Конспекты занятий по профориентационной работе
план-конспект занятия (9 класс)

Зыкова Елена Алексеевна

Планы – конспекты занятий по профессиональной ориентации

 

«Твоя профессиональная карьера»

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБУ

«Шаталовский детский дом»

Планы – конспекты занятий по профессиональной ориентации

«Твоя профессиональная карьера»

2017 – 2018 учебный год


Занятие 1

Дата: 01.02.18.

Тема : «Внутренний мир человека и возможности его познания».

Цель: Создать условия для самоанализа и формирования адекватного образа «Я».

План занятия.

1. Вступительное слово учителя ( тьютора). Рассказ о себе, о том кем он себя представляет и почему, он так считает.

 На доске записываются вопросы : «Кто Я?», «Каков Я?», «Знаю ли я себя?».

Учитель обращает внимание детей на эти вопросы. Вопросы записываются в тетрадь.

2. Учитель представляет  две фотографии одного пейзажа в разное время года и предлагает сравнить и найти общее и различное в них. Учитель предлагает сделать выводы.

 Задаются вопросы:

- все ли мы одинаковые?

- чем один человек может отличаться от другого?

- как мы ищем отличия?

- с кем мы сравниваем другого человека?

3. Определение понятия личность. Обсуждение мнений.

4. Общий итог занятия.

Анализ занятия

На занятии присутствовало 20 человек. Ученики проявили живой интерес к проблеме самоопределения.

На первом занятии было видно позитивное отношение учеников к решению поставленных перед ними вопросов.

В начале занятия работа с группой строилась в направлении осознания необходимости самопознания. В вопросно -  ответной форме участникам было предложено подискутировать о том, могут ли люди быть совершенно одинаковыми. «Почему важно видеть различия в окружающих?». В результате занятия учащиеся смогли сделать  вывод о том, что индивидуальность человека может складываться из различных факторов.

В процессе занятия было четко сформулировано понятие – личность.

        На примере роста дерева было представлено развитие личности человека в процессе его жизни.

        Применение приема самонаблюдения и письменный ответ на вопрос «Кто я?» дали возможность участникам занятия оценить себя с позиции собственных наблюдений.

        В завершении занятия, участники выразили свое отношение к обсуждавшейся теме, высказали мнение о том, что личность понятие многогранное и на прямую связанное с самооценкой и самоопределением человека.


Занятие 2

Дата: 08.02. 18.

Тема: «Представление о себе и выборе профессии».

Цель: Показать необходимость адекватной самооценки при выборе профессии.

Оснащение: Экспресс методика по выявлению интересов.

План занятия.

1. Определение понятия самооценка. 

Учитель рассказывает о становлении, развитии человека на примере роста дерева, постоянно сравнивая их.

- Использование схемы или рисунка.

Учитель предлагает задуматься над вопросом, почему самооценка не всегда совпадает с оценкой окружающих. В результате обсуждения учащиеся подводятся к понятию уровень самооценки: адекватный, завышенный, заниженный.

2. Учитель приводит общие правила самооценки для занимающихся самовоспитанием и планированием своей профессиональной карьеры.

3. Вопросы для закрепления и повторения.

- что такое самооценка?

- дайте пояснения следующим понятиям:

А) завышенная самооценка;

Б) высокая самооценка;

В) адекватная самооценка;

Г) заниженная самооценка;

- в чем их различия? По каким признакам вы можете определить это?

4. Общий итог занятия.

                                

Анализ занятия

На занятии присутствовало 19 человек. 1 человек отсутствовал по причине нахождения в детском лагере «Орленок» (Путров И.).

В процессе занятия и объяснения учителем, учащиеся усвоили понятие «самооценки». На занятии обсуждался вопрос о возможности несовпадения самооценки с мнением окружающих и причинах этого. Участники занятия определили, что уровень самооценки играет большую роль при выборе профессии. В тетрадях учащиеся записали уровни самооценки.

При проведении «Экспресс методики для выявления интересов» задания не вызвали серьезных трудностей. Выполнение этого задания вызвало живой интерес со стороны участников занятия, так как учащиеся  были подведены к осознанию того, что в ситуации профессионального выбора необходимо не только знать и объективно оценивать свои интересы и склонности, но и уметь соотнести их с избираемой профессией. Результаты «Экспресс методики для выявления интересов»озвучены участникам проекта на индивидуальных консультациях и находятся в портфолио участника.

