Программа кружка
рабочая программа

Перелыгина Галина Александровна

Программа гружка "Экскурсовод" при музее учебного заведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekskursovod.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

                                                        Утверждена

                                                        педагогическим советом

                                                        протокол № ___ от «__»_____

                                                        Зам. директора по УиНМР

                                                        ___________ М.А. Ледянкина

Программа

кружка «Экскурсовод»

возраст обучающихся 15 – 17 лет

                                                                Исполнитель:

                                                                Перелыгина Г.А.,

                                                                педагог дополнительного

                                                                образования

г. Арзамас, 2018 год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы
  2. Концептуальная часть
  3. Целевые установки
  4. Условия реализации программы
  5. Взаимосвязь с внешними организациями

  1. Учебно-тематический план

  1. Содержание программы

  1. Методическое обеспечение программы

  1. Ожидаемые результаты

  1. Организация и контроль исполнения программы

  1. Список литературы

  1. Пояснительная записка

Накапливая систему норм и ценностей прошлого, обучающийся должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания новых, своих ценностей. Для этого он должен научиться видеть в культурно-историческом опыте тот импульс, который там содержится, понять, как этот импульс формировал человек, событие.

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы снижается уровень духовной культуры  подрастающего поколения. В иерархии ценностей нравственно-ориентированные подменяются невысокими образцами «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы. Проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

В сложившихся условиях возникает необходимость возрождения нравственных идеалов, привития интереса к историческим событиям и достижениям, воспитания уважения к людям, причастным к важнейшим героическим  и созидательным процессам, происходившим в обществе и способствовавшим его развитию и процветанию.

Актуальность программы заключается в том, что она призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.

Она направлена на создание условий для развития личности обучающихся, повышение мотивации к познанию исторических фактов и распространению приобретенных знаний среди представителей различных возрастов и сфер деятельности посредством экскурсионной работы.

В процессе различных видов деятельности предусмотренных данной программой формируется благоприятный микроклимат в коллективе, способствующий более естественному приобщению к общечеловеческим ценностям, интеллектуальному творческому развитию обучающихся, умению общаться, повышению самооценки, что, несомненно, поможет в дальнейшей социализации личности в обществе.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она предполагает формирование умений и навыков в различных видах музейной деятельности: исследовательско-поисковой, фондовой, научно-просветительской в тесном сотрудничестве с внешними организациями. Научно-просветительская работа посредством экскурсионной деятельности не ограничивается аудиторией студентов ГБПОУ АКТТ, а предполагает охват широких слове населения.

Музей образовательного учреждения сам по себе уникален, в нем собран богатейший материал, который должен быть популяризован среди обучающихся.

Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи конкретных знаний экскурсантам, оказывает сильное воздействие на их мировоззрение.

Таким образом, создание и реализация данной программы в сложившихся современных условиях актуальна и необходима.

Концептуальные основы программы

        Для успешной социализации в обществе подростки должны ориентироваться и находить правильные решения в постоянно меняющемся мире, не теряя нравственных основ, уважения к себе и другим, способности к познанию и самосовершенствованию.

        Формирование нравственного стержня личности невозможно без познания истории своего края, своего народа, своего учебного заведения, мироощущения себя как наследника и продолжателя славных и достойных традиций, заложенных старшими поколениями.

        Полноценная жизнь в настоящем, способность адаптироваться в резкой смене социальной среды невозможна без связи с прошлым, уважения к культурной, исторической, национальной памяти.

        Концептуальные подходы к содержанию программы основываются на следующих принципах:

  • Значимости нравственных, гражданско-патриотических и художественно-эстетических позиций;
  • Индивидуально-личностного подхода, предполагающего уважение уникальности и своеобразия каждого подростка;
  • Принципа творчества и успеха, предполагающего выявление и развитие подростком своих способностей, сильных сторон своей личности в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • Принцип системности, предполагающий развитие личности в целостном педагогическом процессе;
  • Принцип доверия и педагогической поддержки;
  • Принцип эффективности социального взаимодействия, предполагающий использование в образовательном процессе возможностей социума, что позволяет расширить подросткам среду общения, создает условия для адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации;
  • Принцип сотрудничества, предусматривающий организацию совместной деятельности, общение на основе  взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной поддержки для достижения общих целей.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конвенцией ООН «О правах ребенка», утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1985г.;
  • Конституцией Российской Федерации, принятой на Всенародном референдуме 12 декабря 1993г.;
  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1995г. № 12-ФЗ;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г., № 124-ФЗ;
  • Нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005г., № 422;
  • Методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Письмом Министерства образования России от 2002г.
  • Законодательными и нормативными актами Нижегородской области;
  • Уставом ГБПОУ АКТТ;

Цель:

Формирование гражданско-патриотических качеств личности через познание исторических событий в процессе приобретения и совершенствования навыков в различных видах музейной деятельности.

