Классные часы
материал

Платонова Оксана Георгиевна

Данные классные часы познакомят учащихся с особенностями подросткового возраста,

дадут возможность для развития самопознания, научат учащихся правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_podrostok.docx26.77 КБ
Файл konflikt_ili_vzaimodeystvie.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я – подросток».

Цель:

Образовательная: познакомить с особенностями подросткового возраста

Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к другим людям

Развивающая: дать возможность для развития самопознания учащихся

Задачи:

Развитие рефлексивной позиции учащихся, направленных на осознание своих индивидуальных черт, понимание своих проблем.

Построение межличностных отношений.

I. Начало мероприятия

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть.

Для начала предлагаю вам небольшую разминку.

Упражнение «Встают те, кто…»:

Учитель предлагает в качестве разминки поднимите руку те, кто:

- любит читать;

- любит мороженое;

- кому нравятся уроки математики;

- любит заниматься спортом;

- кто хочет стать космонавтом;

- считает себя подростком.

(На последнее предложение  все ребята поднимают руку).

- Я вижу, все вы уникальные с разными интересами и увлечениями, а сейчас каждый из вас поднял руку, значит, все вы считаете себя подростками, а знаете ли вы кто такие подростки? (Ребята отвечают все на этот вопрос).

2.Подросток - юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. То есть, подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Подростковый возраст от 12 до 17 лет (Малец, парнишка, отрок, юнга, мальчик, тинейджер). Подросток - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности. И на сегодняшний день в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. Почему? Как вы думаете?

Ответы ребят.

Отрочество это - беспокойство: "Вдруг я не такой, как все? И ужас: вдруг я такой, как все?" Е.Винокур

Древнерусское слово "отрок" обозначало и дитя, и подростка, и юношу. "Отрок" буквально означает "не имеющий права говорить" (от слов "от" и "реку"). В словаре Даля подросток определяется как "дитя на подросте", около 14-15 лет.

3. Некоторые считают, что подростковый возраст - это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период в жизни каждого человека. Давайте все же разберемся в этом.

Как вы считаете?  Есть ли у вас проблемы? Какие? Какие вообще в подростковом возрасте могут быть проблемы? Почему они возникают?

(Одни проблемы заключаются в самом подростке, проблемы со стороны окружающих)

Попытаемся выявить отличительные черты подростков от других возрастных групп людей и круг проблем, волнующих сегодняшних подростков. Предлагаю написать все положительные стороны подросткового возраста, а все отрицательные.

4. Защита своих работ.

Предполагаемый результат:

непонимание со стороны взрослых                      лень

  отсутствие денег                                              здоровье                                                                                                                          

проблемы в школе                                           субкультуры

                                               проблемы в семье        вредные привычки          

отсутствие свободы                                           хобби

Отриц.стороны существуют и их не мало.

 кто может снять это проблемы? как?

Легко тому, кто умеет решать эти проблемы

5.А теперь давайте попробуем решить проблемы, которые мы с вами определили.

Еще один ватман и на нем: «Решение проблем»

(каждый называет, выходит и записывает на ватмане)

Возможно ли решить эти проблемы самостоятельно или все же нужна помощь взрослых? Родителей, учителей, старших наставников?

Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избежать этих проблем?

Ватманы (работы групп) будут располагаться на доске следующим образом:

Давайте составим схему гармоничных отношений

Подросток +  взрослый   ?  дружба.

Таким образом, можете ли вы обходиться без помощи взрослых? Вам во всем нужна их поддержка: советы, рекомендации, напутствия и т.д.

Дома – родители, в школе – учителя, директор.

Не случайно вы учитесь в нашей школе, где есть свои правила, распорядок, устав,  форма и т.д. И хотя иногда вы обижаетесь, что взрослые вас ругают, делают замечания, но в будущем вы поймете, что все это не зря. И именно в вашем возрасте решается, пойдете вы по верной дороге в будущем или же свернете с пути.

Таким образом, чтобы было меньше проблем, нужно измениться самому, принимать людей такими, какие они есть, придерживаться поговорке: «относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе», быть терпеливым, просить совета у старших и  т.д.

6.Вильгельм  Швебель однажды сказал : «Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы» 

Как вы понимаете эти слова?

Ученики делают вывод, что без ошибок не обойтись, но, чтобы они не имели опасные последствия, их надо обсуждать, анализировать и стараться не допускать в другой раз.

Легко ли быть молодым?! Молодость - пора ошибок, проб, больших трудностей, преодолевая которые человек формирует свой характер. Не надо бояться ошибаться, ибо исправляя ошибки, преодолевая трудности, человек набирается опыта, учится делать правильный выбор.

