Методика работы с неблагополучными семьями
материал

Оразбаева Наталья Владимировна

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped_sovet_metodika_raboty_2018_g.docx97.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Методика работы с неблагополучными семьями».

https://dn.gov.ua/storage/app/uploads/public/5bc/650/852/5bc65085272a2937093004.jpg

                                                                           Подготовила:

                                                                           социальный педагог Оразбаева Н.В.

2018 г.

        Методика работы социального педагога с неблагополучными семьями

В работе с семьей социальный педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Семьи относятся к неблагополучным, если не могут обеспечить безопасного, обеспечивающего постоянный уход за ребенком окружения. Такие семьи привыкли жить в ситуации кризиса и не имеют мотивации к изменениям в лучшую сторону.

Под неблагополучными семьями понимаются семьи, в которых наблюдаются социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих и т.д. Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

– не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации со специалистом;

– не способны говорить связно ни о себе, ни о других;

– подозрительны к людям, недоверчивы;

– обладают низким уровнем знаний и практических умений по воспитанию ребенка;

– несостоятельны в жизни и непрактичны;

– постоянно испытывают нужду в чем-либо;

– присутствует состояние озлобленности с проявлениями насилия, жестокости, агрессии, причинения физического вреда.

Неблагополучные семьи можно разделить на три группы:

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находящиеся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

– по количеству родителей (полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновитей);

– по количеству детей (многодетная, бездетная);

– по материальному благополучию (малообеспеченная, среднеобеспеченная. хорошо обеспеченная);

– по социальным проблемам (безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, алкогольная, дезадаптивная, педагогически несостоятельная и т.п.).

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Выявление семей, нуждающихся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше, чтобы ребенок не приобретал опыт асоциального поведения.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и др. В окружении ребенок часто сталкивается с непониманием окружающих и оказывается в изоляции.

Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:

– изучение обращений за помощью;

– обследование квартиры и условий проживания;

– выяснение общих проблем семьи, её особенностей;

– наблюдение за ответными реакциями родителей (молчат, рассказывают, ссорятся, агрессия, не доверяют и т.д.);

– знакомство с теми , кто уже помогает данной семье в настоящее время;

– влияние имевших место изъятий из семьи;

– изучение прошлого семьи;

– изучение особенностей личности членов семьи.

Приходя в дом, социальный педагог попадает во владения семьи, в её «крепость». Поэтому важно иметь разрешение для прихода в семью. Сотрудничество на дому позволяет членам семьи прямо или косвенно поделиться с профессионалом некоторыми подходами к воспитанию ребенка и отношением к нему.

Во время визита специалист задает однотипные вопросы всем членам семьи, позволяя им обмениваться информацией. Нужно избегать сосредоточения всех усилий на ком-то одном, а также давления на семью.

Первый визит дает возможность специалисту определить отношения между ним и её членами, а также то, насколько семья активна в решении своих проблем. Начальный этап работы с проблемной семьей включает не только собеседование, но и приглашение к сотрудничеству. В конце визита необходимо поделиться своими впечатлениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все можно изменить в лучшую сторону.

Принципы включения семьи в работу по решению проблем:

– координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями;

– контакт с семьей обязателен и является основой для изменения её жизни;

– приоритетным должно являться соблюдение интересов ребенка;

– защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, право знать своих родителей, право на совместное с ними проживание;

– отмечать положительные моменты в поведении и действиях членов семьи; выявлять положительные и отрицательные взаимоотношения семьи с друзьями и родственниками, укреплять положительные;

– избегать давления на членов семьи; подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его; при таком подходе члены семьи понимают, что социальный педагог уважает их усилия.

Часто социальному педагогу трудно оценить, есть ли какие-то результаты работы с семьей. Это можно определить по следующим показателям:

– уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.;

– восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу;

– уменьшились случаи употребления алкоголя;

– решены прочие, специфические для семьи проблемы;

– улучшены бытовые условия и др.

Работа социального педагога с малообеспеченными семьями включает:

– выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния, потребностей, специфики воспитания детей, внутрисемейных отношений;

– оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.д.;

– направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

– трудоустройство несовершеннолетних.

Работа социального педагога с безработными семьями включает:

– выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния, потребностей, проблем, внутрисемейных отношений, проектирование возможной помощи;

– оказание организационно-юридической помощи;

– помощь в получении различных видов материальной помощи;

– информационная и организационно-посредническая помощь;

– социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

Работа социального педагога с многодетными семьями включает:

– выявление и учет таких семей;

– изучение состояния, потребностей, проблем, внутрисемейных отношений, проектирование возможной помощи;

– предоставление информации о пособиях и социальных льгот;

Диагностика семьи – один из ведущих элементов деятельности социального педагога. Необходимо переходить от единичных процедур к социально-педагогическому мониторингу. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения, анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье. Принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность, оперативность.

Социальный педагог должен принимать во внимание все подсистемы семьи. Могут составляться «карта семьи», «паспорт семьи». В отличие от карты паспорт не предполагает регулярного обновления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы с неблагополучными семьями

Из опыта работы с неблагоолучными семьями социального педагога совместнос педагогическим коллективом и администрацией школы...

Организация работы с неблагополучными семьями

Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....

Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"

данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...

Методика работы с неблагополучной семьей

Предлагаю методику работы с неблагополучной семьей. Каждая семья в периоды своего существования проходит чкерез кризисы, которые касаются как семью в целом, так и отдельных её членов....

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....