Задачи:

  • создание условий для нравственно-эстетического и интеллектуального развития обучающихся;
  • привитие интереса к активной поисково-исследовательской деятельности учащихся и студентов;
  • формирование навыков просветительской работы в процессе овладения техникой проведения экскурсий;
  • создание атмосферы причастности и сохранению исторического наследия своего города и учебного заведения;
  • развитие познавательной творческой активности обучающихся;
  • совершенствование форм и методов музейной и поисковой работы на основе обучения и практических занятий;
  • воспитание нравственных качеств личности на примере исторических фактов;
  • укрепление связи поколений для осознания каждого обучающегося как приемника наследия прошлого.

Условия реализации программы.

Материально – техническое обеспечение:

1. Музей «История поколений», который содержит:

- 266 единиц хранения основного фонда,

- 109 единиц хранения вспомогательного фонда;

- 1 зал, площадью 16 кв. м, посвященный ратному пути 29 ОРБ ВНОС,        экспозиция которого размещена на 12 планшетах, в 10 витринах;

- 2 зал, площадью 16 кв. м, посвященный истории создания и развития – ГБПОУ АКТТ, экспозиция которого размещена на 8 планшетах, 12 витринах;

- кабинет для занятий кружка «Экскурсовод», площадью 14 кв. м;

- рабочий кабинет, площадью 14 кв. м, оснащенный компьютером, где  располагается картотека музея и музейная документация.

 

2. Библиотека, имеющая 30390 единиц хранения, из них:

- 15350-учебных пособий

- 5500-книг художественной литературы

- 8000-справочный фонд

- 44 наименования периодических изданий.

        3. Читальный зал, оснащенный компьютерами.

4. Телестудия с необходимой для съемок и монтажа аппаратурой, компьютером.

Учреждения, с которыми предполагается сотрудничество:

- Областной музей ПТО

- НМО центральной библиотеки им. М.Горького г. Арзамаса

- Историко-художественный музей г. Арзамаса

- Музей А.П. Гайдара г. Арзамаса

- Музей «Броня» г. Арзамаса

- Музей школы № 2, посвященный 29 ОРБ ВНОС

- Штаб Поста № 1  у Вечного огня г. Арзамаса

- Исторический факультет АГПИ.

Данная программа рассчитана на годичный срок обучения, подростков 15-17 лет.

  1. Учебно-тематический план.

№ п\п

Тема занятий

Всего часов

из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

1.1

Техника безопасности, пожарной, электробезопасности.

1

1

1.2.

Знакомство с тематико-экспозиционным планом II зала музея

1

1

2.

Техника проведения экскурсий

70

9

61

2.1.

Психофизические основы экскурсионной работы.

2

2

2.2.

Речевой этикет. Оценка речи.

4

2

2

2.3.

Работа над голосом.

2

1

1

2.4.

Дикция.

4

2

2

2.5.

Анализ текстов для проведения экскурсий по залу № 2.

4

2

2

2.6.

Индивидуальная работа с экскурсоводами.

50

50

2.7.

Контрольный анализ проведения экскурсий.

4

4

3.

Просветительская работа

42

9

33

3.1.

Проведение экскурсий по залу № 2 музея.

20

20

3.2.

Проведение тематических мероприятий.

6

4

2

3.3.

Подготовка материалов для газеты.

6

2

4

3.4.

Создание презентаций по материалам музея.

6

2

4

3.5.

Подготовка материала для телепередачи по материалам музея.

4

1

3

4.

Поисковая работа

14

6

8

4.1.

Архивно-исследовательская работа.

6

2

4

4.2.

Навыки анкетирования.

2

2

4.3.

Технология сбора воспоминаний, записей рассказов очевидцев исторических событий.

6

2

4

Итого

120

26

94

  1. Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. (2 ч.)

1.1 Техника безопасности, пожарной, электробезопасности.

 

Проводится инструктаж по Т.Б., противопожарной безопасности, электробезопасности, правилами пользования витринами, другим инвентарем.

1.2 Знакомство с тематико-экспозиционным планом залов музея.

