Развитие читательских интересов у подростков (многообразие форм работы с книгой)
статья

Воспитание духовного мира школьника через книгу, пробуждение интереса к чтению с помощью различных игровых приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskih_interesov_u_podrostkov.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Гордина Анна Олеговна

учитель английского языка,

Развитие читательских интересов у подростков (многообразие форм работы с книгой)

Аннотация

Воспитание духовного мира школьника через книгу, пробуждение интереса к чтению с помощью различных игровых приемов.

Ключевые слова

Интерес к чтению, процесс обучения, игровые приемы

Ни для кого не секрет, что в России сегодня значительно снизился интерес к чтению, сократилось число активных читателей, выросло целое поколение – «дети нечитающие». Причиной тому, возможно, послужил глобальный скачок в развитии коммуникационных технологий, поток  которых в большинстве случаев практически заменил все время общения с книгой. Дети стали заметно ленивее в плане чтения, ведь интереснее «посидеть в интернете», чем заставить себя читать. Это же относится и к большинству взрослых, которые если читают, то только полезную информацию. Все реже становится традицией в современной семье проводить  вечер с книгой в руках, читая на ночь малышу.

Будущее нашей страны принадлежит нашим детям.  Какими они станут – честными, справедливыми, милосердными или корыстными, самолюбивыми, чёрствыми – зависит от нас, учителей, классных руководителей.  Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, мне кажется, одна из важнейших задач школы.

С. Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Этот диалог дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.

От того, какие книги читает подросток, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга и путь к чтению у каждого свой.

Я считаю, что важной задачей, стоящей перед классным руководителем, является воспитание у школьников любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых писал Маршак. Например, внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению в арсенале классного руководителя  есть разнообразные формы внеклассных занятий: занятие–диспут, занятие–спектакль, занятие–праздник, занятие–интервью, конференция, конкурсы, литературные встречи, перечислять можно до бесконечности. К сожалению, невозможно сегодня показать и рассказать о многочисленных и разнообразных формах работы с книгой.

Поэтому я бы хотела остановиться на некоторых игровых приемах, которые способствуют тому, что дети испытывают радость при общении с литературой "для внутреннего употребления ", как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский.

Благодаря игре «Что сначала, что потом», можно закрепить сюжет любого прочитанного произведения, этапы мероприятия (занятия), интересно строить работу над текстом, пересказывать. Например:

Чтобы вспомнить всё, что просил старик у золотой рыбки в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, воспользуемся этим приёмом (на магнитной доске иллюстрации к произведению + числа от 1 до 6). От школьников требуется по очереди назвать желания старухи — одно за другим, прикрепляя к ним соответствующие цифры в порядке исполнения желаний старухи (1 — новое корыто, 2 — новая изба, 3 — старуха-дворянка, 4 — старуха-царица, 5 — старуха-морская владычица (не исполненное желание старухи обговаривается с детьми), 6 — старуха и разбитое корыто.

«Дополни слово (фразу)» - ведущий называет часть слова или словосочетания и бросает мяч. Участник ловит мяч и дополняет (например, Иван-дурак). Используя эту методику, можно закреплять имена главных героев книги, названия изученных произведений, новые понятия, изученные слова и т. д.

 «Неоконченный рассказ» - учитель зачитывает начало рассказа, дети придумывают его продолжение.

«Заглавие к рассказу» - учитель зачитывает небольшой рассказ. Участники игры должны подобрать к нему как можно больше заглавий, отражающих содержание рассказа. Заглавия могут быть разнообразными, но отражающими суть текста.

Или вот такая игра: все вы знаете, что в произведениях А.С.Пушкина, великого русского поэта, встречаются слова, не всегда нам понятные. А может быть, для вас они не

представляют трудности?

Игра называется «Скажи иначе» - эта игра подразумевает замену основных, доступных, общепризнанных понятий по какому-либо вопросу иными.

1. ВИТИЯ это:

а) краснобай

б) военный сбор

в) острог

г) пророк

2. Краснобай

А) портной

Б) любитель красивых фраз

В) гриб

Г) птица

5. НАПЕРСНИК:

а) фуфайка

б) денщик

в) любимец (тот, кому доверяют сокровенные мысли и тайны)

г) посох

3. СЕРАЛЬ:

а) загон для скота

б) гарем

в) невольничий рынок

г) смерч

4. ЦЕЛОВАЛЬНИК:

а) брадобрей

б) продавец вина (в питейных домах, кабаках)

в) удила

г) евнух

6 БИВАК (также «бивуак»):

а) чан

б) мясное блюдо

в) привал

г) острый кинжал

Важно также отметить, что, заботясь о качестве обучения школьников–читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о семье, в которой ребенок растет. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать читательские умения, запросы учеников. Для родителей можно провести консультации на тему: “Книга в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволит выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Воспитать любовь к книге и чтению помогут родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка”, “Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося”, праздник “Папа, мама, я – читающая семья” и тд..

В заключении хотелось бы сказать, что роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». В книге ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только книга способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Развитие читательского интереса у младших школьников.

Проблема отсутствия читательского интереса особенно остро проявляется в настоящее время, когда книги заменили телевизор,компьютер.Уровень детского читательского интереса неуклонно падает. В обществе с...

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у ребенка

Как вернуть книгу в жизнь ребенка? Как раскрыть необходимость и пользу чтения? Как привлечь его внимание к книге? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в этой работе....

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...

Статья коллектива авторов: Богайцева М.В., Магир Т.В. Использование интерпретаций литературного произведения как средство развития интереса к чтению и форма работы с непрочитанным текстом на уроке

Среди особых проблем современной методики преподавания литературы стоит вопрос работы с непрочитанным текстом. К сожалению, все чаще учителя сталкиваются с ситуацией незнакомства учеников с изучаемым ...