Рабочая программа телестудии "ТВ -15"
рабочая программа

Баяндина Алла Викторовна

Сегодня детская телевизионная  журналистика имеет хорошие возможности в системе дополнительного образования. Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена только общими усилиями большого творческого коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_telestudii_tv_-15.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Уже трудно представить нашу жизнь без такого явления, как Интернет, телевидение. Технический прогресс в области теле- и видео аппаратуры достиг такого уровня, что практически в каждом доме есть видеомагнитофон, и почти у трети семей – видеокамера.  Владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни. Молодое поколение осваивает новые информационные технологии оперативно и с большим интересом.

Техническая база, необходимая для организации собственного телевизионного производства, сегодня стала вполне доступной. В её основе – цифровые видеокамеры и компьютеры, которые постепенно перестают быть экзотикой и становятся предметами быта.

Программа имеет научно – техническое направление.

Актуальность программы. Сегодня детская телевизионная  журналистика имеет хорошие возможности в системе дополнительного образования. Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи.

Эти особенности позволяют рассматривать современное детское телевидение не только как средство развитие детских талантов или способ подготовки будущих тележурналистов. Детская тележурналистика может выступать как современное направление коллективной социально значимой деятельности детского коллектива, направленной на продвижение ценностей демократии, гуманизма, прав человека. Детское телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный и социальный опыт.

Новизна программы является её практико-ориентированный характер.  Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – выпуском регулярной телепередачи для школьного телеэфира. Освоение каждого раздела программы сопровождается подготовкой и выпуском учащимися информационно - новостных сюжетов,  а также накоплением материалов к общему групповому проекту: «Телевизионная передача «Школьная жизнь».

Практическая работа, которую выполняют школьники, заключается в  съёмках телесюжетов, создании сценария, записях закадрового текста, видеомонтажах и т.д. Работа носит коллективный характер. Очевидно, что качество конечного продукта зависит от слаженной работы всей группы: журналиста, оператора, монтажера.  Поэтому важную роль в процессе обучения занимает воспитание культуры поведения и общения в коллективе. С этой цель в программе предусмотрены специальные  тренинги, упражнения, совместные занятия всей группы.

Поскольку работа над сюжетами имеет четкие сроки, то это накладывает на весь коллектив и каждого ребенка ответственность за выполнение своей части общего дела. Таким образом, программа предоставляет большие возможности для решения воспитательных задач: обучения детей самоорганизации, самоуправлению, социальному проектированию. 

Организация практических занятий проводится по подгруппам, исходя из возможностей технического обеспечения (количество видеотехники и компьютеров), а также соблюдения правил электробезопасности (работа с электроаппаратурой выполняется согласно инструкции).

Преимущественно, программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста  (14 – 17 лет).  Предусматривается создание учебных групп (журналистов, операторов, монтажеров) состав группы постоянный.

Программа «ТВ+МЫ» рассчитана на (175 часов в год на 1 группу обучения). Учащиеся формируются в составе 10 человек, а так же  делятся на подгруппы по 3-4 человека для освоения практических навыков выбранной специализации (операторское мастерство, журналистика и видеомонтаж), так как техническое обеспечение студии состоит из двух цифровых видеокамер, и двух персональных компьютеров для монтажа видео продукта.  Режим 5 раз в неделю по 1 академическому часу

     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: 

  • Создание оптимальных условий для развития нравственного, творческого потенциала  и интереса у обучающихся к тележурналистике,  через приобщение их к телевизионному творчеству.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формирование у обучающихся активной гражданской позиции через воспитание интереса к общественно-значимой деятельности.

  • Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности через включение их в  совместную творческую деятельность при создании нестандартных,  познавательных телепрограмм.

  • Развитие журналистских  навыков и умений через освоение методов и приемов практической работы на ТВ

В процессе занятий учащиеся будут заниматься следующей деятельностью:

  • совершенствовать знания о языке и выразительных возможностях экранных искусств;
  • выполнять практические задания по освоению языка кино в процессе видеосъемки;
  • работать над созданием небольшого видеофильма (замысел, сочинение, сценария).
  • Съемки, монтаж, озвучивание, демонстрация фильма,  обсуждение результатов работы.

