Эссе "Моя педагогическая философия".
статья

Бобкова Наталия Георгиевна

Статья для Всероссийского  дистанционного конкурса "Учитель года  России - 2020" "Моя педагогическая философия" // конкурс -учитель - года.рф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Чтобы прожить жизнь счастливо,

надо с головой уйти в любимое

дело, тогда некогда будет думать,

счастлив ты или нет».

(Б. Шоу)

В мире существует много профессий, но – где-то есть одна единственная – твоя. Гийом Мюссо как-то сказал: «Возможно, в мире вообще нет ничего случайного. Возможно, некоторые события происходят несмотря ни на что. Они записаны в книге судьбы.  Подобны стреле, которая выпущена давным-давно и летит сквозь толщу времен, точно зная, где и когда поразить цель» (Г. Мюссо «Спаси меня»). Вот и я думаю, что моя профессия неслучайна в моей судьбе.  Мама Любовь Васильевна – педагог, которая всю свою жизнь посвятила детям, проработав сорок с лишним лет в детском саду. С детства, а затем уже во взрослой жизни у меня была возможность наблюдать за маминым отношением к работе, к детям и к самой жизни, что собственно, и стало хорошим импульсом в пользу выбора профессии учитель.

С детства восхищаюсь французской культурой, литературой, живописью. С удовольствием  пела и пою до сих пор  французские песни и разучиваю их с детьми на уроках. С обожанием отношусь к французскому кино. Детские годы проводила много времени за чтением, поэтому неудивительно, что мой внутренний мир сформировали, в том числе, и французские писатели: Ж. Санд, А. де Сент-Экзюпери, А. Дюма, Ф. Саган, Э. Базен, А. Камю.  Большой след в детской душе оставила повесть В. Распутина «Уроки французского» и образ учительницы французского языка в моем классе. Образ Лидии Михайловны («Уроки французского») сопровождает меня на протяжении всей  моей жизни. В трудных ситуациях в работе с детьми  нет-нет да и вспомнится этот милый, светлый образ, воплощающий  благородство, доброту, великодушие, отзывчивость. А образ моей учительницы французского языка Анны Васильевны Разиной только укрепил меня в выборе моего направления.

Этот прекрасный, во всех отношениях язык стал проводником в  творческий мир учителя. Но говоря о французском языке, хочется говорить, прежде всего, о творческой составляющей в этой профессии. Полагаю, это вызывает интерес, как учителя, так и ученика. Работа в гимназии № 3 как раз дает такую возможность. Многие ребята, изучающие французский язык участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня. Охотно ходят на семинары, концерты, фестивали в Бурятском Государственном университете (БГУ), пишут заметки во французский журнал «Salut! Ça va?».  К нам на уроки приходят преподаватели и стажеры из университета Сен-Дени Париж-8 Вероника Буа и Валентин Дюссо.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с кафедрой французского и немецкого языков ИФИМК БГУ. Дети любят петь, танцевать, сочинять, рисовать, декламировать французских поэтов, поэтому выступления на неделе языка и других мероприятия в БГУ с участием иностранных стажеров являются  яркими и запоминающимися моментами для ребят. А совсем недавно наша школа вошла во франкофонную сеть российских школ Французского Института в Москве. Участие в этой сети дает дополнительную возможность ребятам, увлекающимся французской культурой,  языком принять участие во французских всероссийских конкурсах, самовыразиться, получить интересный опыт.

С целью развития творческих способностей учащихся, повышению мотивации в изучении французского языка, развитии умения писать сочинения на французском языке, выявлении талантливых и одаренных школьников, в нашем  городе проводятся  муниципальные конкурсы сочинений, в которых дети нашей школы с удовольствием принимают участие. Подобные конкурсы способствуют проявлению гражданской позиции детей, этическому осмыслению насущной проблемы современности, повышению мотивации в изучении иностранных языков, что, как отмечают методисты, является важным элементом как зарубежного, так и отечественного образования. Ведь от  ученика требуется не только знание темы эссе, не только владение грамматикой и лексикой, но еще хорошие навыки использования письменной речи для решения коммуникативной задачи.

Творческие мероприятия позволяют  мне  увидеть разные качества характера  детей, которые порой не видны в обычной каждодневной практике школьных уроков, заинтересовать их своим предметом, совмещая учебный материал с играми, разучиванием французских песен и просмотром французских фильмов.

Обучение французскому языку проводится по учебнику «Встречи» авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина, издательство «Просвещение» 2019. УМК предназначен для обучения учащихся, изучающих французский язык как  второй иностранный. Основным подходом при обучении второму иностранному языку является сравнительно-сопоставительный на сознательной основе, что, безусловно, служит интенсификации процесса обучения, развитию чувства языка у учащихся. На изучение французского языка в  нашей школе  отводится 2 часа в неделю. Исходя из этого, основная цель обучения французскому языку как второму иностранному является формирование коммуникативной компетенции, которая понимается, как способность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, обозначенных программой. Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста, сферой их интересов, с учетом возможностей учащихся усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с опытом изучения первого иностранного языка.

На уроке французского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Используя средства интеграции  французского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, биологией, географией, русским языком,  латынью, английским языком и др.) стараюсь помогать в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности.

При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Учитывая, что в настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа и все чаще возникают вопросы: «Кто мы?», «Каковы наши истоки?», «На каких национальных обычаях, традициях воспитывать наших детей?», «Как сохранить свою индивидуальность, язык и культуру?», в нашей школе идет целенаправленное использование регионального национального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся. Интеграция культуры края бурятского народа с изучением иностранного языка осуществляется и на уроках французского языка. Данный интегративный подход целесообразен для расширения кругозора учащихся, создается концентрация материала вокруг определенной темы, совершенствуются языковые возможности школьников. Тематический способ усвоения краеведческой информации помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину истории и современной жизни нашего края. Методика изучения родной культуры подростками на уроках  французского языка обусловлена их возрастной спецификой. Они подвержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет  мне широко использовать народные сказки, песни о родном крае и городе, декоративно-прикладное искусство.

На сегодняшний день одной из первостепенных задач, стоящих перед учителем является выявление  потенциала научного творчества школьников; рассмотрение конкретных форм реализации научного потенциала учащихся; изучение форм руководства научно-исследовательской деятельностью школьников. Поэтому важное место в моей педагогической деятельности занимает организация исследовательской работы. Учеба в очной аспирантуре БГУ Улан-Удэ (научный руководитель: доктор, проф. Е.И. Целикова) и защита диссертации (БГУ, Улан-Удэ, 2010) поспособствовали этому направлению  моей деятельности.  Замечено, что в процессе  исследования обеспечивается творчество, продуктивная деятельность, результаты на конференциях различного уровня.

         В заключении хотелось бы отметить, что главным направлением моих занятий является воспитание нравственности, уважения к человеку, ответственности друг перед другом посредством французского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...