«Качество образования как залог успешности спортсмена»
статья

В современном мире кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и самым мужественным,

кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь, за трудолюбие и знание дела, за воспитанность. Иначе говоря, они  мечтают  о всестороннем совершенстве 

детей, т. е. о воспитании идеального ребенка ....

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Качество образования как залог успешности спортсмена»

Заместитель директора по воспитательной работе,

учитель математики

Слепченко Галина Александровна

«В здоровом теле — здоровый дух»

Из 10-й сатиры римского писателя-сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60— ок. 127): Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом. Предполагают, что в основе этой строчки Ювенала лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление». Фраза Ювенала стала популярной после того, как ее повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Все авторы исходили из того, что человек должен стремиться к  гармонии тела и души.

Современное общество избаловано огромным разнообразием товаров, услуг, развлечений.  Наверное,  потому мы  так требовательны  в выборе занятий по душе. Мы легко увлекаемся чем-то новым  и так же быстро теряет к нему интерес в погоне за ещё более новым. Поэтому те удовольствия, которым удалось в течение длительного времени удерживать внимание публики, можно считать по-настоящему сильными аттракционами.  Пример тому – спортивные соревнования разного характера. А звание самого старейшего  состязания по праву носят Олимпийские игры. Вот уже несколько тысячелетий эти состязания приковывают к себе внимание не только профессиональных атлетов, но и болельщиков самых разных спортивных направлений.  

В Древней Греции, там, где зародилась идея Олимпийских игр, существовал культ здорового, крепкого тела. Тогда  в древности большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически. Когда на государство нападают враги, то государство приходится защищать. Защищать с мечом и щитом. А  щит и меч весили не мало. Слабый человек их просто не поднимет. А приходилось  не просто поднимать – ещё и бегать с этими воинскими принадлежностями.

В Древней Греции спортивное воспитание было органической составляющей воспитания гармоничного человека, основой которого являлось воспитание гражданина. Физическое воспитание  начиналось в возрасте семи лет в гимнасии. Античная гимнастика базировалась на четырех постулатах: воспитание гигиенических, военных, эстетических и нравственных основ. Спорт никогда не был у греков занятием ради накачивания мышц. Спорт ассоциировался с выработкой нравственного совершенства. Победа в Играх была, прежде всего, моральной победой, преодолением не только соперников, но самого себя. Вот почему работа педагога считалась высокопочетной, и воспитателей выбирали среди наиболее заслуженных и образованных людей.

Обучение в гимнасиях совмещалось с так называемой агонистикой (агон — борьба, состязание). Соревновались в спорте, пении, игре на музыкальных инструментах, танцах, чтении стихов и ораторских декламациях как взрослые, так и дети. С 18 лет юноши переходили в группы эфебов, где в течение двух лет изучали основы госуправления, философии и военного командования. Продолжалось и совершенствование в физической культуре: обучались строевой подготовке, верховой езде, гребле, стрельбе из лука, владению мечом и другими видами оружия.

Жизненная философия греков заключалась в том, что образ жизни свободного человека немыслим без спорта. Величайший мудрец Сократ считал человека, не умеющего читать и плавать, «телесным и умственным калекой». Греческий менталитет наиболее полно воплотил в себе не потерявший свое значение до наших дней глубоко философский афоризм: «В здоровом теле — здоровый дух».

Олимпионики в Древней Греции были не кумирами фанатов, они были образцами для подражания, с которых молодежь училась делать жизнь.  В диалоге Лукиана «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон, один из крупнейших политических деятелей Афин и талантливый поэт, особо подчеркивает, что «заставляет сыновей выполнять физические упражнения» дабы  «в  условиях мира польза от этого не меньше, поскольку молодые люди, не зная, куда деть свободное время, предаются распутству, а так — заботятся о тренировке тела и тем самым занимают себя». Слова эти как нельзя больше подходят и к нашим дням, хотя и прошло почти две с половиной тысячи лет.

В современном мире кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и самым мужественным, кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь, за трудолюбие и знание дела, за воспитанность. Иначе говоря, они  мечтают  о всестороннем совершенстве  детей, т. е. о воспитании идеального ребенка. А если ребёнок выбрал занятия спортом, для  любого тренера  конечная цель, разумеется, выступления воспитанника на  Чемпионатах мира и Олимпийских играх.

Сегодня в России существуют  училища олимпийского резерва, задача которых состоит в том, чтобы обеспечить ребятам удобный режим учебы и тренировок; цель обучения и воспитания – вырастить  личность, готовую к жизни в социуме, личность, которая  осознает свою роль в обществе. В рамках такой модели образования спорт не мешает школе, а, наоборот, дополняет ее, как и школа — спорт.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином  установленных государством образовательных уровней.  В широком смысле слова, образование — продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…».  Качество  образования  — это соответствие образования (как результата) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.

Несмотря на широкое использование термина «качество образования», ввести однозначное определение данного термина достаточно сложно, учитывая постоянную изменчивость социальной среды.

Можно привести  некоторые определения из разных источников.

