3.1 Выступления на МО
материал

Гайворонская Вера Александровна

3.1 Выступления на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Усиление практической направленности в изучении курса географии России.

Гайворонская В.А. учитель географии, ВКК

 МОКУ «Вознесеновская СОШ им И.В.Гермашева»

Современное общество ставит перед школьным образованием задачу воспитания и развития личности, готовой к активной деятельности и ответственному поведению в различных жизненных ситуациях. В решении этой задачи больше значение имеет школьный курс географии, который через систему практических работ может развивать у школьников ключевые компетенции, такие, как способность к коммуникации, умение работать в группе, умение решать поставленные проблемы, владение информационными технологиями, способность к самостоятельному получению знаний, работа с числом и другие.

Практическая направленность в обучении географии (по Е.А. Беловоловой) включает:

  • усвоение содержания образования (знания, умения);
  • усвоение методологических знаний (знаний о действиях, способах познания), методов географического познания;
  • развитие умственных способностей;
  • обогащение жизненного опыта учащихся.

Реализация практической направленности обучения географии заключается в формировании у школьников умений применять знания в процессе практической деятельности.

Умения – это операционная часть знаний. Они включают предметные знания, знания о действиях, их алгоритме, мыслительные операции, приемы и способы действий, эмоционально-ценностное отношение.

В ходе выполнения практических работ у школьников формируются общеучебные (универсальные) умения и специальные умения, характерные для предметной области география. К этим специальным умениям, которые формируются в ходе выполнения практических работ в курсе географии России в 8-9 классах, относятся:

  • умение читать и понимать карты различного географического содержания;
  • умение проводить наблюдения в географической среде и фиксировать их результаты;
  • умение использовать статистические материалы для анализа различных географических данных;
  • умение составлять географические характеристики территорий;
  • умение анализировать различные источники географической информации для получения знаний о географическом объекте или явлении и т.д.

Курс «География России», который преподается в 8 и 9 классах, позволяет проводить большое количество разнообразных практических работ. Это заключительный курс географии в основной школе, и большинство географических умений у учащихся уже в основном сформировано. Но в 8 и 9 классах мы отрабатываем эти основные умения, совершенствуем их и формируем новые. Большинство практических работ проводится на основе краеведческого материала, что позволяет расширить кругозор школьников и привязать изучаемый материал к определенной территории. Это такие работы, как:

  • изучение формирование рельефа своего региона и закономерностей его формирования;
  • изучение геологического строения, горных пород и минералов, и полезных ископаемых своего региона;
  • выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своего региона;
  • выявление экологических проблем внутренних вод своего региона;
  • выявление особенностей почв, растительного и животного мира своего региона и т.д.

В условиях совершенствования содержания школьного курса географии, мы проводим практические работы нового содержания:

  • выявление по карте специфики административно-территориального устройства страны;
  • составление аннотации к какому-либо источнику по истории открытия и освоения территории России;
  • прогнозирование темпов роста населения России;
  • выявление обеспеченности потребностей населения своего региона различными видами услуг;
  • оценка экологической ситуации в крае на основе различных источников географической информации;
  • составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории России и т.д.

Рассмотрим примеры практических работ, которые мы проводим в 8 классе при изучении темы «Население России».

Содержание работы

Задачи

Вид деятельности

1.

Определение и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России

1.Обучение умениям анализировать статистические показатели и на этой основе:

2. делать выводы и 3.выстраивать прогнозы

1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации»

2.Выявление субъектов федерации, численность населения в которых выросла за период с 1989г - 2002 год -2010 г

3.Формулирование вывода о причинах, по которым произошло увеличение численности населения в этих регионах

4.Прогнозирование изменение численности населения в стране в ближайшие годы

2.

Определение крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным устройством России

1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять данные с картографическим материалом

2.Включение картографических умений (на основе карт социально-географической тематики) в структуру компетенция учащихся

1.Анализ статистической таблицы «Численность крупнейших народов Российской федерации».

2. Выявление крупнейших народов России по численности населения

3.Сопоставление статистического материала с картами «Народы России» на стр.8-9 в атласе и «Административной картой России» стр. 4-5 в атласе

4.Выявление народов России, которые имеют свои национально-территориальные структуры (республики, автономные округа, автономные области) и народов, которые таковых не имеют

5.Формултрование вывода о национальном составе и национально-территориальном устройстве России

3.

Влияние природных условий на особенности одежды и жилища народов России

1.Изучение особенностей национального костюма и жилища народов России

2.Выявление зависимости между особенностями костюма и жилища народов и природной зоной их проживание

1.Выявление особенностей национального костюма на основе изучения кукол в национальных костюмах (работа в группах)

2.Выявление особенностей национальных жилищ на основе изучения иллюстраций (работа в группах)

3.Формулирование вывода о влиянии природных условий на одежду, жилище и занятость народов России

4.

Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей.

1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять с картографическим материалом

2.Выявлять закономерности размещения городского и сельского населения по территории страны

1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации».

2.Выявление территорий с наиболее высоким и наиболее низким показателем доли городского населения

3.Анализ карты «Плотность населения России» стр.6 атласа

4.Сопоставление статистических данных с картой плотности и политико-административной картой России

5.Формулирование вывода о закономерностях размещения городского и сельского населения страны

5.

Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного производства на примере Республика Калмыкия

(Практическая работа на основе анализа дополнительных источников информации о рейтинге профессий и спросе на рынке труда Республики Калмыкия)

1.Совершенствование приемов и способов действий, направленных на анализ информации из различных источников

2.Выявление закономерностей на основе анализа собранного материала

1. Сбор информации из различных источников: отчеты статистического управления Республики Калмыкия, анкеты выпускников школы, материалов из центра занятости населения. (работа в группах)

2. Анализ собранной информации

3.Формулирование вывода об изменении тенденции занятости в Республике Калмыкия на современном этапе

Таким образом, применение различных цифровых показателей в форме статистических данных, диаграмм, графиков составляет основу овладения школьниками статистическими методами. В современном мире цифровая информация и работа с числом – одна из ключевых компетенций, которая необходима человеку в обычной жизни и профессиональной деятельности. А работа с картографическим материалом продолжает отработку умений работы с картой, что так же является необходимой компетенцией современного человека. Поэтому изучение темы «Население России» и проведение практических работ имеют практическую направленность подготовки учащихся к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...