Учебный план:

Тематическое планирование программы структурировано по разделам

  • Тележурналистика - 30 часов
  • Операторское мастерство -  72 часов
  • Видеомонтаж  - 73 часов

   На изучение всех разделов отводится  175 учебных часов в год.

Раздел 1. Тележурналистика.

Тема 1. Введение в тележурналистику. (2 ч.)

Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения.

Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры.

Специфика регионального телевидения. Особенности детской тележурналистики.

Тема 2. Телевизионный сюжет. (3 ч.)

Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».

Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных                      сюжетов.

Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом.

Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».

Тема 3. Новости. (5 ч.)

Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска.

«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей.

«Инфотейнмент».

Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод.

Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету.

Тема 4. Интервью. (5 ч.)

Цели и особенности интервью.

Активное слушание. Коммуникативные техники.

Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.

Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью.

Тема 5. Документальный видеофильм. (6 ч.)

Художественная документалистика.

Этапы работы над сценарием документального фильма.

Съёмки документального фильма: особенности работы с героями и натурой.

Использование архивных материалов.

Тема 6. Ток-шоу. (4 ч.)

Современные форматы ток-шоу.

Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу.

Работа с аудиторией ток-шоу.

Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.

Тема 8. Ведущий телепрограммы. (5ч.)

Ведение эфира. Имидж ведущего.

Речь на телевидении. Интонация, логические паузы, акценты в речи.

Принципы работы ведущего с оператором в студии.

Раздел 2. Операторское мастерство.

Тема 1. Видеокамера. (10 ч.)

Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой.

Тема 2. Видеоряд. (10 ч.)

Требования к видеоряду.

Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра,           выравнивание кадра по вертикали.

Устойчивость камеры при съёмках без штатива.

Тема 3. Композиция кадра. (14 ч.)

План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива.

Глубина кадра.

Свет и  цвет.

Тема 4. Человек в кадре. (8 ч.)

Выбор плана при съёмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух».

Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки».

Съёмка интервью. «Говорящий фон».

Съёмка «стенд-ап».

Тема 5. Внутрикадровый монтаж. (6 ч.)

Панорама. Переход фокуса. Движение камеры.

Монтажная фраза.

Тема 6. Съёмка телесюжета. (13 ч.)

Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.

«Картинка» - основа телесюжета.

Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета.

Съёмки в особых условиях освещенности.

Тема 7. Съемка в автоматическом и ручном режиме. (11 ч.)

Построение кадра.

Настройка фокуса и баланса в ручную

Перефокусировка кадра.

Раздел 3. Видеомонтаж.

Тема 1. Основы нелинейного видеомонтажа (6ч.).

Оборудование для  линейного и нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры безопасности при обращении с техникой.

Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа.

Технология линейного видеомонтажа. Технология нелинейного видеомонтажа.

Тема 2. Монтажный план сюжета. (6 ч.)

Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета.

Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр.

Использование «перебивок», деталей.

Тема 3. Импортирование видеофайлов на компьютер. (8 ч.)

Работа с модулем Video Capture программы видеомонтажа Ulead Media Studio Pro.    Vegas 7.0. DVD Architect 4.0   ProShow Gold

Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета.

Запись закадрового текста.

Тема 4. Программа видеомонтажа. (12 ч.)

Основные инструменты программы видеомонтажа Ulead Media Studio Pro. Vegas 7.0 DVD Architect 4.0   ProShow Gold

Интерфейс программы. Формат dvp.

Настройки программы для начала работы.

Тема 5. Звуковой ряд телесюжета. (4 ч.)

Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла проекта.

Работа с модулем Audio Editor программы видеомонтажа Ulead Media Studio Pro.

Использование аудиофильтров.

Тема 6. Построение видеоряда. (11 ч.)

