Стратегия коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорной интеграции
презентация урока для интерактивной доски

Губенко Татьяна Григорьевна

Сенсорная интеграция и её функции.

Процесс обработки сенсорной информации.

Нарушение процесса обработки сенсорной информации (НПОСИ).

Терапевтические аспекты сенсорной интеграции.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегия коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорной интеграции Работа: Губенко Т.Г.

Слайд 2

Сенсорная интеграция – в английском языке словосочетание sensory integration используется и для описания процессов обработки сенсорной информации в центральной нервной системе, и для названия специфического вида терапии - вмешательства, основанного на привлечении, стимулировании и улучшении процессов сенсорной интеграции.

Слайд 3

Сенсорная интеграция и её функции это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: · зрительную, · слуховую, · обонятельную, · вкусовую, · тактильную (кисти рук, стопы, лицо, ротовая полость, поверхность тела и т.д.), · проприоцептивную (глубокое мышечно-суставное чувство), · вестибулярную (информирует нас о том: двигаемся ли или находимся в неподвижном состоянии мы и окружающие нас предметы по отношению к нашему телу, в каком направлении и как быстро мы двигаемся). Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Слайд 4

Процесс обработки сенсорной информации это неврологический процесс организации той информации, которую мы воспринимаем от нашего тела и от мира вокруг нас, чтобы пользоваться ей в повседневной жизни. Процесс обработки сенсорной информации включает в себя: · восприятие, · определение (обнаружение), · интеграцию, · модуляцию, · распознавание · постуральный ответ (изменяющийся при перемене позы тела), · праксис (координированное действие, «моторное планирование»). Способность к сенсорной интеграции позволяет ребенку синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.

Слайд 5

Нарушение процесса обработки сенсорной информации (НПОСИ) Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Нарушения сенсорной интеграции • Ребенок с нарушением процесса обработки сенсорной информации может не получать или не распознавать сенсорную информацию • Мозг может эффективно не интегрировать, не модулировать, не организовывать и не различать сенсорную информацию. • Дезорганизованный мозг может посылать неточные сообщения для управления действиями ребёнка. Лишенной точной обратной связи необходимой для адекватного поведения, ребенок может иметь проблемы со слухом или зрением, вниманием, во взаимодействии с людьми и предметами, в обработке новой информации, в запоминании и обучении.

Слайд 6

Терапевтические аспекты сенсорной интеграции Стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов, кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений. Сбалансированная сенсорная диета – это спланированные строго по расписанию активности, которые разрабатывает специалист для того, чтобы они соответствовали запросам нервной системы ребенка. Ребенок становится более собранным, адаптированным, умелым, с более уравновешенной нервной системой. Концепция сенсорной диеты разработана эрготерапевтами Патрисией и Юлией Уилбаргер ( Willbarger ) в 1990-х годах. Сенсорная диета включает комбинацию возбуждающих, организующих и успокаивающих упражнений. Возбуждающие упражнения (активности) полезны детям с пониженной чувствительностью, успокаивающие упражнения помогают снизить сенсорную сверхчувствительность и перестимуляцию ; организующие упражнения помогают уравновесить реакции ребенка. Необходимо считаться с потребностями ребенка. Для каждого варианта дисфункции сенсорной интеграции разработаны комплексы специальных игр, упражнений. Одной из наиболее распространенных является система, разработанная и описанная Кэрол Сток Крановитц в книге «Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации». Однако сенсорная интеграция -это система, включающая анализ проблем и нарушений, четкое обоснование выбора вмешательства, проведение терапии и оценку эффективности, применимую к конкретному ребенку. Сенсорная диета предполагает также создание специальных средовых условий, в частности : - контроль за окружением (устранить помехи, которые мешают ребенку сконцентрироваться, уменьшить сенсорную перегрузку) - организацию учебного процесса ( учебный процесс должен быть четко структурирован, необходимо поддерживать привычный и предсказуемый порядок) и т.д.

Слайд 7

Результаты применения сенсорно-интегрированной терапии Андрей обучается в ГБОУ школе № 13 с 01.09.2015 года с первого класса с 7 лет. Программа обучения: Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Второй уровень. Обучение комбинированное на дому. С целью интеграции занятия проводятся в основном в школе. За время обучения достигнуты определенные успехи. Речь отсутствует, вокализует все звуки, лепечет, звукоподражания (с-с-с, в-в-в-ш-ш). Ученик с вниманием и с готовностью к деятельности реагирует на инструкции. Частично понимает и выполняет инструкции бытового характера (подает, приносит предметы по просьбе, пытается самостоятельно одеваться и раздеваться) Выполняет элементарные просьбы «Подними», «Сядь», «Возьми» и т.д. Откликается на приветствие и прощание (подает руку, редко улыбается). При помощи пиктограмм может в некоторых случаях указать на свои желания. Развитие общей и мелкой моторики ослаблено. Формирование графических навыков не сформировано. Андрей способен удерживать пишущий предмет и выполнять самостоятельно хаотические штрихи, каракули. Деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом «Прием рука в руке». П ри помощи со стороны взрослого, при этом ученик проявляет незначительную самостоятельность. Охотнее работает: с пластилином, с тестом, с мелками, с карандашом, красками и природными материалами. С помощью учителя концентрирует внимание на изучаемом объекте в течении 5-ти минут к концу учебного года 6-8 минут. Значительно возросла работоспособность, что достигается за счет интегрированных уроков, развития тактильного и сенсорного восприятия, а так же предметно-наглядно-действенных методов.