На вводном занятии происходит знакомство с профилем музея «История поколений», правилами организации деятельности музея, тематико-экспозиционным планом музея.

        

Раздел 2. Техника проведения экскурсий. (70 ч.)

2.1 Психофизические основы экскурсионной работы.

 

Подготовка экскурсии проводится в два этапа:

1.Предварительная работа. Подбор материалов, их изучение, т.е. весь процесс наполнения знаний по данной теме.

2.Непосредственная работа самой экскурсии, которая включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии; ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую из них, написание контрольного текста, работу над методикой проведения экскурсий; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения самой экскурсии обязательно детальное изучение экспонатов, которые рассказывают тему, а также знакомство с теми памятниками, которые не вошли в музейную коллекцию и хранятся в запасниках музея.  

2.2 Речевой этикет. Оценка речи.

        Важнейшие требования к экскурсоводу – высокая культура речи. Речь должна быть грамматически правильной, свободной, уверенной, яркой, образной. Совершенно недопустимо употребление стереотипов, общих фраз, избитых выражений, слов паразитов. Не следует употреблять без надобности местные или профессиональные термины.

        Во время проведения необходим контроль времени, для этого проводится хронометрирование маршрута.

                

2.3 Работа над голосом.

Развитие голосовых данных: речевые упражнения, умения владеть голосовым аппаратом.

2.4 Дикция.

        Работа над дикцией: выполнение упражнений для тренировки органов артикуляции, упражнений для формирования отчетливости точной дикции.

2.5 Анализ текстов для проведения экскурсий по залу № 2.

        Осваивается экскурсионный маршрут 2 зала музея, посвященного истории техникума, который включает в себя обзорную экскурсию, состоящую из 3 составных частей:

  1. начало пути
  2. училище в конце 70-х, начале 80-х
  3. от ПТУ к лицею

Тематические экскурсии:

1. Лицей – центр непрерывного профессионального образования

  1. Путь к своему делу
  2. Учебная работа
  3. Наши традиции
  4. Наша гордость
  5. Выпускники – участники локальных конфликтов.

Ведётся работа по освоению музейных фондов, осуществляется первичное знакомство с ними.

2.6 Индивидуальная работа с экскурсоводами.

Экскурсия – это синтез показа с рассказом, которые связаны и взаимообусловлены в экскурсии: наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ непременно предполагает определенных объектов показа.  Осваиваются основные правила проведения экскурсий. Осуществляется знакомство с экскурсионными текстами. Осваиваются правила публичного выступления.

        

2.7 Контрольный анализ проведения экскурсий.

На первое место в экскурсии выдвигается показ, организуемый на основе принципа наглядности, предполагающего необходимость чувственного восприятия как основы представлений и понятий.

Раздел 3. Просветительская работа. (42ч.)

3.1 Проведение экскурсий по залу № 2.

 

        Просветительская работа включает в себя проведение экскурсий, на первом году обучения, по залу № 2, по темам, обозначенным во 2-м разделе ля обучающихся в ГБПОУ АКТТ, школьников города в рамках профориентации и всех желающих.

3.2 Проведение тематических мероприятий.

А также организацию и проведение тематических мероприятий таких как:

  • Круглый стол с участием ветеранов техникума;
  • Встреча с ветеранами педагогического труда;
  • Викторина по истории техникума;
  • Урок мужества с приглашением выпускников-участников локальных конфликтов.

3.3 Подготовка материалов для газеты.

Подготовка материалов для газеты «Перемена» в рубриках будни «Музея», «Страницы истории», «Как это было».

3.4 Создание презентаций по материалам музея.

        Осваиваются основные правила создания презентаций. Отбор материала. Правила оформления презентации. Создание презентаций о ветеранах техникума, выдающихся выпускниках, погибших в локальных конфликтах выпускниках техникума.

3.5 Подготовка материала для телепередачи по материалам музея.

        Подготовка материалов для телепередач различной тематики.

Раздел 4. Поисковая работа. (14 ч.)

4.1 Архивно-исследовательская работа.

        Поисковая работа обеспечивает пополнение и комплектование фондов музея.

        В первый год обучения предполагается овладение навыками анкетирования, записи воспоминаний и рассказов, работы в архивах  и Н.М.О. центральной библиотеки им. Горького, а также применение навыков на практике. Работа в архивах: правила, приёмы. Правила подачи заявки. Архивные фонды. Архивные дела. Правила составления выписок. Правила обработки архивных данных.

4.2 Навыки анкетирования.

