ОДНКНР Православие в Древней Руси
план-конспект урока (5 класс)

Ксения Андреевна Мололкина

Конспекты уроков по теме "Православие в Древней Руси" по предмету "Основы духовно-нравственной кудьтуры народов России" для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России на тему «Вводный урок» по программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.

Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.        

Цель: дать определение понятиям «духовность», «нравственность», «религия», «культура».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

1. Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия (культура, духовность, нравственность, религия);

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Воспитательная:

- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;

- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); 

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД: уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура».

Этапы урока

Ход урока

Деятельность детей

I.Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Садитесь. Меня зовут Ксения Андреевна и сегодня мы приступаем к изучению новой дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». (Слайд 1)

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга

Духовность, нравственность.

Культуру народов России

Дети высказывают свои предположения

Что такое нравственность? Что такое духовность? Что такое культура? Какие народы населяли и населяют нашу страну?

Дети высказывают предположения

Дети записывают определение в тетрадь

Дети записывают определение.

Благодарность, честность, смелость, аккуратность бескорыстность, щедрость, ответственность, способность с любовью относится к окружающим

Вежливого, воспитанного

Это умения, знания, обычаи традиции и религия

У нашей страны многонациональная культура

Вера

Христианство, ислам, буддизм.

Нет

Исследователи – люди, занимающиеся научным исследованием.

Исследовать – осмотреть для выявления, изучения чего-то.

Работа с раздаточным материалом ( Приложение 1 и 2)

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Все ли слова в названии нашего предмета вам понятны?

- Как вы думаете, что мы будем изучать?

- Для чего это изучать?

- На какие вопросы нам предстоит ответить в ходе урока? (Слайд 2)

- Сейчас вам очень трудно самостоятельно объяснить, что такое «нравственность» и «духовность». Для того что бы это сделать мы посмотрим мультфильм, снятый по стихотворению В. Маяковского «Крошка сын пришел к отцу…» (Слайд 3)

III. Открытие новых знаний. 

IV. Физкультминутка

- Что такое нравственность?

- Вы во многом правы, ребята! Но более точное определение нравственности звучит так: нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия, а так же способность принимать любые поступки, основываясь на совести. Запишем определение в тетрадь.

- Нравственность - это показатель степени духовности человека. (Слайд 4) Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности. Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства. (Слайд 5) Запишем определение в тетрадь.

- Какие качества лучшие черты характера продемонстрированы в мультфильме?

- Верно, вы молодцы! Духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах.

-Нам необходимо вспомнить, что же такое культура? Какого человека называют культурным?

- Из курса «Окружающего мира», который вы изучали в начальной школе, вам известно, что культура бывает не только у человека, но и целой страны. Что такое культура?

- Чем отличается культура нашей страны?

- Верно! В нашей живут самые разные народы. Их больше 190. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. (Слайды 6,7,8,9,10) Союз народов скрепляет и общая история.

-У каждого народа свой язык и самобытная культура. Большое место в культуре народов России занимает религия. Как вы думаете, что такое религия?

- Религия – это вера людей в сверхъестественные силы, в жизнь после смерти (в богов, духов, душу, идолов) и поклонение им.(Слайд 11) Запишем определение в тетрадь.

- Какие религии вам уже известны?

- Эти религии называются мировыми, так как почитание этих религий объединяет людей по всему миру.(Слайд 12)

- Многонациональная культура нашей страны формировалась веками. Знаете ли вы, ребята, кто населял Российские земли в древности и какую религию исповедовали эти народы?

-Что-бы это узнать, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Как вы думаете, кто это такие?

- Сейчас вы изучите карту и дополнительный материал по теме урока, я буду выступать в роли консультанта.(Слайд 12) У каждого будет свой объект для исследования:

  1. ряд - выяснит кто такие наши предки, какими они были?
  2. ряд - как они жили, чем занимались?
  3. ряд - где они жили?

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы думать и читать,

И совсем не уставать.

(рывки перед грудью)

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем:

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

V. Закрепление изученного материала.

- Что такое «нравственность» и «духовность»?

- Кто такие наши предки?

- Какими они были?

- На каких территориях они расселились?

- Найдите Черное и Балтийское море, вам знакомы эти названия и территория.

- По берегам каких рек шло расселение славян?

- Какое из племен занимало наибольшее пространство?

- Как жили наши предки?

- Всегда ли возвращались с охоты с добычей?

