Н.М. Артюхова "Совесть заговорила" урок чтения в 5 классе
план-конспект урока (5 класс)

Елена Викторовна Липкина

Тема урока «Совесть заговорила» по Н.Артюховой

Цель:  учить выделять с помощью учителя главную мысль рассказа, выражать своё отношение к поступкам действующих лиц

1.Развивающие:

– развитие мыслительных операций - наблюдение, обобщение, сравнение;

- формирование коммуникативной компетенции (умение правильно говорить, умение считаться с чужим мнением и отстаивать свою точку зрения);

- развитие речи и обогащение словаря

 2. Воспитывающие:

- воспитание личностных качеств, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: совесть, ответственность, трудолюбие, человечность, уважительность, добросовестность;

3. Образовательные:

- обучение правильному беглому чтению;

-  создание условий для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

- привитие  интереса к чтению.

Девиз урока (записан на доске):

«Потерять совесть – это большая беда!»

 

Планируемые результаты

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки людей;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок чтения в 5 классе53.37 КБ
Файл Презентация к уроку511.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Совесть заговорила» по Н.Артюховой

Цель:  учить выделять с помощью учителя главную мысль рассказа, выражать своё отношение к поступкам действующих лиц

1.Развивающие:

– развитие мыслительных операций - наблюдение, обобщение, сравнение;

- формирование коммуникативной компетенции (умение правильно говорить, умение считаться с чужим мнением и отстаивать свою точку зрения);

- развитие речи и обогащение словаря

 2. Воспитывающие:

- воспитание личностных качеств, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: совесть, ответственность, трудолюбие, человечность, уважительность, добросовестность;

3. Образовательные:

- обучение правильному беглому чтению;

-  создание условий для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

- привитие  интереса к чтению.

Девиз урока (записан на доске):

«Потерять совесть – это большая беда!»

Планируемые результаты

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки людей;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам.

Предметные результаты

- ориентироваться в тексте произведения, воспроизводить события, описываемые в рассказе, характеризовать героев произведения;

Метапредметные результаты

Регулятивные: формировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев; выделять основную мысль произведения; делать выводы.

Коммуникативные: делиться  своими размышлениями; слушать товарищей не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.    

  1. Орг. Момент 

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Вы всё знаете и всё умеете, и у нас всё получится!

  1. Речевая разминка

Чтобы речь была понятна,

Говорить всё нужно внятно.

- А для этого выполним артикуляционную гимнастику.

- Чтение четверостишия учителя вместе с детьми сначала шёпотом, затем с восклицательной интонацией.

Солнце встало из-за туч,

И мы нашли от дружбы ключ.

Ключик этот непростой:

Он с улыбкой, добротой.

(Слайд № 1)

Учитель: « Пусть этот урок принесёт нам  радость общения, наполнит сердца  благородными чувствами».

Рефлексия

-  С каким настроением вы пришли на урок?

- Пусть солнышко улыбается вам.

(на доске появляется – улыбающееся солнышко)

  1. Проверка домашнего задания

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какое время года?

- Что было задано на дом? (читать и пересказывать 2-ю часть рассказа

Н Носова «Как я решал задачу»).

- Сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием.

         Прием «Стоп-кадр». Ученики делают пересказ текста. Чтобы продолжить пересказ, желающие поднимают табличку с надписью «Стоп-кадр» и продолжают пересказ с того места, где остановился предыдущий ученик.

- Мы с вами знаем, чем закончился рассказ: Витя научился решать задачи.

- Что помогло ему решить задачу?

-  Вот это мы обсуждали на прошлом уроке (не хотел подвести одноклассников, было стыдно перед сестрой, прилежание, терпение).

- «И вот я совсем неожиданно из одного человека превратился совсем в другого. Раньше мне самому помогали, а теперь я сам мог других учить».

- Как в это понимаете?

- А в жизни у вас встречались такие случаи, как у Вити? Бывали ли затруднительные моменты в решении каких-либо заданий по разным предметам? Как вы выходили из ситуации?

