Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
учебно-методический материал на тему

Мельник Лариса Александровна

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности

в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekstremizmu_1.doc177.5 КБ
Файл programma_zakonop.rebyonok.docx63.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       «Средняя общеобразовательная школа №4»

                                                                                       Приложение к приказу

                                                                                                                          Приказ №159 от  31.08    2015г

                               ПРОГРАММА

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности

в школе»

                           

                             

         

                                                                           Югорск, 2012 г.

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности

в школе  на 2012-2014 годы»

Паспорт Программы

Наименование Программы

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2012-2014 годы»

Разработчик Программы

Пронина Л.В..- директор школы

Аксёнова Е.Е. – заместитель директора по ВР

Туманова Г.А.. – педагог-организатор

Мельник Л.А..- социальный педагог

Кузьмина Ю.В.- педагог-психолог школы

Дата утверждения Программы

Педагогический совет МОСШ №4.

Приказ №159     от  31.08.2012 года.

Обоснование необходимости принятия Программы.

ЦЦелесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 г. № 367-п и программе «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы» и в Приложении к постановлению Главы города от 22.10.2008 №1481 «Комплексные меры по гармонизации межэтнических отношений в городе Нижневартовске»          

Цели Программы

Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи Программы

  1. Воспитание толерантности через систему образования.
  2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
  3. Содействие национально-культурному взаимодействию в школе.
  4. Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов
  5. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе.
  6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство школы.
  7. Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в школе.

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

1.Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 5%.

2.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма
до 4 выставок.

3.Увеличение числа специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения на 10%

4.Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на 10%.

5.Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов на 5%.

Сроки реализации Программы

2012–2014 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической активности)

  1. Увеличение доли обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся с 0 % до 5 %.
  2. Увеличение доли молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, от общей численности молодежи с 20 % до 35%.
  3. Увеличение числа социально значимых проектов (акций), направленных на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности, с 2 до 6.

     4.Увеличение доли детей мигрантов, охваченных в школе программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигрантов в 2 раза.

Пояснительная записка

Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории ХМАО - ЮГРЫ.

 

Формирование негативного отношения к  такому  опасному явлению в обществе,   как  экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней  с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

В последнее время  активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций  спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной , политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в  деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального города.  Поэтому в образовательных учреждениях ХМАО возникла  необходимость  подготовки программы по профилактике экстремистской деятельности  и последующей её реализации.

Программа направлена на укрепление в   школе толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

Она призвана укрепить основы и  методы процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся МСОШ № 30. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма .

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы  нашей школы.

Раздел 1. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа.

Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организации, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и
52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России.

В  школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.

Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.

В средствах массовой информации окружного значения публикуются материалы по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет». Этих мер явно не достаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, не в полной мере используется  потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целом, в округе не сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, отсутствует  согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этно-психологии, содержания этнокультурных ценностей.

Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.

Раздел 2. Цели и задачи Программы, целевые показатели

Цели и задачи Программы приведены в паспорте Программы

Целевые показатели приведены в таблице 1.

        

Раздел 3. Программные мероприятия

Достижение поставленной цели Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в таблице 2.

Раздел 4. Механизм реализации целевой Программы

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2012-2014 годов:

I этап (2012 г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у школьников.

II этап (2013-2014 гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в школе; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.

Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Механизм реализации Программы включает ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.

Конкурсы в рамках Программы проводятся на основании положений, утверждаемых директором школы.

Координатором Программы является администрация школы, которая осуществляет управление и контроль реализации Программы, обеспечивает при необходимости корректировку мероприятий.

При текущем управлении координатор Программы выполняются следующие основные задачи:

анализ эффективности выполнения программных мероприятий;

корректировка мероприятий Программы

мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.

Программы запланированы следующие мероприятия:

ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;

информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;

Целевые показатели программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2012-2014 годы»

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации Программы

(2010 год)

Значения показателя по годам

Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

Показатели непосредственных результатов

Количество обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира (чел.)

0

0

60

90

90

Количество проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма (наим.)

0

2

3

4

4

Количество специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения (чел.)

0

0

2

5

5

Число участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений (чел.)

0

0

5%

10%

10%

Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов (наим.)