Слайд 8

Диаграмма психолого-педагогической диагностики 2016-2017 года Сенсорно-перцептивная сфера. 1.1 Зрительное восприятие 1.2 Слуховое восприятие 1.3 Тактильное восприятие 1.4 Восприятие вкуса 1.5 Обоняние 1.6 Ориентация в пространстве Психомоторное развитие 2.1 Мелкая моторика рук 2.2 Общая координация движений 2.3 Мимика Основные психические процесс 3.1 Внимание 3.2 Память 3.3 Мышление Речь 4.1 Импрессивная речь 4.2 Экспрессивная речь Эмоционально-волевая сфера 5.1 Импульсивность 5.2 Возбужденность – спокойствие 5.3 Агрессивность-миролюбие 5.4 Мотивация учебной деятельности 5.5 Мотивация трудовой деятельности 5.6 Тенденция к самостоятельности 5.7 Тенденция к ответственности Представления о себе Социально-бытовое ориентирование 7.1 Навыки самообслуживания 7.2 Социально-бытовое ориентирование Учебные навыки 8.1 чтение 8.2 письмо 8.3 математика 9.Трудовые умения и навыки 10.Игровая деятельность 11 Представление о себе 12 Способы овладения учебными навыками

Слайд 9

терапия сенсорной интеграции стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов, кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений. Использование метапредметных связей на каждом уроке Развитие речи и окружающий мир

Слайд 10

Математические представления и конструирование Все «дидактические пособия» выполняются самим учащимся со значительной помощью учителя. Комплектуются в отдельные папки по предметам.

Слайд 11

Альтернатив-ное чтение Графика и письмо Ручной труд Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

Слайд 12

Результаты работы за 2 года

Слайд 13

За время обучения достигнуты определенные успехи. У Андрея частично сформированы представления об окружающем мире. Мальчик может отличить и показать: виды транспорта, птиц, растений, игрушек, предметы быта, одежды. С помощью магнитной азбуки составляет короткие слова. С удовольствием выполняет действия со счетным материалом. Речь отсутствует, вокализует все звуки, лепечет, звукоподражания (с-с-с, в-в-в-ш-ш, гзм - ау, зм ). Крайне редко звучать отдельные слова (мама, баба. папа). Ученик со вниманием и с готовностью к деятельности реагирует на инструкции. При помощи учителя с удовольствием поддерживает порядок в кабинете. Ухаживает за высаженными, растениями Частично понимает и выполняет инструкции бытового характера (подает, приносит предметы по просьбе, пытается самостоятельно одеваться и раздеваться) Выполняет элементарные просьбы «Подними», «Сядь», «Возьми» и т.д. Откликается на приветствие и прощание (подает руку, редко улыбается). При помощи пиктограмм может в некоторых случаях указать на свои желания. Развитие общей и мелкой моторики ослаблено. Формирование графических навыков не сформировано. Андрей способен удерживать пишущий предмет и выполнять самостоятельно штрихи, каракули, при этом необходимо контролировать границы письма. Деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом. Прием рука в руке при помощи со стороны взрослого, при этом ученик проявляет незначительную самостоятельность. Охотнее работает: с пластилином, с тестом, с мелками, с карандашом, красками и природными материалами. С помощью учителя концентрирует внимание на изучаемом объекте в течении 8-ти минут. Во время прослушивания художественных произведений концентрация внимания достигает 15 минут. Значительно возросла работоспособность, что достигается за счет интегрированных уроков, развития тактильного и сенсорного восприятия, а так же предметно-наглядно-действенных методов. Наблюдается непредсказуемость и резкость в поведении неагрессивного характера. Мальчик проявляет интерес к сверстникам. С помощью учителя готов контактировать. Учитывая особенности развития, Андрей требует к себе индивидуального подхода. В связи с этим целесообразно продолжить индивидуальное обучение на дому с частичной интеграцией по той же программе. 15.05.2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...

Программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (инте...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Коррекционно-развивающая программа предназначена для занятий с учащимися 2-4 классов , обучающихся по АООП  УО вариант 9.1...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...