- Легка ли была жизнь древних славян?

- Как называлась религия древних славян?

-Как назывались статуи богов у славян?

Древние славяне

Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям

Да

Днепр, Волга, Ока, Западная Двина

В землянках, занимались собирательством, охотой, рыболовством, земледелием

Нет

Тяжела

Они были язычниками, обожествляли силы природы.

Идолы

VI. Домашнее задание.

- Многие народы, которые жили по соседству с славянами уже поклонялись одному Богу. Первыми к Единобожию пришли древние евреи. Вслед за евреями к единобожию пришли Византийцы, которые были ближайшими соседями славян.

- Сегодня мы с вами разделились на группы. Домашнее задание вы тоже будете выполнять в группах.

1 ряд - используя интернет ресурсы самостоятельно выясните, как была устроена жизнь в государстве до принятия христианства.

  1. ряд - используя интернет ресурсы самостоятельно выясните, как была устроена жизнь в государстве после принятия христианства.
  2. 3 ряд – подготовте инсценировку легенды «О выборе князем Владимиром веры». (Слайд 14)

Приложение 1.

«Жизнь древних славян»

Нашими предками были славяне. Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Полторы тысячи лет тому назад, в 5 веке н. э. славяне устремились на земли, простирающиеся от Черного моря до Балтийского. Как гласит летопись, славяне «пришли и сели по Днепру и назывались полянами», потому что жили они на больших полянах – местах, где лес был не таким густым (найдите на карте полян), а другие древлянами, потому что сели в лесах (найдите древлян), а еще другие сели между Припятью и Двиной и назывались Дреговичами, потому что «дрягва» - это болото, болотистая местность(найдите дреговичей). Иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в двину по имени Полота, от нее и получили название полочане (найдите полочан на карте). Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем словенами (найдите племя словен). А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянамим. И так разошелся славянский народ (найдите северян). Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом и на своем месте. Жильем служили землянки, выкопанные в земле. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили пищу. Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в дверь или отверстие в потолке. Славяне селились по берегам водоемов. Поэтому одним из занятий было рыболовство. Жизнь среди лесов определила еще одно занятие славян – охоту. В лесах было много разных зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охота давала не только дополнительное пропитание, но и одежду. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие. Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. Женщины и дети занимались собирательством. Собирали дикие ягоды, орехи, грибы и травы. Но главным занятием славян было земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Люди всегда трудились, чтобы выжить. Древние славяне были язычниками т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, которые повелевали этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Они совершали обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы. С почитанием природы были связаны многие славянские праздники. Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени.


Приложение 2.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России на тему «Православие в древней Руси» час 2 по программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.

Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.

Цель: дать представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране; анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, этика и др.

Задачи:

1.Образовательная:

- иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране;

- характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру;

- обеспечить усвоение и отработку понятий (митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра).

2.Развивающая:

- стремится совершенствовать навыки целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; формулирования определений понятий;

- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.

- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

- способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.

3. Воспитательная:

- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;

- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Планируемые результаты:

Личностные: знание основ культурного наследия своего народа. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, формирование определений понятий.

РегулятивныеУУД: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД: совершенствование навыков формирование собственной точки зрения, в сотрудничестве с партнерами, адекватное использование письменной и устной речи.

Предметные: иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.

Основные понятия: митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра.

Тип урока:

Этапы урока

Ход урока

Деятельность детей

I. Проверка домашнего задания.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

- Прежде чем перейти к новой теме давайте проверим домашнее задание и вспомним материал, который мы уже изучили на прошлом уроке.

- Какой народ населял территорию современной России в древности?

- Какую веру исповедовали славяне?

- Верно, большинство народов древнего мира, в том числе и древние славяне были язычниками. Кто же такие язычники?

- Какую роль сыграло крещение Руси в развитии культуры?

- В каком году произошло Крещение Руси?

- Какие современные праздники являются языческими?

- Князя Владимира в народе звали Владимир Красное…?

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга

Дети обмениваются своими работами, решают кроссворд по теме «Православие в Древней Руси» в течении 10 минут

Древние славяне.

Язычество.

Это люди, которые верят во множество божеств, олицетворяющих силы природы.

Христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

988 г.

Масленица, Новый год, Ивана Купала

Солнышко

Как культура Византии влияла на Культуру Руси?

