Статья "Развитие профессиональных компетенций инженера посредством ведения проектной деятельности"
статья

Кузьмина Ксения Анатольевна

Согласно ФГОС, в работе над проектом школьники развивают навыки четырех типов: предметные, надпредметные, личностные и профессиональные. Освоение новых компетенций происходит в три этапа. Сначала школьники учатся достигать цели, организовывать свою деятельность, делать выбор, создавать модели и оценивать результаты. На втором этапе вырабатываются такие навыки, как умение определять разницу между желаемым и существующим состоянием проекта, оценивать потребность в его результатах, планировать ресурсы, выстраивать последовательность задач, конструктивно воспринимать оценку. На третьем этапе формируются компетенции, позволяющие успешно работать в специфической предметной среде. Школьное образование, на наш взгляд, может стать первой ступенью в формировании профессиональных компетенций инженера. Проектный метод воспитания будущих инженеров мотивирует школьников проводить исследования, моделировать и создавать инженерные разработки. Именно такие ученики становятся успешными абитуриентами, студентами, учеными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_prestizha_professii_inzhenera_2.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессиональных компетенций инженера посредством ведения проектной деятельности

И.Ю.Васькова1, К.А.Кузьмина2, Н.А. Кузьмина1, Т.А. Кузьмин1

1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 387 имени Н.В. Белоусова Кировского района Санкт-Петербурга, ул. Зины Портновой д.25, к.2, литер А, 198206, Санкт-Петербург, РФ

2Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Кронверкский пр., д. 49, 197101, Санкт-Петербург, РФ

Согласно ФГОС, в работе над проектом школьники развивают навыки четырех типов: предметные, надпредметные, личностные и профессиональные. Освоение новых компетенций происходит в три этапа. Сначала школьники учатся достигать цели, организовывать свою деятельность, делать выбор, создавать модели и оценивать результаты. На втором этапе вырабатываются такие навыки, как умение определять разницу между желаемым и существующим состоянием проекта, оценивать потребность в его результатах, планировать ресурсы, выстраивать последовательность задач, конструктивно воспринимать оценку. На третьем этапе формируются компетенции, позволяющие успешно работать в специфической предметной среде.

Школьное образование, на наш взгляд, может стать первой ступенью в формировании профессиональных компетенций инженера.

Проектный метод воспитания будущих инженеров мотивирует школьников проводить исследования, моделировать и создавать инженерные разработки. Именно такие ученики становятся успешными абитуриентами, студентами, учеными.

В переводе с латинского, проект — «брошенный вперед». Тот, кто имеет замысел, одним броском задает себе направление и дистанцию движения. Уже в школе можно поставить перед собой важную техническую или научную проблему. Для создания качественного проекта, нужно решать много задач параллельно: проводить эксперименты, организовывать свою деятельность, развивать проектную культуру, фиксировать и представлять результаты. А также необходимо организовать лабораторное пространство правильным образом, чтобы развивать у школьника все необходимые компетенции. Такой способ организации, помогающий участникам сконцентрировать внимание и взять на себя ответственность за результаты, принят в ведущих технологичных компаниях.  

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в нашем лицее является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. По нашему мнению, именно такой род деятельности может являться основой для достижения выпускниками высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок, обеспечение их готовности к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологичной экономике, способствовать их профессиональному определению.

Лицей реализует профильные программы технической и естественно-научной направленности. Ежегодно от 87% до 100 % выпускников поступают в вузы, соответствующие профилям выпускных классов. Более 70% лицеистов выбирают профессию инженера. К экспериментально-исследовательской, конструкторской и проектной деятельности привлекаются учащихся 5-11 классов. Работа направлена на вовлечение лицеистов в научно-исследовательскую деятельность по приоритетной и перспективной в будущем области знаний - нанотехнологиям, на основе публичной апробации, признания результатов исследований ведущими специалистами, учеными и потребителями интеллектуального труда. Соответственно возрастным и психологическим особенностям детей, на каждой ступени предусмотрены свои технологии, формы и этапы деятельности учащихся, а также роль педагога. При этом сохраняется единство образовательного пространства. Были написаны учебные пособия для школьников [1,2]. Дополнительно были разработаны авторская образовательная программа дополнительного образования для школьников 5-11 классов.

 Лицеисты имеют возможность заниматься в «Наноклассе» по программе «Научно-исследовательский практикум по направлению нанотехнологии». В рамках обучения, учащиеся посещают специализированную лабораторию, расположенную в Президентском ФМЛ № 239 [3]. Для проведения занятий привлекаются квалифицированные инженеры из Университета ИТМО, а также специалисты из Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН. Изучение курса совместно с другими дисциплинами цикла естественнонаучных дисциплин способствует формированию у школьников современного естественнонаучного мировоззрения, освоения ими современного стиля физического мышления, готовит лицеистов к возможности изучения специальных дисциплин в области нанотехнологий.