Размещение видео на дорожке видеоредактора.

Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.

Тема 7. Создание видеофайла телесюжета. (8 ч.)

Создание видеофайла телесюжета в программе Ulead Media Studio Pro. Vegas 7.0. Экспортирование файла на видеокамеру и другие носители.

Тема 8. Специальные инструменты видеомонтажа. (12ч.)

Создание титров и заставок.

Эффекты перехода (transition effects), эффекты moving path, использование функции    overlay.

Видеофильтры.

Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла.

Тема 9. Создание проекта « Школьная жизнь». (6 ч.)

Создание телевизионной передачи. Роликов.


Учебно-тематический план

№№ тем

Тематика занятий

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Тележурналистика

                                     30

Тема 1. Введение в тележурналистику.

1

1

2

Тема 2. Телевизионный сюжет.

1

2

3

Тема 3. Новости.

2

3

5

Тема 4. Интервью.

1

4

5

Тема 5. Документальный видеофильм.

1

5

6

Тема 6. Ток-шоу.

1

3

4

Тема 8. Ведущий телепрограммы.

1

4

5

Раздел 2. Операторское мастерство

72

Тема 1. Видеокамера.

2

8

10

Тема 2. Видеоряд.

3

7

10

Тема 3. Композиция кадра.

3

11

14

Тема 4. Человек в кадре.

1

7

8

Тема 5. Внутрикадровый монтаж.

2

4

6

Тема 6. Съёмка телесюжета.

2

11

13

Тема 7. Съемка в автоматическом и ручном режиме

3

9

11

Раздел 3. Видеомонтаж

73

Тема 1. Основы  линейного и нелинейного видеомонтажа.

2

4

6

Тема 2. Монтажный план сюжета.

2

4

6

Тема 3. Импортирование видеофайлов на компьютер.

1

7

8

Тема 4. Программа видеомонтажа.

2

10

12

Тема 5. Звуковой ряд телесюжета.

1

3

4

Тема 6. Построение видеоряда.

1

10

11

Тема 7. Создание видеофайла телесюжета.

1

7

8

Тема 8. Специальные инструменты видеомонтажа.

2

10

12

Создание проекта «Школьная жизнь»

1

5

6

ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

175

Планируемые результаты

Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:

- основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного          журналиста в частности;

-  правила грамотного оформления сценария и этапов работы над фильмом; (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объектов для съемок в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей и т. д.)

Уметь:

- находить формы активного сотрудничества в любом виде деятельности;

- оперативно, собирать полную информацию и обрабатывать ее;  

- рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;

- владеть основами тележурналистики;

- владеть основами операторского мастерства;

- владеть основами нелинейного видеомонтажа.

Тележурналисты:

- написать и отредактировать текст;

- собирать и обрабатывать информацию;

- овладеть техникой интервью, работой в кадре;

- рассуждать в устной форме, как в кадре, так и за кадром;

- работать в  прямом эфире;

- работать с аудиторией;

- самостоятельно определять свою позицию, принимать решения в ситуациях    морального выбора и нести ответственность за эти решения;

- самостоятельно работать  над  написанием литературного и документального сценария;

- разрабатывать сюжетную линию. 

                 

            Операторы:

- работать с любой видеокамерой;

- снимать в автоматическом и ручном режиме;

- постановка внутрикадрового пространства, света;

- работать с видео и светотехнической аппаратурой;

           Монтажеры:

- освоить программу видеомонтажа Vegas 7. 0, Xara 3D 6, Auto GK

- размешать закадровый текст,  синхронны на видеодорожки;

- работать с микрофоном, микширование;

- работать с черновой и чистовой фонограммой;

- работать со звукозаписывающей аппаратуры;

- уметь работать со звукозаписывающей аппаратуры;

Способы проверки усвоение программы:

собеседование (выявление интересов, предпочтений обучающихся), опрос, анализ работ, наблюдение, тестирование.

Промежуточная аттестация: защита (презентация) творческих проектов.

