Главные вкладки

    Программа по развитию творческих способностей."Цвети Земля" для учашихся 8-9 классов
    материал (8 класс)

    Курчавая Галина Владимировна

    Программа по развитию творческих  способностей."Цвети Земля" для учашихся  8-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx672.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск

    Программа факультатива по развитию творческих способностей по природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!»

                                                                                 Подготовила и составила

    Учитель биологии,

                                                       Курчавая Г.В.

    Актуальность  

        В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе в коррекционной школе. Однако нельзя забывать, что обучающиеся с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей своего развития не могут  самостоятельно приобретать знания и умения. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии , я считаю внеурочную деятельность, которая призвана обогатить и расширить конкретно-чувственный опыт воспитанников специальной (коррекционной) школы, развивает  творческую активность, систематизирует и расширяет понятия у обучающихся  о предметах и явлениях природы, формирует бережное отношение к богатствам природы и навыки правильного поведения в природе. 

    Программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!» для воспитанников 5-6 классов  рассчитана на 2 учебных года . Программа  по развитию способностей обучающихся «Цвети, Земля!»» построена так,  что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя их и углубляя

          Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

          Задачи:

    - углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

    - формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

    - воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся  сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

               Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

    На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, КВН, проекты, презентации, выставки, конкурсы и др.

    При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается воспитанниками  и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

    Основные направления и содержание деятельности.

         Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

    Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности обучающихся , выявляют их интересы.

    Если на 1 году обучения воспитанники  изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:

    1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.

    2. Дурные пристрастия.

    3. Все для гурманов есть в природе.

    4. Жизнь лесных дебрей;

    5. Растения - гениальные инженеры природы.

    6. Все о национальных парках.

          Программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля»  большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а на втором году обучения - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого обучающие  получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

    В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.

    Учебная программа

    Тематический план первого года обучения

    Тема

    Дата

    1.

    Природа - наш общий дом

    2.

    Основные составляющие природы

    3.

    Мир полон хищников

    4.

    И на хищника управа есть

    5.

    Дружба в природе

    6.

    Тайны живой природы

    7.

    Воздух, значение его чистоты для живых организмов

    8.

    Царство почвы - уникальный мир природы

    9.

    Вода - чудо природы

    10

    Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

    11.

    Экология в нашем доме

    12.

    Экология человека

    13.

    Растения лечат людей

    Тематический план второго года обучения

    Тема

    Дата

    1.

    "Бомба замедленного действия" - вода. Еѐ гибель - наша гибель.

    2.

    "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использо

    3.

    "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться.

    4.

     Бомба замедленного действия" - химикаты "Яд - "приданое" цивилизации".

    5.

    Животные - наркотики - человек. Растения-убийцы.  

    6.

     Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона

    7.

    Кофе сердцу не помеха

    8.

    По великому чайному пути

    9.

    Лес - зеленое море

    10.

    Растения-путешественники.

    11.

    Как растение передают информацию

    12.

    Растения-биологические часы.

    Содержание программы

    Первый год обучения

    1. Природа - наш общий дом

    Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

    Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".

    2. Основные составляющие природы.

    Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

    Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

    3. Мир полон хищников

    Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

    Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

    1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

    2. Цикл питания.

    3. Цепь питания с участием человека.

    Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"

    4. И на хищника управа есть

    Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

    Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

    Как на вашем огороде защищаются сорняки?

    5. Дружба в природе

    Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и еѐ результаты.

    Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

    6. Тайны живой природы.

    Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

    Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.

    7. Воздух, значение его чистоты для живых организмов

    Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

    Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"

    8. Царство почвы - уникальный мир природы

    Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

    Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"

    Составь рассказ по экологическому рисунку.

    9. Вода - чудо природы

    Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

    Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

    10. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

    Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

    Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

    11. Экология в нашем доме

    Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

    12. Экология человека.

    Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

    Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

    13. Растения лечат людей

    История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

    Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

    Второй год обучения

    1. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.

    Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

    2. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

    Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

    3. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться

    Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

    4. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"

    Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

    5. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы

    Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

    6. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона

    Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.

    Урок феи Экологии. Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы

    7. Кофе сердцу не помеха

    Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.

    8. По великому чайному пути

    Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

    Урок феи Экологии. "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

    9. Растения - наш доктор Айболит

    Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

    10. Лес - зеленое море

    Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост".

    11. Растения-путешественники.

    Через реки, озѐра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.

    12. Как растения передают информацию

    Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.

    13. Paстения - биологические часы

    Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

                 

    Прогнозируемые результаты.

           Результатом работы программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!» являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение туристскими навыками.

     Программа  факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!»  придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, проведение  биологических праздников, викторин, КВН,  конкурсов,  экскурсий.

    Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся  являются:

    1 год обучения:

    - умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

    - умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

    - активное участие в коллективной познавательной деятельности.

    2 год обучения:

    - умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

    - умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

    - знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

    Формы оценки результативности

    Для оценки результативности программы «Цвети, Земля» применяются стартовые, текущий и итоговый контроль

    Стартовый контроль – проверка у обучающихся имеющихся знаний и умений в области биологии;

    Формы стартовой оценки: тестирование, беседа с обучающими в устной и письменной форме.

    Текущий контроль –оценивается качество усвоения материала  и для того, чтобы понять какие трудности встают перед обучающимися при изучении материала;

    Формы текущей оценки: текущее тестовые задания, собеседование, творческие задания.

    Итоговый контроль – может быть в различных формах: итоговые тестовые задания, выставки творческих работ, участие в конкурсах. Олимпиадах, праздниках и т. д

    Информационные ресурсы:

    1. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. - М.: издательство Московского университета, 1989.
    2. Кудрявцев Д.Б. Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М.: Просвещение, 1993.
    3. Родина В.А. Цветоводство в школе. - М.: Просвещение, 1974.
    4. Хесайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь, 1995.
    5. Хесайон Д.Г. Все о болезнях и вредителях растений. - М.: Кладезь-Букс, 2006.
    6. Цветкова М.В. Энциклопедия комнатного цветоводства. - Харьков: Книжный клуб, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год

    В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам...

    Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

    Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

    ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИЦЫ 8 КЛАССА

    В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный шко...

    ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА

    Цель программы:  Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...

    Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.

    Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....

    Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.

    Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченн...

    Индивидуальная программа психологического развития ребенка с ОВЗ 1 класс

    Индивидуальная программа развития познавательных процессов разработана с учетом особенностей ребенка с задержкой психического развития. Программа составленас опорой на резервные возможности ребенка: а...