1.3. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
материал

Понятие «коррекционно-развивающей среды» можно рассматривать с различных позиций. На мой взгляд, прежде всего, к коррекционно-развивающей среде относится вся система коррекционно-развивающей воспитательной  работы, условия организации жизнедеятельности и быта воспитанников, обучения и развития воспитанников с отставанием в учебе того или иного учреждения. В связи с этим   коррекционно-развивающую среду следует  рассматривать как основополагающий блок в системе коррекционно-развивающей работы, определить приоритетные направления и разработать комплекс мероприятий по ее совершенствованию с учетом специфики деятельности учреждения, включая в данный процесс самих воспитанников.
     Коррекционно-развивающая среда группы продлённого дня рассматривается, прежде всего, как система воспитательных мероприятий, направленных на взаимодействие воспитателя  и воспитанника во внеурочное время, в ходе которых происходит коррекция каких-либо нарушений, недостатков в поведении личности ребёнка на основе его индивидуально-личностных особенностей.

    Под коррекционно-воспитательной работой в условиях группы продлённого дня во внеурочной деятельности в нашей школе подразумевается:

- организация обучения, воспитания, социализации и быта воспитанников в охранительно-оздоровительном режиме;

- коррекция негативных поведенческих и нравственных качеств,
- формирование активной жизненной позиции через личностное «Я»
- коррекция познавательных процессов;

- коррекция эмоционально-волевой сферы, как основы поведения воспитанника;

- самореализация и самоутверждение ребёнка в различных сферах творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.

Поэтому,  целью коррекционно – развивающей работы является создание условий для формирования духовно развитой, творческой, и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции. На реализацию этой цели и направлена работа групп продлённого дня нашей школы, деятельность которой определяет следующие направления воспитательной работы, которые отражены в модели воспитательной системы школы: трудовое и спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, познавательно-развлекательное, социально-профилактическое. По каждому направлению воспитателем ГПД в рамках реализации ФГОС ООО составлены коррекционно-воспитательные программы воспитания:

  • Программа «Здоровое поколение».

Цель: способствовать освоению детьми ГПД основных  норм ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья. 
Задачи:
- сформировать ценностное отношение к своему здоровью, к здоровью близких и окружающих людей;
- научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
обеспечить знание и выполнение санитарно- гигиенических правил, соблюдения здоровьесберегающего режима дня;
- сформировать первоначальные представления о  негативном влиянии на здоровье компьютерных игр, телевидения;
- сформировать отрицательное отношение к алкоголю, курению, применению ПАВ.
-воспитывать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных мероприятиях;
Виды деятельности учащихся в рамках реализации программы:
-организация и проведение прогулок
- организация спортивных мероприятий и командных соревнований
- организация и проведение дней здоровья
- операция «Чистюлька» и «Чистый двор»
Формы работы:
классные  и клубные часы
часы общения;
практикумы ЗОЖ;
выпуск агитационных листовок;
игры-путешествия;
праздники;
дискуссия;
круглый стол
час суда над вредными привычками

 

 

Программа воспитания «Путь к сердцу»

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование основ нравственной морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие воспитанниками базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Виды деятельности учащихся в рамках реализации программы:
-  организация встречи с интересными людьми;
- организация и проведение акций милосердия;
- организация работы с родителями учащихся
Формы работы:
этические беседы;
рыцарские турниры;
посиделки;
творческие проекты;
фольклорные праздники;
школа «вежливых наук»;

  • Программа «Школа светофорных наук или модульный курс по ПДД»

Цель: вооружить школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах.
Задачи: 
-совершенствовать методы и формы работы по предотвращению ДТП используя и новые технологии.
-совершенствовать и дополнять  уголок по ПДД
-вовлекать родителей в процесс обучения детей и подростков основам безопасного поведения на дорогах
-повышать качество знаний и навыков детей по ПДД
-совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДД
Виды деятельности учащихся в рамках реализации программы
- привлечение учащихся к участию в кожуунных, республиканских и всероссийских конкурсам  по ПДД
- организация и проведение акций безопасного движения
Формы работы
- конкурс агитбригад;
- конкурс рисованных фильмов;
- праздники
- командные соревнования;
-турнир–викторины;
- КВН
4. Программа «Ступени творчества»
Цель  программы: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
Вовлекать учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их  родителями в решении общих проблем.
Виды деятельности по реализации программы
- проектная деятельность;
- творческое рисование с целью проведения рефлексии по возвращении с экскурсий;
- защита проектов
Формы работы
- праздники;
- творческие проекты;
- конкурсные развлекательные программы.
- коллективно-творческие дела
5. Программа «Обучение с увлечением»
Цель данной программы - создание социально-психологических условий для успешной адаптации к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий и создание условий, способствующих повышению познавательного интереса школьников средних классов к учению.
Задачи:
Развитие у детей познавательных универсальных действий, необходимых для успешного обучения в средней школе.
Развитие у детей коммуникативных универсальных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование личностных универсальных действий, на фоне позитивной

Я- концепции   детей,   устойчивой   самооценки   и   низкого   уровня   школьной тревожности.
Формирование регулятивных универсальных действий.
Основным видом деятельности по реализации программы является организация и проведение самоподготовки, направленная на создание оптимальных условия для подготовки к домашним заданий учащихся. Организация самоподготовки в нашей школе отвечает санитарным и гигиеническим нормам к её проведению.
Одним из требований к самоподготовке является соблюдение структурных элементов.

 Структура самоподготовки:

  • Организационный момент (подготовка рабочего места, инструктаж к домашнему заданию, назначение консультантов по каждому предмету)
  • Вступительная часть предполагает проведение речевых разминок, упражнения на концентрацию внимания, игры, способствующие обеспечению эмоционального психологического комфорта и настроя на самостоятельную работу учащихся.
  • Самостоятельная работа учащихся. Она включает в себя 3 этапа

- выполнение письменных предметов
- физминутка
- выполнение устных предметов
При выполнении самостоятельной работы учащиеся могут использовать различные памятки-помощники, схемы, алгоритмы, что способствует формированию активной жизненной позиции в концепции «Я- сам»

  • Проверка качества выполнения домашнего задания:

Формы проверки: самопроверка, взаимопроверка, сверка с образцом, правильным ответом на доске, исправление недочётов, ошибок в работе, подключение к работе консультантов.
Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик). 

  • Подведение итогов самоподготовки:

Формы подведения итогов
- Общая оценка работы группы.
- Проведение рефлексии.
- Организация выставки работ.
- Похвала, поддержка слабого ученика. 
    Таким образом, рассмотрев концептуальные основы системы воспитательной работы в группе продлённого дня, можно сделать выводы, что коррекционно-развивающая среда создана для:
- формирования социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
- развития личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
- формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, телевидение, литература, факультативные занятия, интернет) в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от особенностей  уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых аспектов программы по предмету, отработка основных умений и навыков).
сохранения и укрепления соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися; физическое закаливание.
- создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных  и общедеятельностных умений.
- системный разносторонний контроль за развитием учащихся с помощью специалистов: классных руководителей, социальных педагогов, психологов.
- социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений).
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

перспективное планирование по направлению коррекционо-развивающей работы "Физическое развитие"

Перспективное планирование  по  разделу "Физическое развитие", предназначено для детей, находящихся в детском доме, восзраст 14-16 лет...

1.3. Коррекционнно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием.

1.3.1. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием....

1.3. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспктивным планированием

2.3.Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированиемЦель коррекционных занятий:-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений, навыков;-...

1.3 Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием

1.3. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием Цели:...

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...