Форма подведения итогов реализации программы:  конкурс видеороликов,  видеосюжетов по заданной тематики. Работы должны быть полностью самостоятельными, обучающиеся должна написать репортаж, озвучить, снять сюжетную линии и самостоятельно смонтировать.

ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Контроль усвоения материала проходит в течение всего периода обучения. По теории журналистики:

•        подготовка вопросов к интервью;

•        сбор информации к сюжету;

•        сценарный план, сценарий;

•        текст сюжет.

Итоговый контроль (в конце года, по окончанию обучения):

•        телевизионный сюжет;

•        телевизионная передача.

Материально-техническая база


  • Цифровая видеокамера Canon ХM 2 mini DV
  • Цифровая видеокамера  Panasonik NV-GS 180,  3 CCD
  • Станция нелинейного монтажа на базе Intel Pentium 7, Composite, S-Video, DV In\Out
  • Активные колонки, микрофоны
  • Пишущий DVD плейер Pioneer
  • Штатив для цифровой видеокамеры 2 шт.

                                   

Программно-методическое обеспечение

-  разработки занятий с группой операторов;

-  разработки тематических упражнений для операторов;

- разработки занятий с группой монтажеров;

- методические материалы для проведения тренингов с журналистами;

      - упражнение для развития мышц языка;

      - упражнение для развития подвижности гуд;

      - упражнение для глаз;

      - дыхательная гимнастика

  • Операционная система  (MS Windows XP 2007)
  • Офисный пакет MS Office 2010
  • Bluff Titler Dx9
  • Pro Show Gold
  • DVD Architect 5. 0
  • Virtual Dub MPEG 2
  • Xara 3D 6
  • Auto GK
  • Vegas 10. 0

Теоретический материал для проведения занятий

ВИДЕОМОНТАЖ – профессионально.

О КАДРЕ, ПЛАНЕ И ДРУГИХ ТЕРМИНАХ

Прежде чем начать разговор о монтаже, нужно привести несколько определений из кинематографического и телевизионного лексикона. 

Съемочный кадр или план - любой участок исходной видеоленты, с записью от нажатия кнопки RECORD до паузы, следующее нажатие - начинается следующий съемочный кадр. Монтажный кадр или план - элемент смонтированного видеофильма - то, что осталось от съемочного кадра после того как его "подрезали" и вставили в нужное место. 

Монтажный лист - описание исходного материала или готового фильма с последовательным указанием содержания каждого кадра и его координат на пленке (по счетчику). 

Объект - место съемки (улица, квартира, пляж и т.п.).  Другое значение - персонаж, действующий в кадре. 

Исходные материалы - материал, записанный непосредственно видеокамерой. 

Мастер-кассета (мастер) - кассета, на которую записывается монтируемый фильм. 

Термин "план" имеет еще одно значение - это изображение определенного масштаба или крупности. 

Определим планы в порядке уменьшения масштаба:

  • Сверхкрупный план или Деталь - кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос или нос и рот, например), какой-нибудь небольшой предмет или его фрагмент (зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре). 
  • 2. Крупный план - кадр, в котором голова человека занимает почти все место.
  • 1-й средний план - человек по пояс. 
  • 2-й средний план - человек по колени. 
  • 5. Общий - человек в полный рост. 
  • 6. Дальний план - человек занимает очень маленькую площадь кадра.

                                    МОНТАЖ ПО КРУПНОСТИ

Самый распространенный случай монтажа, это когда нужно смонтировать два изображения одного и того же героя снятого разными планами (масштабами). Например, вы хотите сначала показать человека в полный рост (общий план), чтобы зритель мог увидеть его костюм, походку, предметы или людей, которые его окружают.

 Потом вы хотите дать зрителю возможность разглядеть лицо героя, поэтому после общего ставите крупный план, когда лицо занимает почти всю площадь кадра. Такой стык вряд ли останется незамеченным зрителем. Дело в том, что на общем плане, как правило, черты лица плохо различимы, а на крупном плане выпадают из кадра предметы, окружающие героя. Поэтому зрителю приходится некоторое время после начала крупного плана сопоставлять два изображения и искать связь между ними. Происходит задержка восприятия, зритель не следит за действием, а пытается сообразить, что к чему. 

