А.; родители детей второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – выявление проблемы, определение направлений деятельности;

- подбор художественной литературы: русские народные сказки, потешки;

- подбор дидактических игр;

- создание развивающей среды и условий для применения полученного опыта детьми в повседневной жизни:

  • Пополнение центра «Социальный мир» дидактическим материалом: демонстрационные карточки «Костюмы народов России», демонстрационные карточки «Семья», демонстрационные картинки «Праздники России», демонстрационные картинки «Народные промыслы России», открытки «Обновленный Калининград».
  • Пополнение центра «Речевое развитие» дидактическим материалом: Беседы с ребенком «Россия», Беседы с ребенком «Защитники отечества».
  • Пополнение центра «Рисование»  раскрасками по мотивам русских народных сказок.
  • Пополнение «Экологического центра» дидактическим материалом «Животные России».
  • Оснащение Театрального уголка новыми куклами БИ-Ба-Бо и масками для драматизации.

- работа с родителями через серию консультаций и бесед:

1. «Воспитание у детей любви к родной природе»;

2. «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;

3. «С чего начинается Родина?»;

4. «Как воспитать маленького патриота?»;

5. «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»;

6. Папка-ширмочка «Россия».

Основной этап: 

1-й день: «Деревянные цветные ложки расписные».

- Загадывание загадок про ложки (отгадка в "Чудесном мешочке").

- Беседа с детьми "Ложки золоченые, узоры крученые" - знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством, с хохломской росписью.

- Музыкальная пауза «Перепляс с ложками» - знакомство с деревянной ложкой, как с музыкальным инструментом.

- Пальчиковая гимнастика: "Ложечка точеная, ручка золоченая".

- Роспись ложек: "Были мы простые, стали расписные".

2-й день: « Русская березка».

-Наблюдение за березой зимой – Продолжить знакомство детей с деревьями родного края, расширить знания детей о дереве-березе. Учить называть отдельные части дерева. Находить отличительные признаки березы от других деревьев.

-Чтение стихотворения «Люблю берёзку русскую» А. Прокофьева

-Беседа с детьми на тему «Белая береза»- знакомство с березой, как символом России.

- Прослушивание хороводной песни «Во поле береза стояла».

- Физкультминутка «Разные берёзы».

- Лепка  «Березки-подружки».

3-й день: «Самовар кипит, уходить не велит».

- Беседа с детьми «Русский самовар»- знакомство детей с предметом старинной утвари и исконно русским изобретением.

- Чтение стихотворения «Самовар» О.Карелина.

- Физкультминутка «Кипит самовар».

- Аппликация (коллективная работа) «Бублики-баранки».

4-й день: «Русская матрешка».

- Беседа с детьми «Матрешка в матрешке»- приобщение детей к национально-культурным традициям, расширение знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

-Чтение стихотворения «Матрешка» Джулии Рум.

- Физкультминутка «Хлопают в ладошки дружные матрешки».

-Рисование «Сарафан для матрешки».

5-й день: «В гостях у сказки».

- Д\И «Из какой мы сказки?» - продолжать знакомство с русским фольклором, закреплять знания детей о русских народных сказках.

- Физкультминутка «Леший».

-Театр на столе «Волк и семеро козлят».

- Подвижная игра «Волк и козлята».

6-й день: Заключительный этап:  Развлечение «В гостях у Матрешки»

  • Оформление стенгазеты «Мой город!»
  • Создание мини-музея «Бабушкин сундук», где представлены предметы старинной утвари (самовар), изделия народных промыслов (расписной поднос, матрешка, глиняные свистульки, расписные деревянные ложки, платки, плетеные шкатулки).
  • Оформление выставки детских творческих работ "Русская ярмарка".

Подведение итогов:

-Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов.

-  Заложены основы нравственно-патриотического воспитания детей;

- У детей значительно повысился интерес к обычаям и традициям русского народа;

- С родителями создана атмосфера взаимопонимания, направленная на воспитание патриотических чувств у детей.

Список литературы:

1. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб. : Акцидент, 1997.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание».- М.: «Издательство Скрипторий, 2003.

3. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи».-М.: ТЦ Сфера, 2015.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».- Издательство: ИД Цветной мир, 2015 г.