Выступление
учебно-методический материал

Сарочка Анжелика Станиславовна

Материал представляет выступления в рамках педагогических советов по темам: 

 "Современный урок глазами учителя и ученика"

"Проектная деятельность"

"Соцпроектирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya.rar13.41 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc55 КБ
Microsoft Office document icon sotsproektirovanie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете: «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Дата проведения: 10.11.2017

Ответственный: Сарочка А.С.

1 этап: ПОДГОТОВКА

Угадывание

Слово, определяющее первый этап проектной деятельности, является именем существительным, женского рода; употребляется в речи часто.

В различных словарях этому слову даются следующие определения:

- создание условий для успешного выполнения определённой деятельности;

- накопление достаточного запаса теоретических знаний, практических навыков, которые необходимы для выполнения дальнейшей деятельности;

- предварительный процесс определённых действий, направленный на успешной выполнение деятельности.

Теоретический блок

На подготовительном этапе осуществляется деятельность, направленная на:

- определение основной направленности проекта

- определение проблематики

- формулирование темы

- оценка ресурсной базы

- формирование мотивации

- распределение обязанностей

Из представленных действий на данном этапе самое важное, самое главное и, как показывает практика, достаточно сложное для практической реализации, оказывается именно определение проблематики проекта. Поэтому мы рассмотри понятие «проблема» более подробно.

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «сложность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить. Проблема должна содержать вопрос, противоречие, которое хотелось бы исследовать и разрешить. Исходя из проблематики, формулируется тема проекта.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и неизвестным;
  • между имеющимися знаниями и новыми требованиями;
  • между знаниями и умениями;
  • между сложностью задачи и наличием способа её решения;
  • между потребностями и возможностями их реализации

Практический блок

Практическое задание тоже связано с понятием «Проблема».

Задание: 1. Определить проблему, исходя из темы нашего педагогического совета.

                2. Соотнести каждую букву слова «проблема» с ассоциативными характеристиками, относящимися к характеристике данного понятия.

Проблема: как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в условиях реализации ФГОС?

Проблема желательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая, личностно значимая, и её решение соответственно должно быть важно.

2 этап: ПЛАНИРОВАНИЕ

Угадывание

Слово, определяющее второй этап проектной деятельности, является именем существительным, среднего рода; употребляется в речи часто.

В различных словарях этому слову даются следующие определения:

- составная часть управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении комплекса действий;

- оптимизация распределения ресурсов для достижения поставленных целей;

- разработка комплекса практических мер по выполнению определённых действий.

Теоретический блок

На этапе планирования осуществляется деятельность, направленная на:

- определение целевого компонента

- разработка структурного содержания

- проектирование основных направлений деятельности

- формирование микрогрупп

- консультирование

Остановимся более подробно на определении целевого компонента, который включает в себя цель, задачи, предмет и объект исследования, гипотезу.

Цель – это желаемый конечный результат, который планируют достичь в итоге работы. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Задачи – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начала до конца. Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать на вопрос: что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?

Объект – то, что взято для изучения и исследования.

Предмет – отдельные стороны объекта, его особенности, которые будут исследоваться в ходе деятельности.

Гипотеза – это предположение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом.

В результате исследования гипотеза либо подтверждается, либо опровергается.

Гипотеза обычно формулируется, исходя из поставленной проблемы исследования, и начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если…, то…»

По итогу прохождения двух представленных мной этапов работы над проектом, должны быть в определённой последовательности продуманы и определены следующие понятия:

Актуальность

Проблема

Тема

Цель

Задачи

Объект

Предмет

Гипотеза

Практический блок

Так как сегодняшний педагогический совет построен в форме учебно-информационного проекта, соответственно его содержание также предполагает прохождение представленных в ходе моего выступления этапов, некоторые из которых уже определены. Людмила Викторовна обосновала актуальность, вы обозначили проблему, тема и задачи также определены. Осталось определить объект, предмет и гипотезу, что я и предлагаю вам сделать в ходе совместного обсуждения в группе.

Задание:

Исходя из темы педагогического совета и поставленной проблемы, определить:

объект исследования

предмет исследования

гипотеза



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие внедрение ФГОС»

Тема выступления: «Современный урок: каким его видят учителя и ученики»

Ответственный: Сарочка А.С.

Дата выступления: 3.11.2016

Ход выступления

Об уроке, как основной форме организации учебного процесса, написано множество книг, статей, диссертаций. Порой, достаточно противоречащих друг другу.

«Урок – противоречие. Только в споре рождается истина» Демокрит

«Необходимо изгнать из урока серьёзность, навевающую бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»   Ш.А. Амонашвили

«Урок есть открытие научной истины и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика»  Н.Г. Чернышевский

«Не спорить, а убеждать, показывать, применять, учиться на ошибках и изменяться через труд. Вот тогда урок принесёт плоды»  К.А. Гельвеций

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не осуществлялись реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и базируется современная школа.

