Использование ИКТ в работе учителя
статья

Вариант использования ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов для развитие познавательной деятельности у  старших дошкольников с ОВЗ

В настоящее время приоритетным направлением в работе образовательного учреждения является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является  самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

В нашем образовательном учреждении ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, благодаря которому дошкольник становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, т.е. создает условия для активного развития познавательной деятельности.

Благодаря активному применению ИКТ технологий стало возможным проведение проекта «Живые буквы».

Цель проекта - повысить эффективность запоминания изучаемых букв, правильное их написания, путем приобщения учащихся к созданию мини - мультфильмов.

Проект позволяет решать следующие задачи:

  • повысить  эффективность запоминания букв при участии ребят в создании мини-мультфильмов;
  • создать условия побуждающие детей активно участвовать на уроках;
  • развивать познавательные способности, творческое воображение;
  • повысить уровень развития лексического и грамматического строя речи;
  • развивать умения сотрудничать в совместной познавательной деятельности, умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
  • продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности(лепка, конструирование, аппликация, поделки из природных материалов).

Проект является:

  • по  доминирующему в проекте виду деятельности – творческий;
  • по продолжительности –долгосрочный;
  • по характеру координации проекта – с открытой координацией;
  • по количеству участников – групповой;
  • по характеру предметно-содержательной области – монопроект.

Участники проекта:

  • учитель;
  • учащиеся первого класса (VIII вид – 1 вар.).

На первом этапе – подготовительном - главная задача формирование у учащихся мотивационной основы предстоящей работы, ознакомление ребят с языком и выразительными средствами мультипликации. На первом занятии мы беседуем с детьми о том, любят ли они смотреть мультфильмы, какие мультфильмы им нравятся? Предлагаем ребятам рассказать о своих любимых героях, передать содержание любимого мультика. Задаем детям вопрос: «А как вы думаете, дети могут снимать мультики?». Показываем мультфильм снятый другими ребятами. Обсуждаем с ребятами, понравился ли им мультфильм. Затем спрашиваем ребят: «Как вы думаете, а мы сами сможем оживить какого-нибудь слепленного из пластилина или нарисованного человечка?». Делим ребят на группы и предлагаем одним слепить любого человечка, а другим нарисовать и вырезать. Затем «оживляем» с помощью фотоаппарата и ноутбука человечков. Спрашиваем, захотелось ли им самим принять участие в съемках? Предлагаем дома с родителями попробовать оживить какой-нибудь персонаж и принести в детский сад и всем показать, что получилось.

Во время второго этапа – планирование – ребятам предлагается стихотворение об изучаемой букве. Например: В море плавала  акула, ела все, что в нем тонуло, к нам акула приплыла, превратилась в букву А.Учим с ребятами это стихотворение.Обсуждаем:«А кто у нас будет главным героем?», « А где акула живет?»,« Что у нас будет фоном нашего мультфильма?», «Как мы сделаем акулу: вырежем из бумаги или слепим из пластилина?», «Как мы сделаем волны?», «Давай акула будет есть предметы, начинающиеся на букву А», « Какие слова начинаются на букву «А»?». Педагог помогает ребятам распределиться на группы. Группа ребят должна выбрать, чем она будет заниматься: кто-то будет рисовать фон, кто-то рисовать и вырезать волны, кто-то обводить по шаблону, а возможно и сами рисовать акулу, а затем вырезать ее, кто-то рисовать или лепить предметы на букву «А». Дома ребятам вместе с родителями предлагается выучить стихотворение, придумать слова на букву «А» и сделать по одному предмету: вылепить, нарисовать поделку.

Третий этап – практический - сама работа над проектом. Ребята уже хорошо знают стихотворение. Каждая группа выполняет свое задание:рисует фон; рисует, вырезаетволны; лепит солнышко;обводят по шаблону, а возможно и сами рисуют акулу, а затем вырезают ее;рисуют и лепят предметы на букву «А», которые будет, есть акула. Педагог в это время контролирует работу ребят, помогает, если это необходимо. Следит за техникой безопасности  при работе с ножницами.Дети совместно выбирают самую интересную и красивую букву «А», созданную детьми дома, для участия ее в мультфильме. Затем все детали собираются на большом листе бумаги,и начинается процесс съемки. Ребята по очереди передвигают героев, меняют им мимику и фотографируют. Педагог помогает, контролирует процесс, записывает голоса детей. А потом создает мультфильм в компьютерной программе. Из букв и поделок, изготовленных дома, создается выставка, которая пополняется с каждым созданным мультфильмом.Дома дети, совместно с родителями изготавливают «интересную» букву « А», которая будет в финале мультфильма.Постепенно из проекта в проект самостоятельность детей увеличивается. Им самим дома с родителями предлагается найти стихотворение, о заданной букве, и выучить его. Затем в группе выбирается одно стихотворение, по которому будем снимать мультфильм. При работе над первым мультфильмом ребята лишь в общих чертах могут охарактеризовать место действия. В дальнейшем описания сюжета становятся все более детальными, создаваемые человечки, животные все более выразительными.

На четвертый этап – презентацию проекта приглашаются родители и учащиеся из другого класса. Они участвуют в показе мультфильмов и осматривают выставку «Веселые буквы».

После презентации на память дарятся диски с проектом.

На этапе подведения итогов(5 этап) ребята оценивают свою деятельность и деятельность своих товарищей. Рассказывают, что им понравилось. И на вопрос педагога: «Будем делать еще мультфильм?» отвечают «ДА!».

Участие в проекте способствует:

  • росту степени самостоятельности детей;
  • развитию познавательной активности;
  • возможности реализовывать свои объективные потребности в общении, самоутверждении, самовыражении, получить удовольствие от совместной работы, порадоваться ее результатам;
  • формирование способности принимать в расчет интересы и возможности других людей;
  • выполнению подчас не очень интересных операций (но очень необходимых, для развития мелкой моторики) по освоению навыков лепки, аппликации, конструирования;
  • легкости запоминания образа, изучаемой буквы;
  • обогащению как активного, так и пассивного словаря детей;
  • развитию связной речи;
  • развитию детско –родительских отношений.

Создание проекта «Живые буквы» включает следующие этапы: написание сценария, раскадровка, подготовка съемочного оборудования, съемочный процесс, монтаж отснятого материала, озвучивание. Один из самых сложных этапов - монтаж отснятого материала, который осуществляется на компьютере, в одном из видеоредакторов («Moviemaker», «ПинаклСтудио», «Сони Вегас» и др.). Профессионалы советуют собирать каждую сцену в отдельном проекте, и лишь затем объединять собранные сцены в общий проект. Монтируя сцены, для корректировки движений персонажей (их  ускорение или замедления) можно увеличивать или уменьшать число кадров. Собранные сцены экспортируют в «avi» или любой другой удобный формат.

Взрослым участникам проекта (педагогу и родителям) необходимо помнить, что создание мультфильма – это лишь один из множества значимых результатов проекта. Не менее важны интерес детей к мультипликации, изобразительному искусству, их стремление играть, общаться, творить. При наличии таких результатов все остальные составляющие проекта – обучающие, развивающие, воспитательные – обязательно состоятся.

Литература:

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса: «Проектная деятельность дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

Использование ИКТ в работе учителя

В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы нашей жизни. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой стиль мышления, иначе подходит к оценке различны...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда как способ оптимизации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...