Инклюзия
статья

Беличева Людмила Николаевна

В новом законе об образовании много внимания посвящено инклюзии. На бумаге все красиво и полезно: количество детей до 8 -12 в группе, общение особенных деток со здоровыми, тьютор (сопровождающий) на каждого ребенка, необходимые специалисты. Единственно, что гложет, так это то, что в общем образовании не поставлены разграничения: по закону образования получается, например, что ребенок с любой степенью умственной отсталости имеет право посещать обычную школу.  А в остальном, кто против такой инклюзии? Конечно, все за!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия, что это?

В новом законе об образовании много внимания посвящено инклюзии. На бумаге все красиво и полезно: количество детей до 8 -12 в группе, общение особенных деток со здоровыми, тьютор (сопровождающий) на каждого ребенка, необходимые специалисты. Единственно, что гложет, так это то, что в общем образовании не поставлены разграничения: по закону образования получается, например, что ребенок с любой степенью умственной отсталости имеет право посещать обычную школу.  А в остальном, кто против такой инклюзии? Конечно, все за!

На деле всё обстоит иначе. Конечно, в некоторых образовательных учреждениях создаются специальные коррекционные классы, привлекаются тьюторы и необходимые специалисты.

Но в большинстве образовательных учреждениях инклюзия выглядит карикатурным образом. Особенный ребенок приводится в группу, в класс, где ходит на лицо тридцать детей,  там нет коррекционных педагогов. В образовательном учреждении – педагог-психолог, компетенция которого работать детьми, вписывающимися в психическую норму. Если повезет -  в садике будет логопед. На деле всё обстоит иначе. Конечно, в некоторых образовательных учреждениях создаются специальные коррекционные классы, привлекаются тьюторы и необходимые специалисты.

Но в большинстве образовательных учреждениях инклюзия выглядит карикатурным образом. Особенный ребенок приводится в группу, в класс, где ходит на лицо тридцать детей, где не выделяется никаких тьюторов, школа, садик работают по программе для обычных

Да, да, в обычном образовательном учреждении есть местный ПМПк, который предполагает индивидуальную работу с особенными детьми. Но все входящие в ПМПк педагоги не обучены работать с особенными детьми.

Психолога нынешняя система заставляет быть преступником! С одной стороны неклинический психолог не имеет права работать с психиатрической патологией, с другой в стандарте об образовании его это делать обязывают! Соответственно работа ведется по принципу: насколько умею, настолько и делаю.

Вокруг инклюзии создается много шума и эффект мыльного пузыря. На конференциях, семинарах все только об инклюзии и говорят. Но, какой смысл прослушать педагогам и психологам трехчасовой или двухдневный семинар. От отрывочных знаний специалистом по работе с особенными детьми не станешь.

Родители убеждены: раз в законе образования написано, значит, приведу в обычную школу, пусть моим ребенком занимаются, создают нужные условия.

Хорошо, если родители услышат, к какому врачу нужно обратиться и лечиться (если даже диагноза нет), какие специалисты нужны вне учреждения, где можно получить помочь, где учат и воспитывают по специальной программе, нужной для ребенка, как самим родителям с ребенком взаимодействовать.

Но далеко не все родители хотят слышать и предпринимать усилия. И понимать компетентность каждого учреждения.

К тому же, они имеют право не приносить рекомендации ПМПК, не говорить диагноз ребенка и тогда действия психолога, педагогов вообще производятся на ощупь. Если не пальцем в небо.

Рекомендации ПМПК носят необязательных характер: не хотят родители отдавать ребенка в школу для глухих детей, как написано в заключение комиссии, имеют право отвести в обычную школу и потребовать условия, не хотят лечить – не лечат.

И ходят, требуют и требуют они условий там, где их не могут дать. Теряя драгоценное время для своего ребенка. Сами, не желая чем-то жертвовать, прилагать усилия, время, средства, не желая принимать заболевание ребенка…

А ведь те родители, которые поняли свою  ответственность, осознали ограничения системы, ищут оптимальные условия для развития своего ребенка, пришли к прекрасным результатам.

Поэтому, лично для меня и для многих моих коллег, инклюзия образования пока на данный момент блеф и показуха. Особенно на фоне сокращений в образовании специалистов. Возможно, со временем настанут улучшения. Но пока дело обстоит плачевно. И родителям особенных детей  не стоит возлагать все  надежды на обычные сады, школы, а искать помощь у коррекционных центров, соответствующих специалистов, врачей.  А то и в коррекционных детских садах, школах по профилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную среду"

Презентация содержит материал по включению детей с аутизмом в общеобразовательную среду....

Инклюзия

Статья знакомит с понятием" инклюзия" и ее ролью в жизни ребенка с особенностями развития....

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть ре...

Инклюзия

Об  одной  талантливой  девочке,  родители  которой помогают ей  во  всём, так как она  плохо  слышитОб  одной  талантливой  девочке,...

«Роль классного руководителя в инклюзии»

Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил ш...