1

1

2

4

4

Количество общественных воспитателей (наставников), закрепленных за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, (чел.)

Показатели конечных результатов

Доля обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся (%)

0%

0%

10%

15%

15%

Доля молодежи, охваченной профилактическими мероприятиями по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, от общей численности молодежи (%)

20

20

25

35

35

Увеличение числа социально значимых проектов (акций) общественных объединений, в том числе национально-культурных, направленных на развитие межэтнической толерантности (кол.)

2

2

4

6

6

Доля детей мигрантов, охваченных программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигранов (%)

30

40

50

60

60

Основные программные мероприятия программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2012-2014 годы»

Таблица 2

п/п

Мероприятия Программы

Ожидаемые результаты

1

2

9

1.1

Внедрение в практическую деятельность программы по воспитанию толерантности

обеспечение программами по воспитанию толерантности 50% классных коллективов

1.2

Разработка положения о конкурсе программ по воспитанию толерантности среди классных коллективов

2

Организация конкурса дополнительных  образовательных программ по изучению культурного наследия народов России и мира образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

формирование реестра дополнительных образовательных программ, распространение опыта работы в данной области

3

Разработка и реализация специальных программ по социализации (адаптации) детей мигрантов, в том числе по конфликтологии.

разработка, апробация и внедрение специальных программ; охват программами не менее 10% классных коллективов

3.1

Разработка программ

3.2

Внедрение программ

4

Организация мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе выработка соответствующих рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса

разработка и проведение мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе, выработка соответствующих рекомендаций

5

Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма

увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 50%

6

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи и др.)

создание школьного молодежного дискуссионного клуба «Диалог».

7

Разработка проектов  по межкультурному воспитанию детей и молодежи

реализация 6 проектов, в том числе и дистанционных

7.1

Реализация проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи (интерактивные тренинги, диспуты, конкурсы)

8

Проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности совместно с подростково-молодежных центрами, клубами по месту жительства

организация системы культурно-досуговых, спортивных, образовательных мероприятий, методические разработки

8.1

Проведение социологического исследования оценки уровня социально-политической толерантности молодежной среды в школе

9

Организация отдыха детей и молодежи в пришкольном  лагере с учетом создания среды межэтнического взаимодействия

организация одной смены пришкольного лагеря под девизом: «Все различны – Все равны». Охват за два года 100 человек

10

Закрепление общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, склонным к противоправным действиям экстремистского характера

снижение числа подростков, стоящих на профилактическом учете в КДН

11

Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, через средства массовой информации в школе

Регулярный  выпуск школьной газеты «Свой почерк», выход в эфир радиопередач школьного радио «Радуга» (подготовка и трансляция цикла нформационно-публицистических программ с периодичностью не менее 2-х выходов в квартал)

12

Создание сетевого проекта в целях формирования единого пространства межконфессионального взаимодействия, через использование ресурсов школьного сайта

разработка информационного проекта в сети интернет на основе школьного сайта

13

Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности

проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности

14

Участие представителей школы в городском  конкурсе детских социальных проектов, направленных на пропаганду интернационализма, дружбы народов, национальной терпимости "Я – гражданин России"

участие не менее 2 проектов

15

Участие представителей школы в городском конкурсе творческих работ, посвящённых Дню народного единства

участие представителей школы в городском конкурсе творческих работ, посвящённых Дню народного единства

16

Подготовка и проведение декады правовых знаний среди учащихся школы, направленной на развитие норм толерантного поведения, противодействие различным видам экстремизма

проведение декады правовых знаний среди учащихся школы

17

Проведение операции "Школа для всех" по выявлению несовершеннолетних граждан членов семей рабочих-мигрантов и содействию им в получении образования

Проведение операции "Школа для всех"

18

Подготовка в школьном музее экспозиций, посвященных позитивному опыту диалога национальных культур в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

проведение в школьном музее выставок, посвященных культуре и быту этнических групп, представленных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, реализации 2 проектов

19

Проведение мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур, представленных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на базе учреждений культуры

реализация 2 проектов, в том числе на дистанционной основе

20

Разработка и реализация детских праздников этнокультурного характера на базе школы педагогами дополнительного образования

реализация на базе школы этнокультурных праздников «Рождественская елка», «Вороний день», «Праздник трясогузки», «Масленица».