*  КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

(Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации в области образования)

*  КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств)

*  КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

(Педагогический словарь)

*  КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

(Словарь терминов по общей и социальной педагогике)

Таким образом,  «качество образования» рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов, запросам потребителей, образовательных услуг ожиданиям общества. С позиций потребителей все сильнее выделяется социальный аспект в концепции формирования компетентности и компетенций будущих специалистов.

Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях, эффективно используя полученное образование. По определению Ж. Делора (президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке), человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить.

Есть ли для детей профессия соблазнительнее, чем космонавт или бизнесмен? Есть! Гонять по полю мячик, плавать безвылазно в бассейне или с удовольствием выписывать пируэты на льду — это же счастье! А тебе за это  и медалями награждают, и имя твое известно почти каждому человеку в стране.

Практически каждый человек на земле связан со спортом: зимой мы катаемся на лыжах и коньках, играем в хоккей, в летние каникулы плаваем, играем во дворе в футбол и баскетбол и т.д. С самого раннего детства

малышей учат делать зарядку и прививают им любовь к спорту, который необходим человеку для улучшения его самочувствия, укрепления мышц и всего организма, придания ему энергии. Занимаясь спортом, человек становится более сильным, жизнерадостным, меньше болеет и отлично себя чувствует.

Поскольку существует множество видов спорта, то каждый может подобрать себе занятие на свой вкус. Некоторые люди настолько увлекаются тем или иным видом спорта, что выбирают его своей профессией.

Со стороны может показаться, что спорт – это самая приятная и несложная профессия, однако на самом деле она очень трудная и требует от спортсмена полной отдачи всех его сил. Чтобы стать спортсменом, нужно много тренироваться, приучить себя к строжайшей дисциплине, беречь здоровье, быть открытым и общительным человеком, уметь слаженно действовать в команде (если ты выберешь командный вид спорта), а главное, обладать силой воли и неукротимым стремлением к победе.

Спортсмен – это профессия. Сложная, но  безумно увлекательная!

Спортсмен – это человек, который никогда не сдается, эта именно та категория людей, для которых проигрыш – это новый старт к новой победе.

Их тренировки - бесконечный труд.

К профессии спортсмена начинают готовиться с самого детства, буквально с 2-3 лет. Карьера спортсмена длится в среднем около 10 лет. Пик достигается к 18-30 годам к зависимости от вида спорта. У спортсменов есть возможность на профессиональную реализацию после завершения карьеры. Как правило, это тренерская деятельность, открытие спортивных школ.

Из жизненного опыта могу сказать, что спорт в жизни многих людей присутствует с раннего возраста. В школе - это дружный  спортивный класс. Волейбольные и баскетбольные секции, лыжи,  игра в футбол после уроков (и часто девочки принимают в этом активное участие), и даже увлечение  шахматами – это состязание ума и интеллекта. Многие ребята защищают честь школы на соревнованиях различного уровня. И очень часто ребят поддерживают  в спортивных начинаниях их наставники – учителя физкультуры, ОБЖ, географии. Ходят с ними в походы, учат навыкам  выживания в лесу, под их руководством ребята принимают участие в туристических слётах. Самое главное - учат быть терпимыми к мнению товарищей, принимать решения в разных ситуациях не только за себя, но и за команду. Даже если занятие спортом не является  профессиональным, всё же благодаря ему приобретаются  качества характера, которые помогают в жизни. И самое главное - желание учиться всегда в любой ситуации,  желание приобретать знания и делиться опытом.

Учиться  никогда  не  поздно.  Можно  не  стать чемпионом, но жизнь у детей  -  спортсменов   очень   интересная  и   личные    качества   и   желание стремиться   к   высоким   идеалам,   приобретенные   во    время   спортивной карьеры, в жизни не помешают.
        Работая в училище олимпийского резерва (МССУОР № 1) учителем,  мне выпала честь познакомиться с Олимпийскими чемпионами (на  момент обучения  –  будущими  чемпионами).   Каждый  из  них  –  личность  уже  с детства.  Можно  только  позавидовать  их увлечённости любимым делом, их желанию быть лучшими во всём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

«Качество образования как составляющая успешности спортсмена».

Спорт с раннего возраста  присутствовал  в моей жизни. Уроки физкультуры  в младших классах, секция по легкой атлетике в старших, возможность находиться со своими друзьями в спортивном ...

Эссе на тему:«Качество образования как составляющая успешности спортсмена».

Эссе на тему: «Качество образования как составляющая успешности спортсмена». Олимпийские спортсмены всегда  являлись предметом гордости и лицом целых государств. На них равняется молодое поколени...

Система работы с семьей как залог успешной работы педагога дополнительного образования.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности....

Агитбригада "Здоровое питание – залог успешного образования"

Агитбригада "Здоровое питание – залог успешного образования"...

Наставничество как залог успешной реализации национального проекта "Образование"

Статья в помощь педагогам всех образовательных организации для реализации целевой модели наставничества  (К.Д. Ушинский и С,Я Батышев)....