На занятии развивалось осознание значимости психологического самопознания для личностного роста, саморазвития и профессионального самоопределения.

При подведении итогов занятия участники выражали свое мнение , о том что самооценка при выборе профессии предполагает оценку своих интересов, способностей и личностных качеств и соответствие их требованиям выбираемой профессии.


Занятие 3.

Дата: 15.02.18.

Тема: «Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения  и профессиональный план».

Цель: Формирование объективной оценки своих возможностей.

План занятия.

1. Слово учителя о выборе профессии. Пример личного опыта.

Постановка вопросов:

- легко ли сделать выбор профессии?

- что по -  вашему будет на это влиять?

- существуют ли ограничения?

2. Субъективные и объективные ограничения. Пути реального преодоления возникших трудностей.

3. Профессиональный план. Что это такое?

- пути формирования профессионального плана;

- сопоставление возможностей;

- сбор информации;

- профессиональные пробы;

4. Рациональное соотношение понятий «хочу» - «могу».

5. Проведение игры «Я и моя профессия».

Цель игры- овладение умением передавать знания другим людям о выбранной профессии.

6. домашнее задание: написать мини- сочинение «Кем я хочу стать? Почему мне нравиться эта профессия?»

                                Анализ занятия

        

На занятии присутствовало 19 человек. Для актуализации знаний учащихся была проведена беседа о профессиональном выборе знакомых учащихся; кто нашел себя, получил профессию, адаптировался в жизни.

Основной упор делался на осознание учащимися своих интересов, склонностей, интеллектуальных ресурсов, их будущей профессиональной деятельности.

В тетради учащиеся записали определения понятий: «профессиональные намерения», «профессиональный план». Учащимися была составлена схема в виде трех составляющих: «хочу», «могу», «надо» исходя из своих профессиональных намерений.

Некоторые учащиеся испытывали трудности при составлении плана, так как еще не готовы к профессиональному самоопределению.

Учащимся было рекомендовано добавить запасной вариант, так как могут возникнуть препятствия по реализации профессионального выбора.

В конце занятия проведена игра «Я и моя будущая профессия». Участники оценили свое эмоциональное состояние, отметили, что нового они узнали и как это поможет им при планировании своей профессиональной деятельности. Учащиеся были подведены к пониманию того, что при составлении профессионального плана полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели.


Занятие 4.

Дата: 22.02.18.

Тема: «Типичные ошибки при выборе профессии».

Цель: Раскрыть учащимся возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Оснащение: Методика «Карта интересов».

План занятия.

1 этап занятия.

 - выступление учеников с  сообщениями о разных группах ошибок при выборе профессии

( сообщения готовятся заранее), приводятся примеры из жизни известных личностей.

2 этап занятия.

- проводится дискуссия в виде «Круглого стола». Ведущий сам учитель.

Обсуждаются различные жизненные ситуации, связанные с выбором профессии.

- дается возможность выступить всем учащимся;

- проводится анализ ситуаций по схеме « А, если бы?...».

3 этап.

- подводится итог, проводится классификация и анализ ошибок при выборе профессии с помощью учителя.

Анализ занятия

На занятии  присутствовало 19 человек.

Занятие было построено в форме семинара. Учащиеся заранее были привлечены к эвристической форме работы, возможности которой были реализованы на занятии с группой при обсуждении сообщений сделанных учащимися самостоятельно. Были рассмотрены группы типичных ошибок при выборе профессии на основе анализа жизненных ситуаций.

          При работе с учащимися в форме «Круглого стола» сказывался  небольшой жизненный опыт во время обсуждения проблемных ситуаций связанных с выбором профессии. По ходу обсуждения ученики дали свои оценки правильности выбора профессии, анализируя ошибки приведенных примеров.

Учащиеся смогли понять значение профессионального самоопределения как сознательного и самостоятельного выбора.

        В завершении занятия проведена диагностическая работа, использована методика «Карта интересов». Дети с удовольствием приняли участие в выполнении методики и с большим интересом отвечали на вопросы.

        Результаты методики обработаны психологом, составлен общий анализ.

Результаты методики находятся в портфолио участников проекта.


Занятие 5.

Дата: 29.02.18.

Тема: «Интересы и склонности в профессиональном выборе (хочу)».