Когда страшны ошибки молодости? (когда их не видишь)

Правила:

видеть свои ошибки (проблемы)

Слушать и слышать

Давать им правильную оценку, т.е. признавать

Иметь волю преодолевать недостатки

7. Игра "Ручеёк"

В наше совсем не простое время люди не хотят видеть хорошее в человеке, стараются замечать только плохое. Мы сейчас с вами побываем в ручейке похвалы и комплимента.

Необходимо положить руку на плечо, того, кто будет в ручейке, и сказать, что-то приятное или похвалить человека, за какое-то дело, за какой-то поступок.

Важно. Чтобы учитель встал в этот ручеек.

Прошу пройти всех на свои места.

8. Я вам предлагаю сделать тест "Хороший ли вы сын или дочь?"

"Да" - плюс

"Нет" - минус

1.Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2.Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка овощей, :), а вас отправляют на улицу или в кино, чтоб не крутился под ногами?

3.Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

4.Свои нужды (купить коньки, джинсы, мяч) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима матери, отцу, и когда они собираются её приобрести?

5.Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую-нибудь работу "от себя", по своей инициативе?

6.Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем-либо вкусненьким?

7.У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-то делом, чтобы не мешать взрослым?

Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие услуги?

Обработка: если на вопросы 1, 3 4, 5, 6 - вы ответили плюс, то вами просто можно гордиться.

А от плохих детей дом нужно уберечь, как от огня. Почему? А как вы думаете, у хороших родителей могут вырасти плохие дети? Почему?

Ответы ребят

9. У нас с вами две руки.

Подумайте и представьте на каждой ладошке по одному животному.

На левой - это вы на самом деле, на правой - хотите казаться таким для окружающих.

Так что выводы делайте сами.

10. Вам сейчас предстоит написать памятки для родителей, учителей, взрослых, сверстников, младших по возрасту. На тему: " Как жить подростку с :."

Ребята пишут и зачитывают.

11. Визуализация "Я - капитан" на фоне релаксационной музыки.

Представьте себе. Что вы стоите на корабле. Вы капитан этого судна. Вы медленно поднимаетесь на капитанский мостик и смотрите вдаль. Там за горизонтом новые земли. Теплый ветерок треплет ваши волосы, нежно щекочет ваши щеки. Вы берёте штурвал в свои руки и начинаете плавание. Только вам известно, в какую гавань вы сможете зайти и какие штормы ждут вас на пути. Но вы не боитесь проблем, вы все сможете преодолеть, ведь вы - капитан. Капитан своей судьбы.

Откройте глаза. Повторите слова - я - капитан.

12. Заключительный этап:

Прошу всех встать в круг. Я вам сейчас передам клубок ниток, вы, передавая его другому, должны продолжить фраз: "Сегодня я ::." при этом фразы, которые вы услышали, повторять нельзя!

Посмотрите, как бы мы не передавали клубок, он всё равно где-нибудь запутается, А это значит, что без проблем жить не интересно, и невозможно. Желаю вам всего доброго!



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Конфликт или взаимодействие?».

Цель: развивать умение учащихся понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
  • Сформировать навыки выхода из конфликтных ситуаций.

Форма проведения:

Занятие проводится в форме классного часа с элементами обыгрывания ситуаций и обсуждения с учащимися той или иной ситуации, в которой они могут оказаться.

Возраст учащихся:

Занятие рассчитано на учащихся 7-8-х классов

1. Вступительное слово. 

(Слайд 1) Общение важно для любого человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте представим, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь эти друзья усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения.

Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликт). 

( Слайд 2) Тема нашего классного часа: «Конфликты и способы их разрешения». Разговор пойдёт о причинах конфликтов и путях выхода из конфликтных ситуаций. Сейчас я предлагаю Вам следующее: поднимите руку те, кто никогда в своей жизни не попадал в конфликтную ситуацию?

А что такое конфликт? (ответы детей)

2. (Слайд 3) В большом энциклопедическом словаре даётся следующее толкование понятию «конфликт»: (от латинского conflictus) -  столкновение сторон, мнений, сил.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (ответы детей)

(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды).

Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение? (гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы).

Давайте поработаем с понятием «конфликт». Ребята, а если бы конфликт был мебелью, посудой, одеждой. Если бы имел вкус и запах? (ответы детей)

Не очень то приятная картина правда?

Психолог: А сейчас я прочту вам Стихотворение «Два козла»

(Слайд 4) Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

В стихотворении описан конфликт между козлами.

- С чего начался конфликт?

- Что не смогли сделать животные? В чём причина конфликта? (неумение понять друг друга, договориться).

Давайте рассмотрим конфликтные ситуации, которые иногда происходят между детьми.

(Слайд 5) Диалог двух друзей:        

- Кирилл, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Ваня.

- Что ты наделал?! Она же совсем новая! Ты мне больше не друг! – закричал Ваня и убежал. А Кирилл   даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

- По какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (неумение слушать).