Другой вариант склейки: после поясного плана героя (1-й средний) зритель видит крупный. Сомнений в том, что на обоих кадрах один и тот же человек не возникает, черты лица на 1-м среднем плане видны отчетливо. Однако и этот стык будет не очень удачным - разница в масштабах изображения столь незначительна, что сознание зрителя может воспринять такой переход как резкий скачок героя с одного места на другое. 

Многолетним опытом было установлено, что наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на приведенной выше шкале через один. То есть, общий план монтируется с 1-м средним и наоборот, 2-й средний с крупным, и т.д. Исключения: крупный план монтируется с деталью, общий план с дальним. 

Еще одна рекомендация. Чтобы ваш стык выглядел на все 100%, не поленитесь на съемке при переходе со среднего плана на крупный, приблизившись к объекту на пару шагов, сделать также шаг в сторону. При этом слегка изменится ракурс и фон за героем, что тоже благоприятно отразится на восприятии склейки. 

ПОДГОТОВКА МОНТАЖНЫХ ЛИСТОВ

Просмотрите весь исходный материал и выпишите содержание и показания счетчика (начало и конец) тех кадров, которые вы собираетесь использовать в своем фильме. На этом этапе можно опускать бракованные и малоинтересные кадры. Запись может выглядеть следующим образом:

 

Таблица 1.

N кадра

Счетчик

Крупность 

Содержание

1

0000-0015 

средний-крупный

Сломанное дерево - zoom - медвежата

2

0016-0027 

общий-средний

Сломанное дерево -zoom - медведица под деревом

и так далее. ПНР - это панорама, zoom - наезд или отъезд трансфокатором. Если материал, из которого вы хотите монтировать фильм, располагается на двух или более кассетах, они должны быть пронумерованы, а их номера вписаны в монтажные листы, чтобы не было путаницы, вызванной тем, что кадры из разных кассет будут иметь одинаковые показания счетчика.

Линейный монтаж под управлением компьютера

То, что домашние компьютеры сейчас получили очень широкое распространение, заставило многих производителей видеотехники разрабатывать системы монтажа. Типичными примерами таких систем являются разработки JVC, CANON, SONY, PANASONIC. Специальное устройство подключается через com-порт или устройство сопряжения к компьютеру и видеокамере или магнитофону. На схеме показано подключение такой системы на примере разработки JVC. Это позволяет просматривать через монитор исходные материалы и управлять синхронной работой камеры и магнитофона. Программное обеспечение, поставляемое в наборе, позволяет с высокой точностью размечать съемку и составлять монтажный план. Потом по этому плану компьютер будет осуществлять сборку фильма. Программа монтажа имеет очень удобный интерфейс.  Существует также возможность не записывать фильм на пленку, а смотреть его через компьютер. В этом случае компьютер осуществляет управление только одним источником исходного изображения. Это называется "программируемым воспроизведением" отобранных фрагментов. При этом видеоизображение может подвергаться on-line обработке с помощью набора спецэффектов.

Список использованной литературы:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития., «Издательство Казанского университета», 1996-98 г.г. 
    2.  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М.: «Искусство», 1979 
    3.  Вильчек В.М. Под знаком ТВ. – М.: «Искусство», 1987 
    4.  Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: «Аспент – пресс», 2001 
    5.  Муратов С. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: «Искусство», 1983 
    6.  Отт У. Телевизионное знакомство. – М.: «Искусство», 1989 
    7.  Сборник авторских образовательных программ – лауреатов 3 Всероссийского конкурса // Учебная программа «Основы телевизионной журналистики» (Ж.Н. Рычкова). – М., 1999 
    8.  Юровский А. Телевидение – поиски и решения. – М.: «Искусство» 1983 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...