21

Подготовка и проведение фестиваля «Дружбы народов»

проведение фестиваля «Дружбы народов»

22

Подготовка цикла выставок, посвященных роли и месту различных религий в культуре народов России библиотекой школы

увеличение числа выставок до 3

23

 Повышение квалификации специалистов  по проблемам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму.

повышение квалификации специалистов по профилактике экстремизма

24

Принятие предусмотренных законодательством мер по предотвращению проявлений экстремизма при проведении общешкольных мероприятий

обеспечение правопорядка, недопущение экстремистских проявлений  при проведении общешкольных мероприятий

25

Проведение родительского лектория,  по вопросам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму.

повышение правовой грамотности родительской общественности

26

Участие представителей школы в  мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), направленных на гармонизацию межэтнических отношений и формирование толерантности проводимых на муниципальном уровне

ежегодное участие представителей школы

27

Подготовка аналитических материалов для классных руководителей на основе сравнительного анализа этносоциальных процессов и опыта их регулирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, субъектах Российской Федерации, зарубежных странах

подготовка материалов по профилактике экстремизма для использования в работе классных руководителей

   

Индикаторы оценки результатов реализации программы:

1.      степень осознанности учащимися проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;

2.      степень определения возможности возникновения акта терроризма и умения правильного поведения в момент угрозы;

3.      степень воспитанности  толерантности среди обучающихся;

4.      степень постоянной личной ответственности  обучающихся и коллектива школы  в ходе учебно-воспитательного процесса;

5.      степень внимания обучающихся и коллектива школы  к присутствию на территории ОУ  подозрительных предметов и посторонних лиц;

6.      степень  готовности ОУ  к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;

7.      степень принятия мер на случай экстремальных ситуации

                                         Ожидаемые результаты

 

В результате осуществления программы ожидается:

  • интеграция в образовательном пространстве лицея представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия,  национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
  • формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
  • интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
  • укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

                                                                                   «Утверждаю»

                                                                       Директор МБОУ «СОШ №4»

                                                                       г.Югорска

                                                                        _________Л.В.Пронина

                                                                       Приказ № 208/2 от  «___»____2014г

Программа

 по воспитанию правовой культуры

и законопослушного поведения школьников

через здоровый образ жизни.

на 2014-2016 гг.

Автор – составитель:

Туманова Г.А., педагог-организатор

Мельник Л.А., социальный педагог

Югорск - 2014

Содержание

Паспорт Программы……………………………………………………………..3

  1. Основные положения программы…………………………………………7
  2. Направления Программы ……………………………………………….. 14
  3. Содержание Программы ………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………….24

Приложения

 

Паспорт Программы

1.

Полное название программы

Программа по воспитанию правовой культуры и  законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни.

2.

Статус программы

Школьная программа

3.

Дата принятия и утверждения программы

Приказ директора школы  от 01.09.2014г  № 208/2

«Об утверждении программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни»

4.

Заказчик Программы

Администрация школы

5.

Автор -составитель

Педагог-организатор

Туманова Г.А.

Социальный педагог

Мельник Л.А.

6.

Срок реализации

2014-2016 г.

7.

Цель программы

 Совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних,

Формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

8.

Задачи программы

 - создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно – ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;

- обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

- развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;

- создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;

- повысить духовно-нравственный уровень учащихся;

- формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;

- выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

 формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

9.

Основные направления реализации программы

1.«Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социально – психологическая служба

5. Духовно-нравственное направление

6. «Зона особого внимания»

7. Мониторинг и диагностика результатов  

8. Индивидуально-профилактическая работа

10.

Краткое содержание программы

Содержание Программы ориентировано на личность ребёнка, на развитие его природных задатков, на создание в школе обстановки социальной защищённости, на формирование законопослушного гражданина.

Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и профилактике вредных привычек.

11.

Ожидаемые результаты

1. Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Повышение уровня воспитанности учащихся.

3.  Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики.

4. Наличие методического сопровождения.

5. Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики.

6. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

7. Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

12.

Участники Программы

Администрация школы

Социальный педагог

Педагог-организатор

Родители учащихся

Классные руководители

Учителя – предметники

Учащиеся школы с 1 по 9 класс

13.