Анкетирование и опросы ветеранов пенсионеров, выпускников, достигших успехов в процессе трудовой деятельности, участников боевых действий. Интервью: правила проведения. Составление вопросника к беседе, правила ведения беседы с респондентом, правила ведения записей во время беседы,

4.3 Технология сбора воспоминаний, записей рассказов очевидцев исторических событий.

        Следует помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных материалов, причем, важно сохранить не только памятник, но и полученную информацию о нем: его истории, связи с изучаемыми событиями, их участниками и очевидцами

        Необходимо установить роль отдельных лиц в исследуемых событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами.

IV. Методическое обеспечение программы.

  1. Тематико-экспозиционный план музея.
  2. План обзорной экскурсии по залу № 1 ОРБ. ВНОС.

  1. Войска противовоздушной обороны - вид вооруженных сил СССР. Формирование 29 ОРБ ВНОС.
  2. 1942г.  Второе формирование батальона в г. Арзамасе.
  3. 19433г. Курская битва.
  4. 1944г. Освобождение правобережной Украины.
  5. 1945г. На Берлин.
  6. Победа.

  1. Тексты экскурсий по залу № 2.

  1. Обзорная экскурсия

- Начало пути

- Училище в конце 70-х, начало 80-х

- От ПТУ к лицею.

2. Тематические экскурсии

- Лицей-центр непрерывного профессионального образования

- Путь к своему делу

- Учебная работа

- Наши традиции

- Наша гордость

- Выпускники техникума - участники локальных конфликтов.

  1. Викторина по истории техникума.
  2. Литературно-музыкальная композиция «Ровесники-герои современники», посвященная памяти выпускника Андрея Цуркана, погибшего в Чечне.
  3. Презентация «Человек с большой буквы» о ветеране техникума И.Е. Кутяеве.

  1. Ожидаемые результаты.

  • Создание оптимальных условий для развития личности;
  • Овладение навыками поисково-исследовательской деятельности;
  • Овладение техникой проведения экскурсий;
  • Приобретение навыков свободного общения с любой аудиторией;
  • Овладение навыками фондовой работы;
  • Развитие у обучающихся устойчивого интереса к самообразованию;
  • Воспитание патриотизма гражданственности, чувства долга перед Отечеством;
  • Пополнение фондов музея.

  1. Способы оценки результативности программы.

  1. Мониторинг личностного роста каждого обучающихся (учет кол-ва проведенных экскурсий, степени участия в поисковой и иной деятельности, личные достижения, участие в конкурсах, круглых столах, проектах).
  2. Результативность участия в городских и областных конкурсах музейного направления.
  3. Наличие положительных отзывов в книге отзывов музея.
  4. Анкетирование участников кружка в начале обучения,  по итогам обучения.

Список литературы:

1.Емельянов В.Б. В помощь преподавателям курсов по подготовке экскурсоводов. Методические рекомендации. М.,ЦРИБ. //Турист, 1978г.

2.Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях//Воспитание школьников-2001, № 10.

3.Сичинова В. Экскурсионная работа (из опыта). Пособие для учителей//М., Просвещение, 1981г.

4.Новосельцева М.А., Федорова В.В. Наши подростки: о создании детских и подростковых клубов по интересам//М., Политиздат, 1989г.

5.Чернова М.М. Школьный музей военной истории.// Преподаватель истории в школе, 2002г.,  № 6.

6.Евладова Е.Б., Логинова Л.П. Организация дополнительного образования детей. Практикум.// М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

7.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях образования детей.// Ярославль, ГУЦДЮ, 2000г.

8.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред. Степанова Е.Н.//М.,ТЦ Сфера, 2003г.

9.Мальцева Н.Н., Слесарева Т.Ю. Структура, состав, учет и хранение музейных фондов. Методические рекомендации.// Н.Новгород, 2000г.

10.Вероника Дюпре. Как стать актером.//Ростов на Дону, Феникс, 2007г.

Рекомендуемая литература для учащихся и студентов:

1.Емельянов В.Б. В помощь преподавателям курсов по подготовке экскурсоводов. Методические рекомендации. //М.,ЦРИБ. Турист, 1978г.

2. Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях. Воспитание школьников//2001, № 10.

3. Шелар Г.С. Легендарная пятая.// Арзамас, ОАО «Арзамасская типография», 2003г.

4.Гришина В.С., Коршунова Л.Н., Фомина С.Н., Краткая справка к беседам о боевом пути 29 Ордена Красной звезды ОРБ ВНОС.// Арзамас, Арзамасская типография, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме).  Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...