Вывод: Нужно стараться самостоятельно решать школьные задачи. Представьте, что школа – это испытание перед взрослой жизнью. Во взрослой жизни все приходится решать самому. Поэтому самостоятельности надо учиться уже в школе.

III. Сообщение темы урока

Логическое упражнение:

   «К уроку чтения ученикам 5 класса Роману, Никите и Диме было задано прочитать рассказы (названия на доске):

                           В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»                          

                           Н. Носов «Как я решал задачу»

                           Н. Артюхова «Совесть заговорила»

                           Ю. Яковлев «Баваклава»

Рома прочитал рассказ В. Драгунского  «Сверху вниз, наискосок!» и рассказ                           Ю. Яковлева «Баваклава»

Никита не читал рассказ Н. Артюховой «Совесть заговорила»

А Дима  прочитал рассказы Носова и Драгунского.

Какой рассказ не читали все три мальчика? ( Н. Артюхова «Совесть заговорила».)

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом  Н. Артюховой «Совесть заговорила».  (Слайд № 2-3)

Более подробно остановимся на 1 части, будем продолжать учиться выделять главную мысль, характеризовать героев.

Родилась Н. Артюхова в Москве в 1901 году, в семье известного книжного издателя. Нина всегда мечтала писать, но также её увлекали химия и астрономия. Писать детские рассказы она стала в 20-х годах XX века, продолжая работать химиком и увлекаясь астрономией. В 1949 году стала членом Союза писателей.

Все произведения Н.Артюховой учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову.

IV. Изучение нового

а) Словарная работа

 - В рассказе нам встретится непонятное выражение «без всякого снисхождения». Как вы понимаете это выражение?

 (В словаре Ожегова - Снисхождение - невзыскательность, не строгость и прощение за что-либо)  (Слайд 4)

- Как вы понимаете слово «совесть»?

СО́ВЕСТЬ, - (Слайд 5-6-7) 

Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окру-жающими людьми, обществом. 

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука    (на середину солнышка – совесть)

 Если что-то не так, что начинает делать совесть?

  Совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно.

 - Перед кем человеку совестно? (Перед самим собой)

- Чем совесть отличается от стыда? (Стыдно перед другими людьми).

 Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. 

Во все времена люди задумывались: как жить? – с совестью или без неё.

(Слайд 8-9) 

- Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

- Послушайте стихотворение  О. Воротынского  о совести

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно  посмотреть в глаза. 

Несправедливость видя, не молчать.

Свершиться злу, готовность помешать.

А мне хочется сравнить это всё с самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не очень  страшно. А если мы забываем о правилах жизни, о совести  – это страшно.

б) Первичное восприятие (читает учитель)

 - Откройте учебники на странице 135. Я буду читать, а вы внимательно слушайте. Обратите внимание на мою  интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы. Будьте внимательны, вы должны будете ответить на вопросы:

- Кто главный герой рассказа?

- Назовите главную мысль рассказа. (Слайд 10)

V. Закрепление

а) Беседа по вопросам

- Понравился вам рассказ?

- Назовите главных героев рассказа. (Главный герой рассказа Нины Артюховой «Совесть заговорила» — школьник Дима Тепляков)

(Слайд 11-12)

- Назовите главную мысль рассказа.  (Главная мысль рассказа Артюховой «Совесть заговорила» заключается в том, что всего надо добиваться самому, в том числе и в учебе. Дима этого не понимал, но разговор с таинственным «голосом» помог ему осознать, что во взрослой жизни ему не на кого будет надеяться и придется всю работу делать самому.)

Физминутка (аудиозапись – песня про дружбу)

Гимнастика для глаз

б) Вторичное восприятие (читают дети) 

- Чтение вполголоса

в) Беседа

- Расскажите, почему Дима получил двойку по математике.

- Как учитель догадался, что Дима списал решение задачи?

- Как вы понимаете выражение «совесть заговорила»?

- Пилили с двух концов?

- Как вы думаете, «совесть заговорила» на самом деле или это Диме только показалось?

- Чему учит рассказ? (Рассказ учит быть самостоятельным и ответственным человеком, думать о своем будущем.)

