Тема: Развитие навыков самостоятельной работы студентов
методическая разработка

Новикова Татьяна Ивановна

Доклад на заседании педагогического  совета колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»

Доклад

На заседании педагогического совета колледжа.

Тема:  «Развитие навыков самостоятельной работы студентов»

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №____ от ________ 2015 г.

Председатель _____________ Т.И. Новикова

Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль показана в нормативных документах правительства и Министерства образования РФ. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию, которая предполагает не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организацию процесса обучения на деятельностной основе, которая обеспечивает формирование у студента  опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями.

Самостоятельная работа определяется как:

«Планируемая в рамках учебного плана ОУ деятельность обучающихся по освоению содержания ОК и ПК, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия»

Главной целью организации СР студентов  является формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Знание видов классификации самостоятельной работы позволяют преподавателю более эффективно сконструировать или подобрать задания для самостоятельной работы в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

Виды самостоятельной работы по времени и месту по времени и месту

Аудиторная: выполняется на учебных занятиях по заданию преподавателя  и под его непосредственным руководством.

  • Лабораторно – практические задания
  • Контрольные, проверочные задания
  • работа с учебной и дополнительной литературой
  • Зачеты и экзамены

Внеаудиторная: выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия

  • выполнение домашних заданий
  • выполнение творческих работ
  • выполнение курсовых работ
  • выполнение дипломных работ
  • подготовка к зачётам и экзаменам
  • подготовка к деловым играм
  • подготовка к викторинам, КВН и др.

Виды СР по дидактическим целям

самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями, овладению умением самостоятельно приобретать знания:

  • чтение текста
  • составление плана текста
  • конспектирование
  • выписка из текста
  • графическое изображение структуры текста
  • ознакомление с нормативными документами
  • работа со словарями и справочниками

самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации полученных знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей и т. д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и др.); подготовка сообщений, докладов, рефератов, составление библиографии, тематических кроссвордов; составление тематического портфолио; составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; анализ современного опыта в профессиональной сфере и др.);

самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций): решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделиование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ(проектов); разработка проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам; проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и др.

Продукты самостоятельной деятельности студента

  • доклады
  • сообщения
  • рефераты, рецензии
  • конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно
  • выполненные письменно
  • контрольные работы
  • тексты  проектов контрольной,
  • курсовой работ
  • отчеты о прохождении практики
  • самостоятельно составленные
  • тесты
  • Решённые задачи
  • решения ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам
  • изделия или продукт творческой деятельности

Формы учета результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

  • оценки в балльной или рейтинговой системе выставляемые по соответствующим темам
  • различные формы поощрительных документов (грамоты, дипломы)
  • материальные формы 9премии, подарки, именные стипендии)

Для того,  чтобы самостоятельная работа студентов была более продуктивна, преподавателю необходимо  разработать средства обеспечения СР.

Наиболее важным является методическое сопровождение СР студентов.

Из опыта работы

1 курс  развитие навыков сам. Работы начинается с  элементарных навыков конспектирования     темы за преподавателем, затем конспектирование  темы для самостоятельного изучения. Обязательна проверка конспекта и оценка  работы преподавателем

На первом курсе из 100 часов  уч. плана по дисциплине Информатика 82 часа- практические работы, которые в основе своей представляют алгоритм действий по выполнению задания, но обязательно и выполнение контрольной части пр.раб, которая подразумевает самостоятельное  выполнения задания, которое немного отличается от основного.

Самостоятельная  работа на 1 курсе по дисциплине «Информатика»

Аудиторная

1. Краткий конспект текста

2. Лабораторно практическая работа

( выполнение задания по  алгоритму, контрольное задание)

3. Проверочная работы по темам (6-10 вариантов)

4. Тестирование

5. Зачетная  итоговая работа

Внеаудиторная

1.Краткий конспект текста

2. План текста

4. Доклады по темам

5. Запись  алгоритмов решения задач в виде блок-схем и на языке программирования.

7. Создание проектов  «Моя будущая профессия»,, «Лес наше богатство», «Красная книга МО», «Их именами названы улицы Коломны»

8. Подготовка к  проведению КВН, викторин, конкурсов («Что,Где,Когда», «Своя игра», «Мы и информатика»)

9. Участие в олимпиадах

Самостоятельная  работа на 2 курсе по дисциплине

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Аудиторная

  1. Практические работы
  2. Составление конспекта теоретического материала темы на уроке
  3. Составление плана теоретического материала урока
  4. Тестирование
  5. Проверочные работы по темам
  6. Деловая игра (заполнение договоров страхования)
  7. Решение ситуационных задач

Внеаудиторная

  1. Доклады, сообщения
  2. Презентации по специальности
  3. Решение профессиональных задач средствами MS Excel
  4. Разработка баз данных
  5. Разработка ситуационных задач
  6. Изучение возможностей специализированного программного обеспечения
  7. Подготовка чертежей для реализации его в  граф. Редакторе AutoCAD

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью (формой) учебно-воспитательного процесса. В действительности самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Работа учителя по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы по выполнению тестов в рамках подготовки к ЕГЭ и самостоятельного анализа ошибок.

В этой презентации говорится о том, что самостоятельная работа учеников при подготовке к ЕГЭ даёт положительные результаты. Для этого рассматривается урок, на котором ребята вспоминают материал, прора...

Отчет по самообразованию учителя математики по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ»

Отчет по  саообразованию учителя математики по теме " Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ"...

Методический доклад на тему: «Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся музыкального отделения ДШИ»

Методический доклад на тему:«Развитие навыков самостоятельной работы у учащихсямузыкального отделения ДШИ» Чем больше занимаешься с детьми, тем больше понимаешь, какое огромное значен...

Анкета для студентов по определению уровня развития навыков самостоятельной работы студентов.

Анкета может быть использована для мониторингаучебной деятельности студентов...