Методика обучения дошкольника игры на инструментах
методическая разработка

Плетнева Валерия Александровна

Методика обучения игры на инструментах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_detey_igre_na_muzykalnyh_instrumentah.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Приемы обучения

Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.
В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях.
Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.
В практике часто приступают, к обучению игре на многих инструментах одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов исполнения, или же разучивают всю пьесу сразу. При этом одним детям приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет ребят и рассеивает их внимание.
Очевидно, целесообразным можно считать другое. Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2—3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают
знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Причем иногда наиболее способным ребятам предлагается осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки.
Постепенно детей знакомят с инструментами, имеющими диатонические или хроматические звукоряды: металлофонами, триолами, аккордеонами, цитрами. Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление с ней: на занятие можно внести сразу два или три инструмента, например, барабан, бубен и кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только ритм.
Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых произведений.

Технические приемы

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.
Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на 
металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.
При игре на 
цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн.
Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую Руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.
Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.
При игре на 
треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим.

и    если   он   продолжается   долго,   следует   прижать   треугольник рукой - звук сразу прекратится.
Бубен издает различные по характеру звуки  в зависимости от того, ударяют по его перепонке  пальцами,  мягкой  частью ладони или одним большим  пальцем.  Если к тому же  менять место удара—ближе к деревянной раме   (где сильнее  резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.
Играть  на   
триоле     и   Мелодии-26   следует   одинаковыми   приемами.   Ребенок  дует   в   отверстие   трубки,   равномерно   расходуя дыхание.   Одновременно   он   нажимает   нужную   клавишу.   Клавиши у триолы цветные, каждая имеет свой цвет и название. Первые  клавиши — ре,  фа #,   соль   и   далее  звукоряд   соль  мажора. Следовательно,  на  триоле  можно  исполнять  мелодии  в  соль мажоре и частично в других тональностях, но в ограниченном диапазоне.
Инструмент, называемый Мелодией-26, построен на хроматическом звукоряде (в две октавы), и практически на нем можно исполнить любую мелодию в пределах двух октав.
Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.

Последовательность заданий

В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре.

 

Металлофон хорошо передает звуки падающих .капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.

Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет.

 

 

 

А  флейта   или   Мелодия-26   всем   ребятам   говорит — собирайтесь в поход.

На   барабане   палочки   выбивают   дробь,   словно   гром   гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками).
Смысл подобных приемов — в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента.
На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий.
Можно ударять пальцами одной руки о ладонь другой, причем звук значительно отличается в зависимости от того, держатся ли пальцы вытянутыми или же свободными и полусогнутыми. Притопы ногой тоже различны: всей ступней, одним носком или каблуком, поочередно — то носком, то каблуком. Применяются так называемые «шлепки» ладонями или кончиками пальцев о свои бедра.
Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом
прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий. Детям дают, например, следующие упражнения:

Музыкальное эхо

Дети распределяются на две подгруппы.
1-я линия. Педагог стучит палочками.
2-я линия. Первая подгруппа детей стучит носком ноги.
3-я линия. Вторая подгруппа детей постукивает пальцами руки по ладони другой руки.

Подобные упражнения могут варьироваться в отношении ритма и разных способов хлопков, притопов, «шлепков» и т. д.
Хорошо имитируется движение поезда, например чередованием ударов ноги то носком, то каблуком или рук то пальцами, то глухим хлопком. Темп при этом может произвольно ускоряться или замедляться, а звучание усиливаться или затихать.

1-я линия. Удар каблуком.

2-я линия. Удар носком ноги.

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса. На первых порах можно показать их выразительность в простых ритмических приговорках, речевых интонациях, речитативе. Как известно, речитатив близок к напевной декламации. В нем есть естественные для разговорной речи интонационные повышения и понижения, ясно слышны акценты, паузы.
Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-речевыми интонациями.
Приведем примеры различных приемов, последовательно подводящих детей к выразительному исполнению.
Педагог предлагает детям угадать, кого она позвала — Таню или Андрюшу. Дети должны узнать это при ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне:

Дети узнают,  как  назвали  девочку — Таней  или  Танечкой:

После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга. Придумывая определенный ритм, они выкладывают карточки на фланелеграфе, используя их из приложения к «Музыкальному букварю». Широкие карточки изображают четверти, узкие — восьмые:

Этот же ритмический рисунок они могут исполнить на металлофоне, триоде или на ударных инструментах.
От исполнения ритмического рисунка дети переходят к речитативу. Им предлагается позвать друг друга, но по-разному: ласково, сердито, вопросительно, призывно. Дети придумывают выразительные интонации, приближающиеся к напевной речи. Это еще не вокальные интонации с их точной высотой и напевным звучанием. Они произносятся говорком. То повышая, то понижая интонацию, ребята одновременно ищут сходные, звучащие на музыкальных инструментах, сочиняя таким образом коротенькие попевки.
Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

личностно-ориентированная технология в обучении игре на инструменте

в презентации отражена личностно-ориентированная технология при обучении игре на инструменте (баяне)...

использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на инструменте

данный реферат  раскрывает актуальность  личностно-ориентированной технологии приу обучении игре на музыкальном инструменте в колледже...

Дидактическая игра "Музыкальные инструменты"

Дидактический материал по ознакомлению с музыкальными инструментами.Дидактическая игра "Музыкальные инструменты" http://muz-ruk.ucoz.ru/forum/4-2008-1...

Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.

Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...

Методика «Живой дом» как инструмент работы педагога-психолога с родителями обучающихся

Презентация. Представление опыта работы (онлайн-практикум) с родителями обучающихся 6-11-х классов по методике "Живой дом" Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной). Данный онлайн-прак...

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...