Партнерские отношения

КДН и ПДП

г.Югорска

Органы социальной защиты населения

Органы управления образованием  

Органы опеки и попечительства

Органы управления здравоохранением

Органы внутренних дел

Органы службы занятости

14.

Источники финансирования

Собственные вложения участников программы и возможные иные не запрещенные законодательством источники финансирования (внебюджетные средства)

15.

Организация контроля за выполнением Программы

Реализация Программы рассчитана на 3 года.

Управление Программой осуществляет заместитель директора по ВР.

Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: Администрация школы

16.

Адрес организации

628264 Ханты-Мансийский автономный округ, г.Югорск,

район Югорск-2, дом 39

17.

Телефон (директор)

2-94-20

I.    Основные положения Программы

1.1. Пояснительная записка

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных  средств  правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

    Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.       Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

      Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

1.2 Обоснование необходимости формирования законопослушного поведения    школьников.

«У того, кто решит изучать законы не

останется времени их нарушать».

И.В.Гете

    В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  •  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  •  защита прав и интересов обучающихся;
  •  формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения

несовершеннолетних. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

   В последние годы одной из главных проблем стала безнадзорность и беспризорность детей школьного возраста. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении, не занимающихся воспитанием и содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования

законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

   Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

     Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

     Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается

с воспитания законопослушного гражданина.

В связи с этим, Программа представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.

 

Необходимость данной программы определяется законодательством:

1. Декларация прав ребёнка (принята ООН в 1959 году)

2. Всеобщая Декларация прав человека

3. Конвенция о правах ребёнка (принята ООН в 1989 году)

4. Конституция РФ

5. Гражданский кодекс РФ

6. Семейный Кодекс РФ

7. Административный Кодекс РФ

8. Уголовный Кодекс РФ

9. Закон Российской Федерации об образовании

10. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

11. О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

12. Федеральная президентская программа «Дети России»

14. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»

15. Федеральный закон «Об основных гарантах прав ребенка в Российской Федерации»

16. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

17. О внесение дополнения и изменения в статью Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  

18. Федеральный закон «Об ограничении курения табака»

19. Письмо МО РФ от 21.марта 2002 года №419/28-5«О мерах по выявлению и учёту детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»

20. Письмо МО РФ от 26 января 2000 года №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

21. Приказ МО РФ от 5.02.2002г №330 «О профилактике злоупотребления психоактивными веществами»

 22 Федеральный  Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.

Нормативные документы школы

1. Устав ОУ;

2. Правила поведения обучающихся школы

3. Положение об организации обучения на дому с обучающимися, освобождёнными от посещения ОУ по состоянию здоровья

4. Положение о постановке на внутришкольный учёт обучающихся

5. Положение об организации  учёта несовершеннолетних семей, находящихся в социально-опасном положении  

6. Положение о Совете профилактики правонарушений

7. Положение о социально-психологической службе

8. Положение о профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся

Целью Программы является:

совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно - ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;
  • обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;
  • создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;
  • повысить духовно-нравственный уровень учащихся;
  • формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;
  • выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

Данная Программа предусматривает реализацию следующих направлений:

1.Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социально – психологическая служба

5. «Зона особого внимания»

6. Мониторинг и диагностика результатов  

7. Индивидуально-профилактическая работа

 

Программа основана на принципах:

- законности и демократизма;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- поддержки семьи и взаимодействия с ней;

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

- государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечения ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- толерантности;

- системности и цикличности.

Участники Программы:

Администрация школы

Социальный педагог

Педагог-организатор

Родители учащихся

Классные руководители

Учителя – предметники

Учащиеся школы

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года, с 2013 по 2016год.

Возможна корректировка планирования.

Организационные периоды реализации Программы:

1 этап – 2013-2014уч.г.

2 этап – 2014 – 2015 уч.г.

3 этап – 2015-2016 уч.г.

Организационные условия реализации программы:

  1.  информационно-методическое обеспечение программы;
  2.  взаимодействие с учреждениями профилактики;
  3.  своевременное выявление и пресечение случаев вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  4.  своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности.

Механизм реализации программы

Содержание деятельности программы строится на основе трёх модулей:

1. организационно – деятельностный модуль (организация воспитательных мероприятий);

2. информационно-обучающий (семинары, МО);

3. модуль взаимодействия (с учреждениями профилактики).

Управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения

Стратегическое руководство Программой осуществляет заместитель директора школы по УВР. Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: администрация школы, Управляющий Совет  школы.

Ожидаемые результаты программы

  • Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся.
  • Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики.
  • Наличие методического сопровождения.
  • Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

Новизна

1. На уровне совершенствования методов и форм воспитательного воздействия.

2. Системность в планировании и в отслеживании результатов воспитательной деятельности.

Партнёрские отношения в реализации программы

КДН и ПДН

Органы социальной защиты населения

Органы управления образованием

Г.Югорска

Органы опеки и попечительства

Органы управления здравоохранением

Органы внутренних дел

Органы службы занятости

II. Направления Программы

1.«Школа – правовое пространство». Это направление по правовой пропаганде учащихся, направлено на формирование законопослушного гражданина.

 

2.Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики обеспечивает осуществление системы мер, по защите и восстановлению прав в пределах своей компетенции, подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием н/л, применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей, предполагает

организацию детского и подросткового досуга, занятости учащихся, состоящих на учёте, в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда;

выявление и учёт несовершеннолетних девиантного поведения;

выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

организацию совместной работы школы и милиции;

организацию совместной работы со всеми ведомствами, решающими проблему безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

3.«Скажи «нет»!» - организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.

4.Социально – психологическая служба включает в себя  оказание социально – психологической и материальной помощи семье и ребёнку;

обеспечение психолого-социальной поддержки обучающемуся;

раннюю профилактику семейного неблагополучия;

организацию льготного питания;

работу в Совете профилактики;

проведение профилактических бесед;

проведение консультаций;

участие в рейдах;

организацию тренингов, игр и других мероприятий;

проведение мониторинга, диагностики, социологического интервью;

организация встреч со специалистами;

организацию летнего отдыха детей;

работа с учащимися, систематически пропускающими занятия;

ведение документации на учащихся, состоящих на учёте, на внутришкольном контроле.

 

5.«Зона особого внимания» - это работа по предупреждению правонарушений.

Это:

  • выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;

  • проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;

  • создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания, с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.

6.Мониторинг и диагностика результатов. Основной целью является организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.

 

7. Индивидуально-профилактическая работа проводится в отношении:

1. безнадзорных, беспризорных, занимающихся  бродяжничеством;

2. оставшихся без попечения родителей;

3. употребляющих наркотические средства, алкоголь;

4. совершивших правонарушение, преступление;  

5. совершивших общественно опасное деяние;

8. родителей или иных законных представителей н/л, если те не исполняют родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию.

III. Содержание Программы

1. «Школа – правовое пространство».

Цель: осуществление мер по реализации планирования, направленного на правовое просвещение учащихся, на формирование законопослушного поведения.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Оформление стенда «Права участников образовательного процесса»

Оформление документации (папки).

сентябрь

Социальный педагог

2.

Выставка книг «Тебе о правах»

сентябрь

библиотекарь

3.

Изучение интересов и склонностей учащихся (охват - занятость)

сентябрь

Педагог-организатор

4.

День юриста.

Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка)

20 сентября

Октябрь

Социальный педагог

5.

«Мы выбираем жизнь!»

Октябрь

Социальный педагог

Классные руководители

6.

Тематические классные часы по правовому просвещению

ноябрь

Классные руководители

7.

Урок гражданина

ноябрь

Классные руководители

Беседа «Поговорим о правах и обязанностях»

ноябрь

Социальный педагог

По согласованию представители КДН

8.

Праздник народного единства

ноябрь

Классные руководители, учителя истории

9.

День толерантности

ноябрь

Классные руководители

10.

Всемирный День прав ребёнка

ноябрь

Классные руководители

11.

Беседа «Правила школьной жизни»

декабрь

Социальный педагог

12.

Урок права

декабрь

Классные руководители

13.

Родительское собрание «Права и обязанности родителей»

В течение года

По плану

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

14.

Родительское собрание «Правовой статус несовершеннолетних»

В течение года

По плану

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

15.

Обновление стенда «Права участников образовательного процесса»

В течение года

По плану

Социальный педагог

16.

Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка)

Апрель

Классные руководители 1-9 классов

17.

Встречи с представителями милиции. Беседы на тему «Административная ответственность н/с…»

Май

Социальный педагог

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

Цель: осуществление системы мер по защите и восстановлению прав в пределах своей компетенции, подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием н/л, применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

2.

Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на учёте в ОДН  (КДН )и на внутришкольном контроле

сентябрь

Классные руководители

3.

Участие в КДН и ЗП

По необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

4.

Взаимодействие с органами социальной защиты для оказания материальной помощи

По необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

5.

Взаимодействие с Отделом молодёжи при Администрации города, с органами службы занятости.

Трудоустройство в летний период

Апрель

Социальный педагог, классный руководитель

6.

Взаимодействие с органом здравоохранения

По плану воспитательных мероприятий

Социальный педагог

7.

Взаимодействие с органами внутренних дел (ответ на информацию, Совет профилактики, рейды и др.)

По плану

Педагог-организатор

Социальный педагог

8.

Проведение заседаний органов ОУ (совещание при директоре, совещание при завучах, малый педсовет, аппаратное совещание)

По плану

Администрация школы

3. «Скажи «нет»!»

Цель: организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Составление планирования

Июнь

Педагог-организатор

Социальный педагог

2.

Контроль за реализацией плана

По плану контроля

Заместитель директора по У ВР

3.

Осуществление взаимодействия с УДО, учреждениями культуры и спорта

По плану

Педагог-организатор

4.

Организация общешкольных родительских собраний

По плану

Заместитель директора по УВР

Педагог-организатор

5.

Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

По плану воспитательных мероприятий

Педагог-организатор

Учитель физкультуры

Преподаватель-организатор ОБЖ

4. «Зона особого внимания»

Цель: предупреждение правонарушений, преступлений, выявление и включение в зону особого внимания детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации (часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями).

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель

3.

Индивидуальные консультации для родителей

По запросу родителей

Социальный - педагог

4.

Беседы по правовому воспитанию

По плану

Социальный - педагог

5.

Организация встреч со специалистами

По плану

Социальный  педагог

Педагог-организатор

6.

Организация летней

 занятости и отдыха

Апрель-июнь

Социальный  педагог

5. Социально – психологическая служба

Цель: оказание социально-психологической помощи.

 

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Проведение курса занятий

«По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних» в группах 1-4 класс, 5-7 классы, 8-9 классы

В течение  года

Педагог-организатор

социальный педагог

классные руководители

6. Мониторинг и диагностика результатов

Цель: организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Мониторинг уровня воспитанности 4, 9, 11 классов (приложение 1)

        В течение года         Педагог-психолог, социальный педагог

март

Педагог-организатор

Классные руководители

2.

Диагностика уровня         Сентябрь-октябрь         Педагог-психолог

тревожности

(приложение 2)

        

декабрь

Педагог-организатор

Классные руководители

4.

Методика диагностики коммуникативной установки

(приложение 3)

октябрь

Социальный педагог

Педагог-организатор

7. Индивидуально-профилактическая работа

Цель: выявление и устранение причин, способствующих правонарушению и преступлению.

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Составление индивидуальных программ воспитания

сентябрь

январь

классным руководителем

2.

Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на учёте в ОДН и на внутришкольном контроле

Ежегодно, сентябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

3.

Составление индивидуальной работы с социально опасной, неблагополучной семьёй

По мере необходимости

Социальный педагог совместно с классным руководителем

Список литературы

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1995.

2. Здоровье и адаптация /под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2004.

3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: Методическое пособие. Часть 1/под научной редакцией Э.М. Казина, Н.А. Заруба; ред. коллегия: О.А. Никифорова, А.И. Федоров, Т.А. Фральцова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 147с.

4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-педагогические и психолого-педагогические основы мониторинга) [Текст]: научно-методическое пособие./Под научной ред. Э.М. Казина. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004. - 169с.

5. Методы наркопрофилактической работы: теория и практика /Под.ред. Е.В. Белоноговой. - Кемерово, 2005.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 272с.

7. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография /Авт.-сост.: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин; под научн. ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2005. - 185с.

8. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие/Т. А. Фральцова, Г. А. Вертохвостова. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2003. - 94с.

