Наставничество как залог успешной реализации национального проекта "Образование"
статья

Лучер Виктория Юрьевна

Статья в помощь педагогам всех образовательных организации для реализации целевой модели наставничества  (К.Д. Ушинский и С,Я Батышев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_teme_nastavnichestvo_zalog_uspeha.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество как условие успешности реализации

 национального проекта «Образование»

«Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность состоит в

приучении воспитанников к умственному труду

и что эта обязанность более важна,

нежели передача самого предмета»

К.Д. Ушинский

Указом Президента РФ В.В. Путина 2023 год «Год педагога и наставника»: «Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии.»

Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас искать ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся педагоге Ушинском Константине Дмитриевиче. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей».

В XIX в. в школах практиковались телесные наказания, зубрежка и учительский произвол. Естественно, у детей это вызывало негативные эмоции и Ушинский осознавал, что пришло время перемен, а главное он понимал как действовать. Для российской педагогики проблема наставничества всегда оставалась предметом особого внимания. Константин Дмитриевич основоположник отечественной педагогики подчеркивал, что существует прямая зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства и знаний наставника. «Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», который был бы готов к «самостоятельной жизни в обществе», — писал Ушинский.

К. Д. Ушинский уделял значительное внимание вопросам гимназического образования и воспитания. Классный наставник во второй половине XIX в. — преподаватель гимназии, совмещавший выполнение учебной нагрузки с организацией и проведением воспитательной работы с гимназистами, осуществлявший «наблюдение за успехами и нравственностью учеников». Содержание его деятельности изменялось на протяжении времени под влиянием целого комплекса политических, социально-экономических, культурных и научно-педагогических факторов и определялось главным образом в зависимости от государственного и социального заказа.

К. Д. Ушинский видел крайнюю необходимость отечественной гимназии в постановке целенаправленной, планомерной, содержательной воспитательной работы, в профессиональных педагогах-воспитателях, наставниках подрастающего поколения. Эта идея была воплощена Министерством народного просвещения в пореформенный период (1860—1870-е гг.) введением должности педагога-воспитателя, классного наставника. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание невозможно.», — пишет ученый.

В современном образовательном обществе разработана целевая модель призванная регулировать отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.

Данная модель разработана в рамках реализации федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», которые включены в нацпроект «Образование».

Педагог-наставник – новая профессия для российского образования. Современное образование нуждается в новом специалисте, который поможет обучаемому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию.

Сегодня, обращая внимание на научные труды прошлого, можно выделить еще одного Академика РАО С.Я. Батышева. Вся его жизнь связана с подготовкой квалифицированных специалистов. Работая в системе трудовых резервов, а затем профессионально-технического образования, Сергей Яковлевич прошел большой путь организатора подготовки квалифицированных рабочих - от директора техникума до заместителя председателя Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию. 

Ученый предлагает новые технологии педагогического наставничества разделить на четыре ступени, которые в совокупности с трудами Ушинского К.Д. можно переложить на современную школу:

1. Педагог- ментор – руководитель, учитель, наставник, воспитатель. «Менторинг» предполагает целенаправленную передачу опыта учащемуся более опытным наставником по типу «делай как я».

2. Педагог-тьютор – наставник, опекун. «Тьюторинг» направлен на сопровождение процесса обучения учащегося, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику.

3. Педагог – коуч – опытный наставник, способный строить процесс обучения на основе партнерских взаимоотношений, вдохновлять обучающихся на самостоятельный поиск решения проблем. «Коучинг» обеспечивает раскрытие потенциала личности обучаемого.

4. Педагог- фасилитатор - опытный руководитель, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию на основе креативных моделей корпоративного обучения.

Проведя сравнительную характеристику ступеней педагогического наставничества, можно сказать, что:

  1. Осуществление данной деятельности вызывает существенные затруднения, связанные с выявлением индивидуальных способностей учащихся, учебных взаимоотношений. Чаще всего наставником-ментором выступает классный руководитель.
  2. Характеризуется поверхностными теоретическими знаниями о содержании, технологиях, методиках обучения учащихся, основанными на опыте. Наставниками-тьюторами чаще выступают школьные специалисты психолого-педагогического сопровождения.
  3. Высокий уровень готовности в области применения иннновационных моделей обучения и воспитания учащихся, разработкой индивидуальных и групповых программ профессионального и карьерного развития, самостоятельным поиском знаний, систематическим посещением курсов повышения квалификации наставников. Чаще всего это профессионал, готовый научить, как правильно организовать процесс обучения.
  4. Высокий уровень сформированности психолого-педагогических, методических и воспитательных компетенций педагога-наставника может быть достигнут только в процессе непрерывного профессионального образования, дополнительной психолого-педагогической подготовки и самосовершенствования.
          Педагогическое наставничество заключается в организации образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений (настоящих и прошлых) с интересами и устремлениями (образом будущего). Педагог-наставник создает избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он осуществляет так называемую навигацию его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.
        На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Идеальная модель современного педагога-наставника сводится к наставнику — фасилитатору. Педагог-фасилитатор — это наставник, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Источники:

  1. Алексашина 2017 — Алексашина И.Ю. Наставничество и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем / С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб., 2017. 153 с.
  2. Батышев 2016 — Батышев С. Я. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции, ч.1. М., 2016. 324с.
  3. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6.
  4. https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-pedagogicheskogo-nastavnichestva-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii/viewer
  6. https://issledovatel.pro/zhurnal-issledovatel/issledovatel-1-2020/novye-tekhnologii-pedagogicheskogo-nastavnichestva-v-obshcheobrazovatelnom-uchrezhdenii/
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/voploschenie-idey-k-d-ushinskogo-v-modelyah-vospitatelnoy-deyatelnosti-klassnogo-nastavnika-otechestvennoy-gimnazii-vtoroy-poloviny
  8. https://ummall.ru/samorazvitie/vyskazyvaniya-ushinskogo-o-pedagogicheskom-masterstve.html
  9. https://scientificrussia.ru/articles/ucitel-mudrec-guru-istoria-nastavnicestva-v-rossii-i-mire

Материал подготовила

 Лучер Виктория Юрьевна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Социальное партнерство - залог успешности

Развитие партнерских отношений открывает возможности для развития учащихся...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»

выступление на педагогическом совете:  «Обучение и воспитание успехом»  обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...

СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА.

« Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях...

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».

В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....