Памятка для воспитателей «Развитие речевого дыхания».
консультация

Дудкина Нина Григорьевна

 «Развитие речевого   дыхания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitateley.docx138.08 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

«Развитие речевого   дыхания».

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Различие между физиологическим дыханием и речевым дыханием.

 

Физиологическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Последовательность фаз дыхания

Фазы: вдох – выдох - пауза

Фазы: вдох – пауза - выдох

Произвольность

Происходит непроизвольно, рефлекторно,

вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемое, управляемо

Назначение

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

Полости, через которые осуществляются вдох и выдох

Вдох и выдох через нос

Вдох и выдох через рот

Соотношение времени, затраченного на вдох и выдох.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Несовершенства речевого дыхания, которые наблюдаются у дошкольников, и приводят к задержке речевого развития.

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).

4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.параметры правильного ротового выдоха:

Техника выполнения упражнений:

 -глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот плечи не поднимать;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

- упражнения проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.

Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить,что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому игры должны ограничиваться по времени - 3-5 минут в день с перерывами на отдых.

Так, например: - дети 2-3 лет играют 1-2 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).

- дети 3-4 лет могут заниматься по 2-3 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).

- дети 4-6лет - длительность игры составляет – 3-5 минут (количество слов 4-6).

- дети 6-7 лет – могут играть по 4-6 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).

Очень осторожно нужно проводить дыхательные упражнения детям с органическим поражением мозга, эпилепсией, астмой и др. заболеваниями согласно рекомендаций врача.

Примерные упражнения на развитие речевого дыхания.

Упражнения для развития ротового выдоха.

«Забей мяч в ворота»

Оборудование:ворота шириной 10 и 15 см(их можно заменить кубиками);табло с

вставляющимися в него цифрами или красними кружками; мячик – ватный шарик.На противоположный от ребенка край стола ставятся ворота, рядом с ними – табло. Ребенокприседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор , пока он не попадет в ворота.Если это удается, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра.Дляусложнения игры ставятся более узкие ворота.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075aa.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075ab.jpg

«Листопад» , «Снегопад»

Оборудование: на каждого ребенка пластмассовая бутылка, наполненная мелкими разноцветными листьями и снежинками из бумаги; пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить ее в бутылку, вдохнуть носом и медленно выдохнуть в трубочку.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075ac.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075ad.jpg

 «Сдуй снежинку», «Сдуй кляксу», «Лети стрекоза»

Оборудование: варежка из картона; к ней прикрепленная на ниточке снежинка из бумаги. Свинка из картона; к ней прикрепленная на ниточке клякла из бумаги.

 Ребенок берет варежку или свинку, подносит к орту и дует, Повторить 4-5 раз.При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки                                                                                                               ненадуваются.https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075ae.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075af.jpg https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075ag.jpg

«Гарячий чай»

Оборудование: плоскотное изображение чашки из картона; к ней прикреплены узкие полоскииз бумаги (пар).Ребенок берет чашку, подносит ко рту и дует на пар, остужая чай.При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки не надуваються.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185920/t1515602075ah.jpg

Упражнения для развития речевого дыхания

«Катание с горки»

И.п. : о.с. 1 – сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 – на выдохепроизносить: «У-у-у-у-х!!. Повторить 3-4 раза.

«Дождик»

И.п.: о.с. 1- попеременновыставлять пряме руки вперед – «ловить капли» (вдох);

2 – на выдохепроизносить : «Кап- кап-кап!»; 3 –попеременновыставлять пряме руки – «ловяткапли» (вдох); 4 – на выдохепроизносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

«Улетают птицы»

И.п.: ноги слегкарасставлены, руки опущены. 1 – глибокий вдох; 2 – медленный выдох,

произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза

«Самовар кипит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- вдох носом; 2 – на выдохепроизносить: «Пыхчу!Пыхчу!». Повторить 3-4 раза

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речового дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...

Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"

Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....

Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия

Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания является подготовительным этапом при постановке звуков. Игровые упражнения помогут малышу выработать целенаправленную воздушную струю.....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...