Дети дополняют рассказ учителя той информацией, которую они узнали в хоте выполнения домашнего задания

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Сегодня мы продолжаем говорить о Крещении земли Русской. На прошлом уроке мы выяснили, что славяне крестились по Византийскому образцу. Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия?

Сегодня мы продолжаем изучать тему предыдущего урока – «Православие в Древней Руси»

III. Актуализация знаний.

- Вы уже знаете, что после крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Многие народные праздники – это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. К примеру Масленица, праздник Ивана Купала, колядки и Новый Год. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок. Однако Русь переняла у византийцев многие традиции и достижения культуры. По византийским образцам строились храмы, монастыри и писались иконы и даже митрополита – долгое время присылали из Византии.

IV. Открытие новых знаний.

- Думаю, что все вы слышали слово «Митрополит». Как вы думаете, что оно означает?

-Запишем в тетради, ребята. Митрополит – высшее духовное лицо в православной и некоторых других церквах.

- Самостоятельно поработайте со страницами учебника 5-7 и выясните кто был первым русским митрополитом и какой монастырь он основал.

- Изучая текст параграфа, с какими знакомыми словами, но смысл которых вам не понятен вы столкнулись?

- Давайте поразмыслим и предположим, что означают эти слова? Затем запишем определения в терадь.

Монашество – религиозная группа, члены которой (монахи) принимают обеты отказа от всех семейных и общественных связей, имущества, ставя целью спасение души.

Монастырь (греч. μοναστήριον от греч. μόνος «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Лавра (греч.Λαύρα—городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.

- Давайте посмотрим фильм о Киево-Печерской Лавре и узнаем о ней немного больше.

Есть ли у вас вопросы, ребята?

Работник церкви

Монастырь, монах, лавра

Выслушать детей, произвести корректировку

Илларион

Учитель отвечает на вопросы детей

В Киеве

Пещера

Монахи - религиозная группа, члены которой принимают обеты отказа от всех семейных и общественных связей, имущества, ставя целью спасение души.

Антоний

Дети отвечают на вопросы

IV. Закрепление изученного материала.

- Кто был первым русским митрополитом?

- Где был основан первый монастырь?

- Что по-древнерусски значит «печера»?

-За что Илларион был выбран митрополитом?

- Кто такие монахи?

- Кто был приемником Иллариона?

- Какую роль сыграло крещение Руси в развитии культуры?

V. Домашнее задание

- Всем спасибо за урок! Вы сегодня отлично поработали! Ваше домашнее задание – «Тема 1. Православие в Древней Руси», страницы 5-7. Ответьте на вопросы 1-3 на странице 10.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России на тему «Православие в древней Руси» час 1 по программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.

Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.

Цель: дать представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране; анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, духовность и др.

Задачи:

1.Образовательная:

- иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране;

- характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру;

- обеспечить усвоение и отработку понятий (митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра).

2.Развивающая:

- стремится совершенствовать навыки целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; формулирования определений понятий;

- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.

- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

- способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.

3. Воспитательная:

- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;

- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Планируемые результаты:

Личностные: знание основ культурного наследия своего народа. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, формирование определений понятий.

РегулятивныеУУД: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД: совершенствование навыков формирование собственной точки зрения, в сотрудничестве с партнерами, адекватное использование письменной и устной речи.

Предметные: иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.

Основные понятия: митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра.

Оборудование и демонстрационный материал: ноутбук, экран, учебник, текст из «Повести временных лет».

Тип урока:

Этапы урока

Ход урока

Деятельность детей

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга

Ответы обучающихся

Когда и при каких обстоятельствах Православие пришло на Русь

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Сегодня, мы проведем с вами необычный урок. Закройте глаза (звучит музыка), представьте, что машина времени перенесла нас в прошлое.

 - Сейчас я прочту стихотворения, а вы внимательно послушайте и попробуйте самостоятельно определить в какое время мы попали,  где мы оказались и попробуете  сформулировать тему урока.

Когда-то князь Владимир свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России…

Храня историю, той Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной обломки

Уже одиннадцатый век нам крест нести

Дай, Бог, помогут православные потомки…

                                                                    В. Кухарь (Слайд 2)

- Итак, правильно, мы оказались в Древней Руси и наш урок будет посвящён Крещению земли Русской.

- На ваших столах лежат Карты урока (Приложение 5), все интересное, что вы сегодня узнаете, будете записывать. Сейчас запишите  тему урока – «Православие в Древней Руси».

III. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия?

-Сегодня мы узнаем, кто первым из русских князей принял христианство, когда произошло крещение Руси и как звали правителя крестившего Русь. А также как древние славяне восприняли крещение? (Слайд 3)

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

- На прошлом уроке Вы разделились на три группы «Древние славяне», «Византийцы», «Князь Владимир и бояре»  используя различные  ресурсы,  самостоятельно выясняли, как была устроена жизнь в государстве в то время. Я предлагаю выступить представителям первой и второй  группы и  убедить князя Владимира в своей правоте. Славяне  попытаются убедить нас, что люди не нуждались в принятии Христианства, а византийцы, что это было необходимо. В конце урока мы узнаем, чьи доводы были убедительнее и какое решение принял князь.

- Итак, первая группа, пожалуйста, мы слушаем ваши аргументы (Приложение 1, Слайд 3).

- А сейчас представители группы «Византийцы» расскажут нам, почему же славяне нуждались в смене религии (Приложение 2, Слайд 4).

- Ребята третьей группы посовещайтесь и скажите, чьи же аргументы были для Вас убедительными и почему?

- А пока ребята совещаются, я попрошу прочитать какие аргументы Вы записали в карту урока.

- Князь Владимир, скажите какое решение приняли, чьи доводы оказались убедительными и расскажите нам кто впервые проложил  дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси? (Приложение 3)

- Ребята из третьей группы подготовили сценку, в которой продемонстрируют нам, как князь выбирал веру для Руси. (Приложение 4)

Выступают обучающиеся  от первой группы

Выступают обучающиеся от второй группы

Ответы обучающихся третьей группы.

Работа с картой урока Ответы обучающихся первой и второй группы

Выступление обучающего третьей группы

Обучающиеся разыгрывают сценку.

Работа с картой урока

Ответы обучающихся

Работа с картой урока

На выбор учеников

V. Выражение решения проблемы.

- И так,  князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр. Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”. В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал заобрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. (Слайд 6)

- Ребята, а как вы понимаете слово «Крещение»?

-Крещением называют христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”

VI. Закрепление изученного материала.

VII.  Рефлексия.

VII. Домашнее задание

- После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Многие народные праздники – это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. (Слайд 7) Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок. Однако Русь переняла у византийцев многие традиции и достижения культуры. По византийским образцам строились храмы, монастыри и писались иконы и даже главу Русской православной церкви – митрополита – долгое время присылали из Византии.

- Какую же  роль сыграло крещение Руси в развитии культуры?  На этот вопрос мы ответим с вами на следующем уроке.

- Сейчас, я порошу Вас выбрать одно из предложений и закончить его:

- На уроке я  узнал ….

- Я хочу больше узнать про …

- Интереснее всего мне было …. (Слайд 10)

- Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо работали.

Ваше домашнее задание – узнать, какие праздники, которые мы отмечаем и в настоящее время, пришли к нам из язычества и рассказать о них. Или составить кроссворд по теме «Православие в Древней Руси» (Слайд 11)

Приложение 1

 До появления на Руси христианства наши предки были язычниками. Населения верило в высшие силы природы и очень уважительно и бережнок ним относилось. Урожай, скот, благосостояние — все это зависело от богов. Верховным божеством славяне считали Дажьбога — покровителя солнца. Также среди известных богов были Сварог и Коляда — покровители неба, Ярило — бог весны, Лада — богиня счастья и другие. Славяне считали природу живой, животворной. Они верили, что лес — это дом леших, а в воде живут русалки. Дед Домовой был для племени олицетворением духа предков. Ведь славяне почитали и оберегали свои традиции. Для своего времени население было довольно развито. Они умели строить дома с окнами и дверями, производить украшения. Занимаясь скотоводством и пчеловодством, славяне научились добывать и варить мед, готовить сыр. Славяне были воинственным народом, умели защищать свои дома, строили вокруг окопы. Они были смелыми, а свободу любили больше всего. Сын княгини Ольги, которая первой из русских правителей приняла христианство, Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов и совершать успешные военные походы вместе со своим войском. С особым уважением Святослав почитал: Перуна - покровителя молнии и воинов, Семаргла – бога смерти, Велеса - покровителя торговли, книг, мудрости и магии, Стрибога - бога ветра.

