Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений школе"
рабочая программа

Алиева Наталья Владимировна

Целесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkoly_ekstremizm.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название программы

Название учреждения                                                    Год основания

ФИО руководителя                                    Адрес, телефон, факс  

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений в школе на 2016-2020 годы»

Паспорт Программы

Наименование Программы

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в школе на 2016-2020годы»

Разработчик Программы

Бачинина Т.В.- директор школы

Громовая С.И.. – заместитель директора по ВР

Шабалина Е.В. – педагог-организатор ОБЖ

Алиева Н.В. - социальный педагог

Гафарова О.Р..- педагог-психолог школы

Дата утверждения Программы

Педагогический совет МБОУ «СШ №29.»

Приказ № 310   от 30.08.2016 года.

Обоснование необходимости принятия Программы.

Целесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»

Цели Программы

Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи Программы

  1. Воспитание толерантности через систему образования.
  2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
  3. Содействие национально-культурному взаимодействию в школе.
  4. Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов
  5. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе.
  6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство школы.
  7. Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в школе.

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

1.Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 5%.

2.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма
до 4 выставок.

3.Увеличение числа специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения на 10%

4.Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на 10%.

5.Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов на 5%.

Сроки реализации Программы

2016–2020 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической активности)

  1. Увеличение доли обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся с 0 % до 5 %.
  2. Увеличение доли молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, от общей численности молодежи с 20 % до 35%.
  3. Увеличение числа социально значимых проектов (акций), направленных на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности, с 2 до 6.

     4.Увеличение доли детей мигрантов, охваченных в школе программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигрантов в 2 раза.

Раздел 1. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа.

Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организации, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и
52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России.

В  школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.

Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.

В средствах массовой информации окружного значения публикуются материалы по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет». Этих мер явно не достаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, не в полной мере используется  потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целом, в округе не сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, отсутствует  согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этно-психологии, содержания этнокультурных ценностей.

Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.

Раздел 2. Цели и задачи Программы, целевые показатели

Цель Программы: создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

 Задачи Программы

  1.  воспитание толерантности через систему образования.
  2. укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
  3. содействие национально-культурному взаимодействию в школе.
  4. поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов
  5. совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе.
  6. содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство школы.
  7. совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в школе.

Целевые показатели приведены в таблице 1.

        

Раздел 3. Программные мероприятия

Достижение поставленной цели Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в таблице 2.

Раздел 4. Механизм реализации целевой Программы

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2013 годов:

I этап (2012 г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у школьников.

II этап (2013-2015 гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в школе; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.

Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Механизм реализации Программы включает ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.

Конкурсы в рамках Программы проводятся на основании положений, утверждаемых директором школы.

Координатором Программы является администрация школы, которая осуществляет управление и контроль реализации Программы, обеспечивает при необходимости корректировку мероприятий.

При текущем управлении координатор Программы выполняются следующие основные задачи:

анализ эффективности выполнения программных мероприятий;

корректировка мероприятий Программы

мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.

Программы запланированы следующие мероприятия:

ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;

информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;

Целевые показатели программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2016-2020 годы»

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации Программы

(2010 год)

Значения показателя по годам

Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

Показатели непосредственных результатов

1

Количество обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира (чел.)

0

0

60

75

90

90

2

Количество проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма (наим.)

0

2

3

4

4

4

3

Количество специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения (чел.)

0

0

2

3

5

5

4

Число участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений (чел.)

0

0

5%

10%

10%

10%

5

Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов (наим.)

1

1

2

4

4

4

6

Количество общественных воспитателей (наставников), закрепленных за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, (чел.)

1

1

2

2

3

3

7

Доля обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся (%)

0%

0%

10%

15%

15%

15%

8

Доля молодежи, охваченной профилактическими мероприятиями по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, от общей численности молодежи (%)

20

20

25

35

35

35

9

Увеличение числа социально значимых проектов (акций) общественных объединений, в том числе национально-культурных, направленных на развитие межэтнической толерантности (кол.)

2

2

4

6

6

6

10

Доля детей мигрантов, охваченных программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигранов (%)

30

40

50

60

60

60

Основные программные мероприятия программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2016-2020 годы»

Таблица 2

п/п

Мероприятия Программы

Ожидаемые результаты

1

Внедрение в практическую деятельность программы по воспитанию толерантности

обеспечение программами по воспитанию толерантности 50% классных коллективов

1.2

Разработка положения о конкурсе программ по воспитанию толерантности среди классных коллективов

2

Организация конкурса дополнительных  образовательных программ по изучению культурного наследия народов России и мира образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

формирование реестра дополнительных образовательных программ, распространение опыта работы в данной области

3

Разработка и реализация специальных программ по социализации (адаптации) детей мигрантов, в том числе по конфликтологии.