- Чтение по цепочке

 - Выборочное чтение

(Ребята, прочитайте интересные эпизоды, которые вам понравились).

- Всегда ли вы поступаете по совести?

- Согласны ли вы с утверждениями:

- у всех людей есть совесть;

- голос совести можно услышать только после плохого поступка;

- плохих людей, преступников совесть не мучает;

- бессовестному человеку жить легче.

- Почему потерять совесть для человека большая беда?

- Что человеку  необходимо, чтобы не испытывать муки совести,
а жить с чистой совестью?
(Слайд 13-14)

- Есть много пословиц о совести. Знаете вы такие пословицы?

 (слайд №15-16)

- Я позвоню в звоночек по имени «совесть», а вы подумайте и ответьте на вопрос, какие чувства испытывает человек, когда ему совестно.

- Правильно, мы мучаемся, переживаем, плачем, нам тяжело, чувствуем боль в душе, испытываем стыд.

VI.Рефлексия (слайд 17)

- Пришло время оценить свой труд.

- Я предлагаю следующее задание. Оцените свою работу. Шляпу передаём друг другу под звон колокольчика. У кого она останется, тот оценивает свою работу на уроке или ставит отметку детям. Своё высказывание начинайте со слов … (слайд 17)

1.сегодня я узнал… 
2. было интересно… 
3. было трудно… 
4. я выполнял задания… 
5. я понял, что… 
6. меня удивило… 
7. урок дал мне для жизни… 
8. мне захотелось… 

- Чему учились сегодня на уроке?

- Чему можете научить своих одноклассников?

- От чего испытали радость?

- Что огорчило?

- А в целом, с каким настроением работали?

VII. Домашнее задание

- Стр. 135-136 (читать), вопрос №4

VIII. Подведение итогов

- Для человека свойственна и внутренняя  жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает, в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят: бессовестный. (Позвонить в колокольчик)

И я желаю вам, чтобы всегда звонил звоночек, который называется «совесть». Будьте людьми «совестными», всегда поступайте по совести.

А мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Учитель. Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

  1.  В. Драгунский

«Сверху вниз, наискосок!»

2. Н. Носов «Как я решал задачу»

3. Н. Артюхова

«Совесть заговорила»

4. Ю. Яковлев «Баваклава»

СОВЕСТЬ

МУЧЕНИЕ

СТЫД

БОЛЬ

ПЕРЕЖИВАНИЯ

СЛЁЗЫ

ТЯЖЕСТЬ

Добродетель

Порок

скромность

послушание

сострадание

раскаяние

стыд

совесть

доброта

прилежание

учтивость

непослушание

нескромность

гордость

самолюбие

самонадеянность

праздность

самопревозношение

неблагодарность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце встало из-за туч, И мы нашли от дружбы ключ. Ключик этот непростой: Он с улыбкой, добротой.

Слайд 2

Тема урока: Н.М. АРТЮХОВА «Совесть заговорила»

Слайд 4

«Без всякого снисхождения » Снисхождение невзыскательность , не строгость и прощение за что-либо (Словарь Ожегова)

Слайд 5

Что такое совесть? Нужна ли человеку совесть?

Слайд 6

СО́ВЕСТЬ -чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом .

Слайд 7

Совесть – это стыд перед самим собой

Слайд 9

СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ ГОВОРИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО ПРАВДУ

Слайд 10

- Кто главный герой рассказа? - Назовите главную мысль рассказа.

Слайд 13

Что человеку необходимо, чтобы не испытывать муки совести, а жить с чистой совестью?

Слайд 14

Воспитывать волю

Слайд 15

Пословицы На обмане далеко не уедешь. Совесть без зубов грызет. Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Как ни мудри, а совесть не перемудришь .

Слайд 16

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Вода все отмывает, кроме нечистой совести. Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Поступай по совести. Совесть – это голос твоего сердца. Совесть – голос тайного судьи. В ком стыд, в том и совесть.

Слайд 17

1.сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. меня удивило… 7. урок дал мне для жизни… 8. мне захотелось…

Слайд 18

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...