Беседа. Что может быть семьи дороже!
материал

Проблема подготовки воспитанников детского дома к проживанию в приемной семье и к семейной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_mozhet_byt_semi_dorozhe.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что может быть семьи дороже!


 Я хотела бы обратить Ваше внимание на проблему подготовки воспитанников детского дома к проживанию в приемной семье и к семейной жизни.

В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и в дальнейшем переданных на воспитание в детский дом - социальные сироты, т.е. дети - сироты при живых родителях. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы.

Семья была и остается основной ячейкой общества и государства.  Семейным кодексом предусмотрено три формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья. Приоритетной формой семейного воспитания таких детей, бесспорно, является усыновление ребенка. К сожалению, не все дети могут быть усыновлены. Практика показывает, что больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах.

Иными формами семейного воспитания является опека и приемная семья.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи.

Для того чтобы приемная семья сложилась и состоялась, необходимо вести подготовку приемных родителей к приему детей. Следует знакомить приемных родителей с особенностями ребенка, лишенного родительского попечения. Приемные родители, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей.

Практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться.

Воспитанники детского дома обычно лишены богатого и эмоционально насыщенного взаимодействия со  взрослыми в различных ситуациях, что является совершенно естественным для "домашних" детей. В силу тех или иных травмирующих причин они были обделены любовью и заботой, различными жизненными ощущениями, которые могли бы обеспечить их полноценное психическое развитие.

Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия. Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). С приемными родителями необходимо продолжать работу и после того, когда ребенок был взят в новую семью, помогать преодолевать трудности, возникшие у них в жизни, чтобы это не послужило причиной возврата детей в детский дом.

На государственном уровне были приняты важные меры материального стимулирования приемных семей, поэтому интерес российских граждан к образованию приемной семьи возрастает. Для ряда приемных родителей, которые оказались в трудной финансовой ситуации, оплата за труд приемных родителей стала основным источником дохода. Этим объясняется такой интерес и желание сограждан к приему детей в семью. Но, к сожалению, имеются случаи возврата детей в детский дом по причине того, что родители не справились с воспитанием приемных детей.

Дети все хотят жить в семье, иметь своих собственных родителей, а не одну маму - воспитателя на всех детей в группе, но опыта проживания в нормальной семье у детей, которые оказались без попечения родителей, нет. Педагоги детского дома понимают, что одного желания ребенка мало, необходима планомерная работа по подготовке воспитанников к жизни в приемной семье и подготовка выпускников к созданию своих семей в будущем.

Проанализировав данную ситуацию, коллектив детского дома решил начать работу в инновационном режиме по формированию ценностей семьи у воспитанников детского дома. Детский дом взял на себя функции семьи, оставаясь при этом образовательным учреждением, обеспечивающим становление позитивного опыта семейных отношений у воспитанников.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" стандартов второго поколения подчеркивается, что "духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируется на отношения в обществе и составляет основу гражданского поведения человека". Понимая остроту проблемы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, лишенных полноценного семейного воспитания, детский дом старается заложить основу ценности семьи, подготовить воспитанников к самостоятельной и семейной жизни после выхода из детского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что может быть семьи дороже?"

Классный час  из цикла "Я и моя семья"...

Классный час "Что может быть семьи дороже?"

Данный материал представляет собой методическую разработку классного часа для учащихся 9 класса на тему: "Что может быть семьи дороже"...

Открытый классный час "Что может быть семьи дороже?"

Задачи:Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих;Помочь сформировать правильное отношение к семье;Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения члено...

Классный час "Что может быть семьи дороже?"

Классный час для средних классов по теме духовно-нравственное воспитание....

Фотоколлаж с аннотацией "Что может быть семьи дороже...."

В материале представлен фотоколлаж из моего семейного альбома с краткой аннотацией о б истории и традициях нащей большой и дружной семьи....

Классный час на тему "Что может быть семьи дороже"

Одно из направлений моей воспитательной программы называется«Ученик и его семья»: осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека».Задачей этого направления, в частности, является формиро...

"Что может быть семьи дороже"

Праздничная программа к Дню семьи, любви и верности "Что может быть семьи дороже"...