разработка, апробация и внедрение специальных программ; охват программами не менее 10% классных коллективов

3.1

Разработка программ

3.2

Внедрение программ

4

Организация мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе выработка соответствующих рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса

разработка и проведение мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе, выработка соответствующих рекомендаций

5

Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма

увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 50%

6

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи и др.)

создание школьного молодежного дискуссионного клуба «Диалог».

7

Разработка проектов  по межкультурному воспитанию детей и молодежи

реализация 6 проектов, в том числе и дистанционных

7.1

Реализация проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи (интерактивные тренинги, диспуты, конкурсы)

8

Проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности совместно с подростково-молодежных центрами, клубами по месту жительства

организация системы культурно-досуговых, спортивных, образовательных мероприятий, методические разработки

8.1

Проведение социологического исследования оценки уровня социально-политической толерантности молодежной среды в школе

9

Организация отдыха детей и молодежи в пришкольном  лагере с учетом создания среды межэтнического взаимодействия

организация одной смены пришкольного лагеря под девизом: «Все различны – Все равны». Охват за два года 200 человек

10

Закрепление общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, склонным к противоправным действиям экстремистского характера

снижение числа подростков, стоящих на профилактическом учете в КДН

11

Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, через средства массовой информации в школе

Регулярный  выпуск школьной газеты «Свой почерк», выход в эфир радиопередач школьного радио «Радуга» (подготовка и трансляция цикла нформационно-публицистических программ с периодичностью не менее 2-х выходов в квартал)

12

Создание сетевого проекта в целях формирования единого пространства межконфессионального взаимодействия, через использование ресурсов школьного сайта

разработка информационного проекта в сети интернет на основе школьного сайта

13

Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности

проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности

14

Участие представителей школы в городском  конкурсе детских социальных проектов, направленных на пропаганду интернационализма, дружбы народов, национальной терпимости "Я – гражданин России"

участие не менее 2 проектов

15

Участие представителей школы в городском конкурсе творческих работ, посвящённых Дню народного единства

участие представителей школы в городском конкурсе творческих работ, посвящённых Дню народного единства

16

Подготовка и проведение декады правовых знаний среди учащихся школы, направленной на развитие норм толерантного поведения, противодействие различным видам экстремизма

проведение декады правовых знаний среди учащихся школы

17

Проведение операции "Школа для всех" по выявлению несовершеннолетних граждан членов семей рабочих-мигрантов и содействию им в получении образования

Проведение операции "Школа для всех"

18

Подготовка в школьном музее экспозиций, посвященных позитивному опыту диалога национальных культур в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

проведение в школьном музее выставок, посвященных культуре и быту этнических групп, представленных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, реализации 2 проектов

19

Проведение мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур, представленных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на базе учреждений культуры

реализация 2 проектов, в том числе на дистанционной основе

20

Разработка и реализация детских праздников этнокультурного характера на базе школы педагогами дополнительного образования

реализация на базе школы этнокультурных праздников «Рождественская елка», «Вороний день», «Праздник трясогузки», «Масленица».

21

Подготовка и проведение фестиваля «Дружбы народов»

проведение фестиваля «Дружбы народов»

22

Подготовка цикла выставок, посвященных роли и месту различных религий в культуре народов России библиотекой школы

увеличение числа выставок до 3

23

 Повышение квалификации специалистов  по проблемам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму.

повышение квалификации специалистов по профилактике экстремизма

24

Принятие предусмотренных законодательством мер по предотвращению проявлений экстремизма при проведении общешкольных мероприятий

обеспечение правопорядка, недопущение экстремистских проявлений  при проведении общешкольных мероприятий

25

Проведение родительского лектория,  по вопросам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму.

повышение правовой грамотности родительской общественности

26

Участие представителей школы в  мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), направленных на гармонизацию межэтнических отношений и формирование толерантности проводимых на муниципальном уровне

ежегодное участие представителей школы

27

Подготовка аналитических материалов для классных руководителей на основе сравнительного анализа этносоциальных процессов и опыта их регулирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, субъектах Российской Федерации, зарубежных странах

подготовка материалов по профилактике экстремизма для использования в работе классных руководителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития программы профилактики экстремизма

Эта рабочая программа отрабатывается первый год. Если кто-то захочет попробовать ее в действии или дополнить - буду очень рада! Всем спасибо за внимание и надеюсь на дальнейшее сотрудничество!...

ПРОГРАММА «Профилактика травматизма и несчастных случаев среди обучающихся школы»

ПРОГРАММА «Профилактика  травматизма и несчастных случаев среди обучающихся школы»...

Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»

laquo;Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических имежкультурных отношений, укрепление толерантностив школе»...

ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»

ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических имежкультурных отношений, укрепление толерантностив школе»...

Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева

         Одним из  основных направлений воспитательной работы школы,  целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...

План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...