Приложение 2

Во всем мире переход от язычества к мировым религиям происходил примерно в одно время, до десятого века новой эры. Позже всего он происходил в Древнерусском государстве.

Надо сказать, что язычество – самая древняя религия, точнее система мировоззрения, взглядов. Оно было у всех народов на начальных этапах развития. В свое время, во времена первобытного строя, оно прекрасно отвечало всем потребностям еще примитивного общества. Но ведь это самое общество развивалось. А язычество как бы стало отходить на второй план, оно потеряло свой авторитет. Но почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития?

  • Язычество было разрозненным. А каждому государству, которые начинали появляться и совершенствоваться, нужна была единая религия, поддерживающая власть. Ведь для язычников существовала только одна власть – природная. А монарху или правителю такой расклад совершенно не подходил.
  • Язычество объясняло все явления слишком наивно, по-детски. В то же время люди стали более наблюдательными. Теперь для них дождь был не милостью божией, а одним из элементов круговорота воды в природе.
  • Язычество тормозило процесс научных познаний, письменности.
  • Язычество позволяло людям жить в свое удовольствие. А это очень мешало укреплению принципиально нового общественно-политического строя.
  • Нужна была религия, которая объединила бы всех людей одного государства. Ведь язычество имело разные модификации даже на территории одной страны.
  • Язычество было слишком варварским, диким. А ведь у людей уже появились представления о гуманности, доброте, милосердии.
  • Язычество не давало ответов на вновь возникающие вопросы. Например, о появлении неравенства в обществе, о морали.
  • Для некоторых государств (в частности для Древнерусского) одной из важных причин стало то, что во всем другом мире уже отказались от язычества. То есть Киевская Русь находилась в некой изоляции от остальных. Нельзя было заключить династического брака, активно торговать и сотрудничать с другими народами.

Таким образом, мы остановились на основных причинах отказа от язычества. Конечно, это лишь часть. И не стоит думать, что язычество было оставлено мгновенно. Конечно нет. Предпосылки к этому складывались на протяжении нескольких десятилетий. И переход от язычества к мировым религиям был вполне закономерным этапом развития общества.

Приложение 3

Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она прониклась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру. В то время, когда он правил, единства в верованиях и меж племенами не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения .Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Соседние страны не могли заключить с язычниками мир и считали их дикарями – ведь они клялись соблюдать мир именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.

Приложение 4

 «Выбор веры»

Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.

Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммада.

Владимир: А какова вера ваша?

Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммад, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.

Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.

Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.

Владимир: В чем вера ваша?

Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.

Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.

Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.

Владимир: Где же земля ваша?

Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.

Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.

Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.

Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.

1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.

2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.

3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.

Владимир: Так посему и быть.

Приложение 5

Карта урока.

Дата:___________________

Тема урока: _____________________________________________________________________________________________

Аргументы против принятия православия

Аргументы за принятие православия

ВЫВОД________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Год принятия православия _______________________________________________________________________________

Имя Князя _____________________________________________________________________________________________

Крещение -_____________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Основы духовно-нравственной культуры народов России» Православие в Древней Руси

Слайд 2

В. Кухарь Когда-то князь Владимир свой народ Укутал верой, принесённой с Византии Под алой мантией, согрев славянский род, Он заложил в умах величие России… Храня историю, той Киевской Руси, Мы собираем веры истинной обломки Уже одиннадцатый век нам крест нести Дай, Бог, помогут православные потомки…

Слайд 3

Вопросы на которые мы ответим в ходе занятия -Кто первым из русских князей принял христианство? -Когда произошло крещение Руси? К ак звали правителя крестившего Русь? Как древние славяне восприняли крещение?

Слайд 4

Группа «Древние славяне»

Слайд 5

Группа «византийцы»

Слайд 6

Крещение славян в реке д непр

Слайд 7

Языческие праздники сохранившиеся до наших дней Масленица Колядки

Слайд 8

закончи предложение: - На уроке я узнал …. - Я хочу больше узнать про … - Интереснее всего мне было ….

Слайд 9

Домашнее задание узнать, какие праздники, которые мы отмечаем и в настоящее время, пришли к нам из язычества и рассказать о них. Или составить кроссворд по теме «Православие в Древней Руси»

Слайд 10

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»

технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование  в Древней Руси»...

презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»

презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»...

Презентация по ОДНКНР Православие в Московской Руси.

Презентация для урока ОДНКНР в 5 классе по теме "Православие в Московской Руси"...