9. Касаткина Н.Э. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 1/ Н.Э. Касаткина – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 152 с.

10. Хвалевко Н.Г. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 2 / Н.Г. Хвалевко. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 136 с.

11. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка: учебное пособие / Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с.

12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.

13. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003.

14. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

15. Лебедев О.Е, Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. - М.: Интеллект-центр, 2003.

16. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997.

17. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 4. С. 341.

18. На ринге с трудным детством. - М.: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2002.

19. Подмазин С.И., Сибиль Е.И. Как помочь подростку с «трудным» характером. - Киев: НПЦ «Перспектива», 1996.

20. Подросток вышел на улицу... / Сост. А.Ф. Быкодорова, Н.Ф. Шинкаренко, Н.Н. Кубликов, Н.Г. Шинкаренко. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

21. Родительский всеобуч. Чтобы подросток не вырос подранком. - Новосибирск: Изд-во «Эфлакс», 2003.

Справка

Об информированности учащихся по вопросам толерантного поведения по итогам реализации программы по формированию законопослушного и толерантного поведения подростков на территории

Свердловского района г. Перми

В 2010 году была разработана и апробирована социально-психологическая программа по формированию законопослушного и толерантного поведения подростков на территории Свердловского района г. Перми. В апреле 2011 года (через год после реализации программы) проведена оценка результатов тренинга по информированности учащихся по вопросам законопослушного и толерантного поведения.

Для апробации программы в 2010 году были сформированы контрольные группы подростков: 28 учащихся 6 «А» класса МОУ «СОШ № 60», 28 учащихся 7 «б» класса МОУ «СОШ № 42» Свердловского района г. Перми. В обследовании в 2011 году приняли участие те же респонденты: 27 учеников 7 «а» класса МОУ «СОШ» № 60», 25 учеников 8 «б» класса МОУ «СОШ № 42». Для диагностики уровня толерантности подростков использовалась методика диагностики коммуникативных установок В. В. Бойко. Сравним результаты:

Шкала опросника

2010 год

Входная диагностика (% детей)

2010 год

Итоговая диагностика

(% детей)

2011 год

(% детей)

1. Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека

50%

25%

30%

2. Сохраняют категоричность или консерватизм в оценках других людей

80%

50%

55%

3. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера

75%

50%

45%

4 Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

50%

15%

20%

5.Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людям

90%

60%

60%

6. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

80%

45%

50%

Таким образом, результаты диагностики в 2011 году по сравнению с результатами итоговой диагностики 2010 года практически не отличаются. Это свидетельствует о своевременности, актуальности и качестве проведения программы; по некоторым показателям незначительно увеличился процент детей (в основном на 5%), демонстрирующих интолерантное поведение, что можно объяснить объективными причинами: особенностями возрастного развития подростков, отсроченностью проведения диагностики (навык утрачивается), в целом, неразвитостью толерантности в обществе.

75% учащихся осознают потребность в необходимости толерантного отношения к себе и другим людям, стараются проявлять терпимость к чужому мнению и поведению, понимают и отслеживают свое состояние и состояние другого человека.

В процессе проведения диагностики, используя метод включенного наблюдения за подростками, были установлены следующие факты:

- снизился уровень агрессивности (дети менее категоричны, резки в своих высказываниях, стараются не применять физическое воздействие в спорных моментах),

- остается значимой зависимость подростков от мнения окружающих, что характерно для подросткового возраста.

Между учащимися возникший эффект сплочения сохранился, в поведении проявляются терпимость к недостаткам сверстников, внимательность к окружающим.

Анализируя полученные результаты можно сделать выводы о том, что предложенная социально-психологическая программа по формированию законопослушного и толерантного поведения подростков актуальна, результативна и может быть рекомендована для работы с подростками.

Руководитель проекта по разработке

и апробации программы Т. В.Азанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития программы профилактики экстремизма

Эта рабочая программа отрабатывается первый год. Если кто-то захочет попробовать ее в действии или дополнить - буду очень рада! Всем спасибо за внимание и надеюсь на дальнейшее сотрудничество!...

ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»

ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических имежкультурных отношений, укрепление толерантностив школе»...

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...

Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений школе"

Целесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственно...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева

         Одним из  основных направлений воспитательной работы школы,  целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...

План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...