Рассматривая современный урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника,  мы часто задаем себе вопросы: что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок,  должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?

Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

Вот мы и решили провести небольшое исследование среди учителей и учеников нашей школы о том, каким они видят современный урок. Своё мнение по данному вопросу высказал 1 учитель из каждой параллели (это 11 учителей) и соответственно 11 учеников старших классов. Надо отметить, что ученики более ответственно и вдумчиво отнеслись к выполнению задания.

Итак, в первом вопросе анкеты необходимо было проранжировать по степени важности критерии, делающие урок современным.

Критерии

Учитель

Ученик

Новые методы и формы организации

4

3

Индивидуальный подход

9

4

Исследовательская самостоятельная работа

8

5

Комфортная психологическая обстановка

3

1

Открытие и познание

        6

2

Современные технические средства обучения

7

8

Дисциплина

2

9

Здоровьесбережение

5

7

Благоприятное сотрудничество учителя и ученика

1

6

Во втором вопросе необходимо было определить наличие этих критериев непосредственно на уроках. И вот какая картина получилась.

Критерии

Учитель

Ученик

Новые методы и формы организации

91%

27%

Индивидуальный подход

100%

9%

Исследовательская самостоятельная работа

81%

46%

Комфортная психологическая обстановка

91%

27%

Открытие и познание

     91%

55%

Современные технические средства обучения

64%

46%

Дисциплина

100%

64%

Здоровьесбережение

81%

46%

Благоприятное сотрудничество учителя и ученика

100%

73%

Третий вопрос звучал следующим образом: что, по вашему мнению, могут сделать участники образовательного процесса для того, чтобы урок был современным и качественным?

Ученики ответили следующим образом.

Учитель

Ученик

Поменяться местами с учеником

Соблюдать спокойствие, несмотря ни на что, не конфликтовать

Располагать учеников к себе

Давать шанс исправиться

Не топить двойками

Быть харизматичным

Не вышвыривать из кабинета

Сделать урок интересным

Связывать уроки с жизнью

Быть внимательным к индивидуальным особенностям ученика

Задавать д/з с расчетом на то, что есть ещё и другие предметы

Делать так, чтобы ученик сам приходил к результату

Можно подготовить урок вместе с учениками

Чтобы учитель был в теме

Быть квалифицированным специалистом

Быть человеком прежде всего

Объективно выставлять оценки

Помогать и понимать ученика

Вести диалог с учителем

Быть активным участником 27%

Соблюдать дисциплину и Устав школы 64%

Беспрекословно выполнять требования учителя

Быть уважительным

Креативный подход к обучению

Заниматься самообразованием

Помогать учителю

Выполнять д/з

Учителя на этот вопрос ответили так.

Учитель

Ученик

Применять новые формы организации УВП

Повысить технологичность урока

Наладить сотрудничество

Личностно-ориентированное обучение

Обладать высоким интеллектом

Хорошо знать учебную программу

Формировать у учеников чувство уверенности

Повышать уровень самообразования

Увеличить долю самостоятельной работы

Ориентация на практику

Творческий подход к разработке уроков

Быть терпимее к детям

Системно-деятельностный подход

Творческая дисциплина

Идти в ногу со временем

Собственный пример

Использовать современные ТСО, педтехнологии

Мотивация 70%

Учиться не ради оценки, а ради знаний

Расширять кругозор

Быть активным участником

Быть дисциплинированным

Владеть общеучебными универсальными навыками обучения

Уметь работать с различными источниками информации

Сотрудничать с учителем

Готовиться к урокам

Уметь проектировать деятельность

Самостоятельность, ответственность, дисциплина

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И как бы ни говорили, что учитель и ученик – главные действующие лица, всё-таки учитель – капитан, главный штурман, проводящий через все рифы, он был и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это не облегчает, а усложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, разные и порой непредсказуемые ученики. И, конечно, учителю полезно и необходимо интересоваться их мнением, их склонностями, их претензиями, их успехами. Потому что именно от этого зависит благоприятное сотрудничество учителя и ученика, что, по сути и делает урок современным.

«Современный урок – урок, на котором учитель знает и видит ученика. И это знание позволяет ему умело использовать все возможности для развития личности ученика и вместе с ним  формировать её основу. Урок – это сотрудничество: труд учителя по активизации труда ученика».       Ю.А. Конаржевский



Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Социальное проектирование в практике работе школы как фактор социализации обучающихся»

Цель: Внедрение метода социального проектирования в воспитательный процесс школы.

Эпиграф: 
«Три качества необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова:  обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств».

