Методика работы с неблагополучной семьей
методическая разработка на тему

Векшина Виктория

Предлагаю методику работы с неблагополучной семьей. Каждая семья в периоды своего существования проходит чкерез кризисы, которые касаются как семью в целом, так и отдельных её членов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_s_neblagopoluchnoy_semey.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЕСШ № 7

им. О.Н. Мамченкова

____________Е.А. Верижникова

«____»______________2015 года

МЕТОДИКА РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ,

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЕЛИЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»

ИМЕНИ О.Н. МАМЧЕНКОВА

В.С. ВЕКШИНОЙ

Г. ЕЛИЗОВО

2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Г. Елизово 2015 год

СЕМЬЯ «ГРУППЫ РИСКА».

Каждая семья в периоды своего существования проходит через кризисы, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных ее членов, например,

- беременность,

- помещение ребенка в дошкольное учреждение,

- первый класс школы,

- пора юности,

- самостоятельная жизнь детей,

- сексуальные взаимоотношения,

- свадьба,

- зрелый возраст,

- старость,

- смерть.

Все эти периоды жизни семьи являются для ее членов стрессовыми ситуациями. Они провоцируют реальные кризисы и вынуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, либо остановиться в своей эволюции из-за страха перемен.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания.

Пройдя   через   бесчисленные   переживания   утрат   и   травм,   члены   таких   семей накапливают слишком много боли, чтобы вновь подвергнуть себя риску ощущать утрату и опустошенность . Вместо  этого     они предпочитают  пребывать  в  состоянии ярости и  неприятия окружающего мира.

Состояние кризиса является для них нормой.

Вместо того, чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи «группы риска» учатся   защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость, опасность приносят им определенный комфорт, так как ничего нельзя сделать, поэтому можно пребывать в определенном состоянии.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в сферу их влияния вовлекаются работники школы, специалисты разных центров, социальной защиты и т.д.

Этот факт является сам по себе успокаивающим, поскольку говорит о подключении к ситуации, в которой оказалась неблагополучная семья, новых сил, осуществляющих контроль, что несколько облегчает состояние одиночества семьи.

Хронически кризисные семьи всячески пытаются найти такое положение, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют страх потери контроля, они вносят в жизнь людей, окружающих их насилие, пренебрежение, асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними. Для постороннего человека, вступающего в контакт с тяжелой неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи смена этих трагедий и длительное время их переживание может быть более комфортной, чем реальные перемены или противостояние трудностям жизни.

Семьи «группы риска» накопили массу проблем, которые не удается решить. Складывается такое впечатление, что семья переживает подобные трагедии из поколения в поколение в цикле непрекращающихся травм. Родитель, который был отправлен в юности в спец .учреждение, вдруг обнаруживает, что его детей отправляют в подобное учреждение приблизительно в том же возрасте.

Эти семьи отличаются по своему поведению следующим :

- не появляются в назначенное время, но иногда звонят;

- у них отсутствует понятие времени (день, неделя, месяц);

- приглашают друзей, знакомых на собеседование со специалистами;

- во время встречи со специалистами могут смотреть телевизор или слушать радио;

- в присутствии специалиста занимаются приготовлением пищи или выполнением домашней работы;

- запирают двери, опускают шторы, чтобы создать впечатление пустого дома;

- не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации, присутствии нужного члена семьи;

- неспособны говорить ни о себе, ни о других;

- постоянно меняют место жительства (возможна частая смена жительства именно из-за частого прихода специалиста);

- постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или близкими родственниками.

Характеристику   таких   семей   можно   дополнить

следующими   проявлениями:

- недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность,

- нетерпеливость постоянная нужда в чем-то, взволнованность,

- возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность,

- несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, 

- причинения физического вреда.

Поведение родителей в таких неблагополучных семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта друг с другими. Часто родители это люди, которые выбиты из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. Они похожи на детей, которых сильно обидели, и кажутся совершенно подавленными.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений и эмоциональной поддержки с их стороны. Отсутствие такой эмоциональной поддержки со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, психологический надрыв.

Отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость организма детей болезням, приводит к частому соматическому ослаблению их организма, его истощению и т.д.

К неблагополучным семьям относится и семья, которая утратила всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху. К проблемным, тяжелым семьям относятся криминогенные, полуразрушенные семьи.

Можно классифицировать неблагополучные семьи по трем группам:

- превентивные     семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

- семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;

- семьи, живущие за чертой бедности, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Выделена следующая классификация неблагополучных семей ;

по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная,

семья усыновителей;

по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

по материальному благополучию - малообеспеченная, средне обеспеченная, хорошо обеспеченная;

по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная,

криминогенная, лишенная родительских прав.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Поведение ребенка и его внешний вид говорят не только о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. В итоге ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и оказывается в еще большей изоляции. Он озлобляется, ожесточается, замыкается, становится агрессивным и т.д.