(Слайд 6) На соревнованиях ребята проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Почему возник конфликт? (несдержанность)

        Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, неуважение к другим, неумение общаться.

Психолог:  (Слайд 7) Когда возникают конфликты? Конфликты возникают при наличии трех основных условий:

- присутствие двух или более людей;

- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.

Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды. Напомню, что ссора отличается от конфликта тем, что она менее эмоциональна. И поэтому следует отличать ссору от конфликта.

Психолог: Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. В основном выделяют три стадии конфликта:

(Слайд 8) - предконфликтная;

- собственно конфликт;

- разрешение конфликта.

Психолог: (Слайд 9) Существует несколько видов конфликтов.

  • Межличностный – это ситуация, когда в противоречия вступают личности, то есть когда мотивы, цели этих людей не совпадают.
  • Внутриличностный – он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов и ценностей одного и того же человека, т.е. конфликт с самим собой.
  • Деловой – конфликт, возникающий в сфере деловых отношений и не затрагивающий собственно личности участников.
  • Явный (открытый) – начинается с открытой дискуссии, вызванной разногласиями.
  • Скрытый – характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.
  • Сглаженный – чаще касается не самых важных для участников проблем, они легко могут уступить друг другу, хотя чувство неудовлетворения присутствует.
  • Острый – приобретает характер «театра военных действий». Конфликт разворачивается на глазах третьих лиц, втягивая их в свою орбиту. Участники «переходят на личности», стремятся скомпрометировать друг друга. (Втягивают одноклассников, родителей, учителей, администрацию школы. Чем больше людей включаются в конфликтную ситуацию, тем сложнее ее разрешить).

Психолог: (Слайд 10) Существует несколько стратегий выхода из конфликта.

  • Конкуренция – участники упорно отстаивают свою точку зрения, ни в чем не уступая сопернику. Постоянная приверженность такой тактики может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
  • Избегание – участники делают вид, что никаких разногласий  нет. Такая тактика требует очень большого терпения.
  • Сотрудничество – соперники смотрят друг на друга как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаются разобраться в разных точках зрения, понять друг друга, найти решение, устраивающее обеих сторон.
  • Приспособление – одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву.
  • Компромисс – обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются частично, а не полностью.

Психолог: Как вы считаете, какой самый лучший из этих способов решения конфликтных ситуаций? (сотрудничество).

(Слайд 11) Для того, чтобы разрешить любую конфликтную ситуацию:

  • Признать существование конфликта (говорить здесь и сейчас, а не вспоминать, что было 3 года назад).  
  • Признать необходимость проведения переговоров.
  • Заранее определить круг вопросов, составляющих предмет конфликта;
  • Постараться посмотреть на предмет конфликта неэмоционально.
  • Открытое общение – это основное условие разрешения конфликтной ситуации. Старайтесь выслушать противоположную сторону. Необходимо помнить, что все мы разные, у нас разные мысли, разное восприятие и именно это вызвало конфликт.
  • Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

(Слайд 12)

  • Не грубите и не сквернословьте.
  • Не говорите о других людях плохо и неуважительно.
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям.
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то.
  • Проявляйте благородство  даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять.
  • Помните: чем меньше людей будут включены в конфликт, тем легче его будет разрешить. Чем больше людей включаются в конфликтную ситуацию, тем глубже мы его загоняем.

Учитель. Ребята, а может ли быть абсолютно бесконфликтный класс?

Ребята, необходимо помнить, что изжить конфликты в школе невозможно, ваш класс это одна большая семья, члены которой связаны друг с другом невидимыми нитями (нитями дружбы, добра, уважения, любви, взаимопонимания, милосердия). Эти нити можно перечислять бесконечно. Иногда эти нити могут натягиваться, иногда рваться, иногда находиться в равновесии. Для того, чтобы эти нити не рвались вам необходимо быть мудрее в решении различных проблем, важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности. Не доводить отношения до серьезных конфликтов.

(Игры)

Начните свой день с улыбки.

При встрече с кем-либо всегда улыбайтесь.

Пытайтесь по достоинству оценивать положительные стороны своих одноклассников.

Постарайтесь понять точку зрения другого человека.

Будьте внимательнее к одноклассникам.

Относитесь внимательно к мыслям и желаниям других.

Уважайте чувства других людей.

Посмотрите на других, в Вас так много общего.

Не сердитесь, улыбнитесь!

Оставайтесь спокойными.

В споре умейте выслушать собеседника до конца.

Взгляните на своего обидчика — может, ему просто нужна Ваша помощь.

Всегда внимательно выслушивайте своего собеседника.

Не критикуйте других людей.

Любую проблему можно решить.

Раскройте своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

Будьте добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...