Николай Григорьевич Чернышевский

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово ведущего педсовет.
  2. Выступление-презентация «Суть социального проектирования»

Сарочка А.С.

  1. Презентация опыта работы: «Алгоритм создания социального проекта»

Сивочалова Е.И.

  1. Практическая часть «Разработка социального проекта»

      Лябихова Н.Н. Баранова М.Н.

  1. Выработка решения педсовета.

Проект решения:

  1. Педагогическому коллективу принять к использованию в практике полученную информацию о технологии социального проектирования в воспитательной деятельности.
  2. Инициативной группе разработать программу внедрения метода социального проектирования в практику воспитательной работы школы.
  3. Рекомендовать классным руководителям систематизировать методический материал, направленный на социализацию обучающихся посредством использования технологии социального проектирования.

Ход педагогического совета

  1. Вступительное слово ведущего педсовет.

ХХI век можно называть по-разному: веком информационных технологий, веком мира и ненасилия (как это объявила ООН), веком экономической глобализации и т.д. Но какие бы названия ему не давали, одно остается неизменным – старшее поколение по-прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь.

Но на пути данного процесса всегда возникает глобальное противоречие: между увлечением словесными формами и методами воздействия на ребёнка, которые не дают серьёзного воспитательного эффекта; излишним порой администрированием воспитательного процесса и необходимостью формирования  образа современного выпускника с воспитанием у него ключевых компетенций, в основе которых лежит наличие инициативности, самостоятельности, способности ориентироваться в быстро меняющемся мире.

 Исследовательская и проектная деятельность, являющаяся инновационной образовательной технологией, в данном случае выступает как фактор развития личности в современном социуме и полностью отвечает предъявляемым к современному воспитанию, требованиям.

  1. Выступление-презентация «Суть социального проектирования»

Что же такое социальное проектирование? В чём его суть?

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперёд; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния, результатом которого является практически обоснованное определение вариантов.

Социальное проектирование с этой точки зрения рассматривается как особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального продукта, имеющего для участников проекта практическое значение.

Технология социального проектирования зародилась во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывалась на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Созданный им «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Технология социального проектирования имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. Книгой А.П. Гайдара зачитывались, его героям подражали, умные взрослые стимулировали тимуровское движение, так как видели в нем реальную пользу для становления самостоятельной и ответственной личности. А у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации.

В образовательном аспекте социальное проектирование – технология социального воспитания, главный педагогический смысл которой заключается в создании условий для социальных проб личности.  Именно социальное проектирование позволяет ребенку решать основные задачи возраста: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием надо понимать деятельность:

- социально значимую, имеющую социальный эффект;                                                                                                                     - результатом, которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;                                                                                                                                         - задуманную, продуманную и осуществленную подростком;                                                                                            - в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом;                                                                                                                                                 - через которую формируются социальные навыки подростка.

По сути, социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

•  социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

•  социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

•  социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

•  социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки,
внешний вид и обустройство стадиона и т. п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

В чем же положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии?

Во-первых, социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка. Какой бы полезной и социально значимой деятельность не являлась, какие бы слова и лозунги по поводу этого не звучали, но если проект реализуется по приказу других людей, по требованию сверху, то такая деятельность теряет в глазах участвующего в ней ребенка главное – прелесть самостоятельного выбора.

Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города и т.д. Вероятнее всего, именно эта мысль – «я могу это сделать сам и не только для себя» - больше всего и воодушевляет подростков. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников.

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки.

В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. Члены проектных групп имеют возможность попрактиковаться в нескольких разнообразных видах деятельности. В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением.

Типология проектов достаточно многообразна и разнообразна.

«Здесь оживают лики поколений»

Задача проекта:

- современными художественными средствами представить историю своей земли, посредством организации выставок и театрализованного представления.

«Здоровым быть здорово»

Цель: Создание условий для формирования у детей и подростков мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни.

«Красота и доброта своими руками»

Цель: Создание социально-педагогической системы, направленной на развитие творческой личности воспитанника средствами декоративно-прикладного творчества.

«В кругу друзей» Цель проекта - создание оптимальных условий для формирования коммуникативных навыков у воспитанников МСОУ СКОШ № 16 с последующей социализацией в современном обществе.

«Живая профессия»

Цель проекта: способствовать профессиональной ориентации школьников.

«Руки, творящие добро»

развитие взаимопомощи, сочувствия и сострадания ко всем живым существам, оказавшимся в трудных ситуациях

Технология  проектирования как педагогическая технология, содержит определённые этапы и состоит из определённых стадий. Презентацию опыта работы над проектом в соответствии с этими стадиями представит Сивочалова Е.И.

  1. Презентация опыта работы: «Алгоритм создания социального проекта»
  2.         Практическая часть «Разработка социального проекта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...