В процессе реализации курса проходит ознакомление учащихся с современными достижениями физики. Педагоги стараются привить интерес к изучению современных достижений в области нанотехнологий, дать знания, позволяющие учащимся самостоятельно разбираться в этой науке. Задачами курса также являются расширение представления школьников о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов, реализация межпредметных связей, так как для развития нанотехнологий требуются знания физики, биологии, химии и других наук. У лицеистов, освоивших данную образовательную программу развиваются навыки, необходимые для творческой работы инженера, ученого, умение подготовить доклад, презентацию, научную речь, умение задавать и отвечать на вопросы по тематике доклада.

Экспериментально-методическое обеспечение вышеупомянутой лаборатории интегрировано в разрабатываемую образовательную программу, обеспечивающую:

• ознакомление учащихся с возможностями современной науки и технологии;

• активизацию исследовательской деятельности учащихся в естественных науках;

• содействие профессиональной ориентации учащихся;

• создание у учащихся позитивного образа инженера и научного работника;

• укрепление связей между школьным, научным и вузовским сообществами;

• привлечение новых педагогических работников для развития творческого потенциала учащихся;

• позиционирование школы в качестве центра технологической культуры как основы образовательных инициатив естественно-научного и профессионально-ориентированного образования.

Лаборатория имеет блочно-модульную структуру, адаптируемую к уровню знаний учащихся, их мотивации, имеющемуся ресурсу времени. Программа ориентирована на школы с углубленным преподаванием естественных дисциплин, имеющие профильные классы и центры творчества молодежи. Исходя из непрерывности образования, программа может быть гармонизирована с подготовкой кадров по наноиндустрии в системе высших учебных заведений, ведущих обучение по направлениям: наноматериалы, нанотехнологии и микросистемная техника, электроника и наноэлектроника, наноинженерия.

При реализации программы помимо более раннего начала учащимися творческой деятельности достигается образовательный эффект, определяемый фундаментализацией знаний; их междисциплинарным характером; конвергенцией физической и информационной составляющих образования; профессиональной ориентацией образования для формирования компетенций в выбранной сфере.

Как отмечалось ранее, приборно-инструментальная платформа предполагает два уровня оснащения нанолаборатории. Базовый уровень лаборатории обеспечивает получение базового образования в области фундаментальных свойств наноматериалов, включая исследование тепло- и электропроводности, диэлектрической и магнитной проницаемости. Сформированы многофункциональные компьютеризированные стенды, управляемые с рабочего места преподавателя (4 шт.), содержат набор экспериментальных приборов и систему доступа к компьютерной сети и к сети Интернет. Для изучения структурно-морфологических наномасштабных объектов фирма NT-MDT предоставила лицею серийно выпускаемый атомно-силовой микроскоп Solver NEXT, позволяющий изучать объекты органической и неорганической природы с возможностью проведения физических, химических и биологических экспериментов.

Формируемый творчески-ориентированный лабораторный уровень обеспечивает решение междисциплинарных задач. Состав нанолаборатории этого уровня позволяет осуществлять атомную микроскопию объектов и реализовать ряд технологических операций с использованием неорганических и биоорганических материалов, в том числе нанолитографию, нанокластерную и молекулярную сборку. Фактически учебный цикл включает лабораторные работы по физике, химии и биологии, в том числе исследование структуры биополимеров, создание наноразмерных дифракционных решеток, формирование молекулярных электронных цепей, создание биодетекора на основе массива ДНК. Доступность 3D-печати обеспечивает индивидуализацию процесса: можно сделать именно тот объект, который нам нужен — удобную кнопку, подходящий по размерам и конфигурации корпус, нужная деталь. Так можно создавать новые вещи, например, свой тестирующий прибор для различного применения.

В результате данной работы происходит формирование у учащихся комплекса компетенций, которые необходимы для освоения профессии инженера, а также происходит осознанный выбор наших лицеистов дальнейшего образовательного маршрута. На наш взгляд, благодаря организации подобной деятельности, уже на ступени общего образования начинается профессионально-ориентированная подготовка будущих инженеров.

Литература

 [1]        А.В. Андреева, К.А. Кузьмина, Методические указания по выполнению и оформлению учащимися научно-исследовательских работ в области нанотехнологий в домашних условиях (без специального оборудования), рукопись в печати

[2]        А.В. Андреева, Ю.В. Баулин, К.А. Кузьмина, В.В. Лучинин, Н.А.  

Лютецкий, Нанотехнологии и микросистемная техника. Междисциплинарный курс лекций для дополнительного образования, рукопись в печати

[3]        А.В.Андреева, А.С.Иванов, В.М.Кутузов, В.В.Лучинин, М.Я.Пратусевич, Развитие способностей и профессиональной ориентации молодежи в наноиндустрии,Наноиндустрия, 2013, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности

Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...

Проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Формирование профессиональных компетенций студентов на основе-проектно-исследовательской деятельности...

Анализ образа молодого специалиста в произведениях английской литературы посредством метода проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Проектная деятельность студентов педагогического колледжа на уроках иностранного языка направленная на создание образа современного педагога,основанная на произведениях английской литературы....

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Развитие профессиональных компетенций инженера посредством ведения проектной деятельности

В статье кратко описаны возможности ведения проектной деятельности обучающихся в лицее....

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....