Цель: Раскрыть сущность понятий «профессиональное намерение», «мотивы», «интересы», «склонности». Выявить ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся.

Оснащение: Методики «Опросник профессиональной готовности».

План занятия.

  1. Дается определение понятий:

- интерес;

- склонность;

- призвание;

По ходу изложения задаются вопросы:

- чем увлекаются учащиеся ?

- что их интересует?

  1. Работа с методикой «Карта интересов»

- обсуждение результатов работы;

  1. Работа по методике ОПГ.

- сравнительная характеристика работы по двум методикам.

Анализ занятия

На занятии  присутствовало 19 человек.

В начале занятия работа с группой  строилась в формате теоретического материала с работой направленной на осознание темы занятия. При изложении материала была сделана опора на основные понятия – интерес, склонность, призвание. 

Опорным тезисом занятия была мысль о том, что интерес в динамике своего развития может превращаться

в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.

Основные понятия были записаны в тетрадь. Усвоение этих понятий особых трудностей не вызвало.

На занятии развивалось осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.

При обсуждении результатов работы с методикой «Карта интересов» учащимся и беседы со школьниками об их профессиональных намерениях им  были даны рекомендации и разъяснения.

На заключительном этапе занятия проводилась работа по методике ОПГ.

При проведении работы с методикой возникли трудности технического характера. Полученные результаты находятся в портфолио участника проекта.


Занятие 6.

Дата: 07.03.18.

Тема: «Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) ».

Цель: Дать учащимся представления о профессиональной пригодности и профессионально важных качествах, раскрыть их значение в профессиональной деятельности.

Оснащение: Описание профессий.

План занятия.

  1. Сообщение учащимся об индивидуально – психологическом своеобразии человека. Характеристика различных аспектов профессиональной деятельности человека.

- предъявление специфических требований к профессиональным качествам личности;

- источники сведений о профессиональных качествах личности;

- объяснение понятия профессиональная пригодность;

  1. Задание для учащихся:

-  выделить профессиональные качества личности профессий: водитель, огранщик драгоценных камней, художник, актер, фотограф, охранник, оператор ПК, военный, учитель, шахтер.

  1. Работа с методикой самооценки личности.

Анализ занятия

На занятии  присутствовало 19 учащихся.

Учащиеся достаточно четко определили профессиональные качества личности. Обсуждение наличия этих качеств в той или иной профессии вызвало живой и устойчивый интерес.

Во время занятия определено, что входит в понятие профессионально важные качества личности (ПВК). Учащимися в процессе обсуждения установлено, что ПВК обеспечивают успешность профессионального обучения и профессионального труда, а знание ПВК необходимо для того чтобы принять ответственное решение о выборе своего дальнейшего профессионального пути.

На занятии было дано и разобрано определение – профессиональная пригодность.

При работе на первоначальном этапе занятия было видно, что учащиеся не всегда четко видят разницу между понятиями «профессионально важные качества» и  профессиональна пригодность. В процессе занятия данные понятия были четко сформулированы для лучшего понимания учащимися. В своих рабочих тетрадях учащиеся записали определения этих понятий и самостоятельно смогли привести примеры ПВК и профессиональной пригодности.

В завершении занятия участники оценили свое эмоциональное состояние и интерес к занятию по пятибалльной шкале. 90 % участников остались довольны занятием и своей работой на занятии.

Занятие было направлено на развитие интересов, склонностей, психофизиологических и интеллектуальных ресурсов личности и идентификации их с будущей профессиональной деятельностью.

Учащиеся научились использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности.


Занятие 7.

Дата: 14.03.18.

Тема: «Профессиональная карьера и здоровье».

Цель: Показать учащимся необходимость учета фактора здоровья при выборе профессии.

Познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий.

Оснащение: Таблицы «Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности», «Перечень профессионально – производственных противопоказаний».

План занятия.

  1. Выступление врача – педиатра по проблеме медицинских противопоказаний при выборе учащимися профессии.

  1. Работа учащихся с таблицей «Неблагоприятные факторы труда, в некоторых отраслях промышленности».

  1. Задание: дается перечень заболеваний, необходимо с помощью таблицы перечня профессионально – производственных противопоказаний определить профессии противопоказанные при этом.

  1. Общий итог занятия. Обсуждение проблемных ситуаций связанных с профессиональным выбором.