Возраст ребенка может быть разным, но проблемы детей приблизительно одинаковы. Степень их проявления оказывается также разной. Внимание специалиста должно быть сосредоточенно на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже учитывается, но не является главным.

ШАГИ   ПО   РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ   СЕМЬЕЙ.

Для понимания происходящих в семье процессов специалист должен учитывать отсутствие воспитания, отчаяние, переходящее из поколения в поколение. Члены семей, живущие в постоянном страхе подвергнуться оскорблению, насилию, смерти, разлуке, научились отказывать себе во всем, в нормальном общении, в досуге, чтобы скрыть свое беспокойство.

Первый шаг специалиста направлен на осознание существующих проблем, чтобы защитить и сохранить семью. Важно понять, почему семья не хочет никаких проблем в жизни. Обычно родителей в семьях «группы риска» обвиняют в том, что они не могут дать своим детям любовь, уход, воспитание. Специалист должен видеть не только то, что не дают родители, но и то , к чему они прикладывают свои усилия. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти: одно неверное движение - и она падает в пропасть. В любой момент семья может отказаться принять помощь: каждый неправильный шаг, поступок может закрыть перед специалистом дверь.

Второй шаг направлен на оказание помощи в своем окружении.   Мы знаем, что семьи «группы риска» имеют очень ограниченный круг общения; часто это сохранившие с ними отношения некоторые родственники, друзья, работники школы и других служб, оказывающим им поддержку и помощь. Необходимо рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него на членов семьи и родителей.

Третий шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям. Такие семьи озабочены страхами повторения того, что было с ними и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли работника, талисмана, козла отпущения. Однако в семье « группы риска» исполнители ролей из числа членов семьи, могут меняться мгновенно. Более того, отдельными членами семьи одна и та же роль может быть исполнена много раз в зависимости от глубины переживаемого стресса. В таких семьях находятся заброшенные дети, беспризорные, грязные, голодные, прячущиеся во время прихода специалиста. Из таких детей вырастают родители, забывающие кормить своих детей, поскольку сами пережили пренебрежение и голод. Роль «работника» в семьях «группы риска» чаще всего выполняют специалисты, которые приходят в семью для оказания помощи. Иногда с такой семьей работает до 10 человек, т.к. по мере возрастания опасности жестокого поведения и причинения вреда семье, специалисты подключаю! все новых и новых людей из разных служб и ведомств (врачи, милиция, педагоги, социальные работники и педагоги, соседи и т.д.).

Сами же члены семьи перекладывают тревогу и заботу друг о друге, о детях на специалистов из вне т.к. жить, без контроля со стороны они не могут, занимая пассивную позицию, предоставляя специалистам право самим находить выход из трудного положения в своей семье.

В конечном итоге это приводит к иждивенчеству, покорности судьбе, стремлению обвинить во всех своих бедах общество, маскируя при этом реальное положение дел в семье.

Как показывает практика, работающие с кризисными семьями, более глубоко переживают все, что происходит в такой семье, чем ее члены. Они прикладывают большие усилия , чтобы избавиться от чувства злости и научиться управлять своими страхами, которые охватывают их во время работы. Специалисты, невольно затянутые семьей на роль « работника» , не способны объективно оценить роль каждого члена семьи и себя в продолжающемся цикле кризисов. В таком случае самим специалистам нужна помощь со стороны, чтобы они могли отвлеченно рассмотреть все конфликты семей «группы риска».

При оказании помощи и поддержки неблагополучным семьям задача заключается в том, что специалистам, работающим с семьей, не надо брать на себя роль воспитателя вместо родителей, а наоборот, все внимание направлять на развитие навыков, которые есть у родителей, активизировать их возможности в воспитании своих детей.

Самым главным в работе специалиста является посещение семьи. Приходя в дом, специалист попадает во владения семьи, в ее «крепость». Поэтому важно иметь разрешение для вторжения или прихода в семью. Такой подход позволяет семье чувствовать себя под контролем и многим это нравится, и в то же время облегчает работу специалиста. Домашняя обстановка способствует установлению таких контактов, которые невозможны в официальных учреждениях. Сотрудничество на дому позволяет членам семьи прямо или косвенно поделиться со специалистом некоторыми подходами к воспитанию ребенка, отношением к ребенку, не выдавая при этом семейных секретов, (Безопасность семьи и ее существование зависят от наличия жилья. Никакая терапия не поможет бездомным.)

Таким образом, начальный этап работы с проблемной, неблагополучной семьей включает не только собеседование , но и предложение к сотрудничеству с членами семьи. В конце визита необходимо поделиться своими ощущениями , оценить трудности, выразить надежду на то, что все может перемениться к лучшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы с неблагополучными семьями

Из опыта работы с неблагоолучными семьями социального педагога совместнос педагогическим коллективом и администрацией школы...

Организация работы с неблагополучными семьями

Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....

Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"

данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

Методика работы с неблагополучными семьями

Доклад на педагогическом совете...