Анализ занятия

На занятии присутствовало 20 учащихся.

Занятие было построено в форме объяснения. Врачом был обозначен ряд противопоказаний при выборе профессии.

Были проанализированы результаты проведенной диспансеризации в школе – интернате. Определен ряд распространенных заболеваний среди учащихся школы и на основе этих данных был выявлен круг характерных заболеваний присущих учащимся школы – интерната.

На занятии была проведена работа с таблицей «Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности». Учащимися были определены неблагоприятные факторы, которые вызывают заболевания дыхательной и сердечно -  сосудистой систем и изменения в иммунной системе. Были рассмотрены примеры ряда профессий, на  которые воздействуют вредные факторы.

В процессе занятия учащиеся ознакомились с медицинскими противопоказаниями при выборе профессии, используя таблицу  «Перечень профессионально – производственных противопоказаний». Одновременно учащиеся попытались соотнести свой выбор профессии с теми нарушениями в состоянии здоровья, какие есть у них, что позволило сделать вывод о том, что им может помешать в построении успешной профессиональной карьеры.

Подводя итог занятию можно сделать вывод о том, что учащиеся получили практическую информацию, которую могут применить к себе, решая проблему выбора профессии в соответствии со своим состоянием здоровья.


Занятие 8.

Дата: 21.03.18.

Тема: «Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Смоленской области»

Цель: Познакомить учащихся с учебными заведениями Смоленской области. Способствовать осознанному выбору  учебного заведения, учитывая интересы и склонности ученика и востребованность профессии.

План занятия.

  1. Анализ анкетирования учащихся и результатов работы с методикой ОПГ.

2. Выступление социального педагога по возможностям получения профессионального образования на территории Смоленской области.

        План выступления:

-  пути получения профессии. Характеристика учебных заведений.

- условия поступления в учебные заведения разного профессионального уровня.

 - продолжительность и условия обучения.

 - квалификация выпускников учебных заведений.

 - заработная плата и рабочие места в регионе.

 - перспективы профессионального роста.

     3. Обсуждение и анализ поступления выпускников школы за последние три года.

Анализ занятия

На занятии присутствовало 20 учащихся.

На первом этапе занятия  учащиеся были ознакомлены с результатами ранее проведенного анкетирования. Было отмечено, каким профессиям ученики отдают предпочтение, были названы учебные заведения где воспитанники желают получить профессиональное образование.

В вопросно-ответной форме ученикам было предложено поразмыслить о том, как себя найти в мире профессий и что для этого необходимо.

Участники занятия усвоили, что успешность профессионального самоопределения достигается при сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями, возможностями и потребностями.

Для более четкого понятия о возможностях профессионального образования социальным педагогом были представлены различные учебные заведения начального и среднего профессионального образования.

В завершении работы было проведено обсуждение результатов поступления выпускников за последние три года, а также их трудоустройства после обучения.

В процессе занятия учащиеся получили информацию для размышления и сопоставления своих возможностей с желанием выбрать ту, или иную профессию, на основании полученных ранее знаний в области профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия" Есть такая работа - Родину защищать.."

Комплексное занятие , посвященное Дню Защитника Отечества ( применение дидактических игр и упражнений  , как способ сохранения эмоционального  благополучия детей )...

Конспект занятия "Астры". Коллективная работа

Тема  занятий "Осень", "Мир природы". На занятииях данного блока знакомим детей с растительным миром, а именно с осенними цветами. Говорим о многообразии форм, красок растений. Учимся определять ...

Конспект занятия по теме: «Работа над техникой исполнения прыжков в классическом танце и акробатике»

Возраст обучающихся :13-14лет, 8 –й год обученияМесто занятия в программе: Январь, 8-ой год обучения, занятие длится 3 академических часа.Цель: совершенствование техники исполнения больших прыжков в к...

Конспект занятия по кружковой работе На тему: «Цветы из квиллинга» (для детей старшей группы)

Познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга;             Воспиты...

План-конспект занятия по спасательным работам на воде

Занятие является частью дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности "Спасательные работы на воде". Цель занятия: обучение технике ныряния в длину и глуб...

Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»

Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»...

Конспект занятия на тему "Работа со спичечными коробками"

Конспект занятия объединения "Мастерская поделок" на тему "Работа со спичечными коробками"...