Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 9 класса.
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО с изменениями и дополнениями);
- плана внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ», на 2019-2020 учебный год, утвержденным приказом от 02.09.2019 № 107;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 9 класса разработана с учетом авторской программы «Психология и выбор профессии» для учащихся 5 – 9 классов под редакцией Г.В.Резапкиной.
Цель:
формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.
Задачи:
- активизировать внутренние психологические ресурсы учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу;
- осознать значимость правильного выбора будущей профессии;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии;
- уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе.
На основании плана внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» в 9 классе выделяется 34 часа (34 учебные недели, по 1 часу в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee_9_klass.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании МО приказом МБОУ естественно-математического цикла «2-Пристанская ООШ» от 29.08.2019 протокол №1 02.09.2019 №107
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
социального направления
«Шаг в будущее»
для 9 класса
Составитель
Еремеенко Елена Александровна,
учитель информатики.
д.Пристань-2, 2019
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
- потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
- умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
- об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- об основах здорового образа жизни;
- развитие ценностного отношения подростков к труду.
Метапредметные результаты:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки различных мероприятий;
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- опыт публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации | Основные виды внеурочной деятельности |
1 | «Что изучает профориентация». | 1 | Рассказ, беседа. | Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. Воспитывать интерес к теме выбора профессии. |
2 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Кемеровской области». | 1 | Рассказ, показ презентации. | Знакомятся с понятием «образовательная карта». Узнают о средне профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории Кемеровской области. |
3 | «Образовательная карта» учебных заведений региона. | 1 | Показ презентации, беседа. | Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных заведений. |
4 | «Кто Я или что Я думаю о себе». | 1 | Беседа. | Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. |
5 | «Классификация профессий». | 1 | Показ презентации. | Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Профессиограмма. Зарубежная классификация профессий по Дж.Холланду. |
6 | «Формула профессии. Анализ профессии». | 1 | Рассказ, беседа. | Понятие «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Понятийный аппарат на уроках и повседневной жизни. |
7 | «Практическая работа по анализу профессии». | 1 | Практическая работа. | Условия труда, требования к работнику. |
8 | «Здоровье и выбор профессии». | 1 | Просмотр фильма. | Особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией. |
9 | «Роль темперамента в выборе профессии». | 1 | Беседа, игра. | Беседа о типах темперамента. Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру. Карточки с описанием типов по И..П. Павлову. Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолютной или относительной профпригодности. Игра «Угадай профессию». |
10 | «Характер и моя будущая карьера». | 1 | Урок-тренинг. | Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…». Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии. Модель способностей человека. Лист рефлексии. |
11 | «Практическая работа по самоанализу своих способностей». | 1 | Практическая работа. | Структура выбора профессии. Результаты исследований учащегося. |
12 | «Я – концепция или «теория самого себя». | 1 | Беседа, тренинг, диагностика. | Упражнение «Комплимент». Беседа о Я – концепции человека. О том, как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. Модель самооценки человека Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993). Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана. Упражнение «Ты лучший!» |
13 | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». | 1 | Диагностика. | Анкета. Перечень типичных ошибок. Карточки с примерами ошибок в выборе профессии. |
14 | «Интересы и выбор профессии». | 1 | Рассказ, беседа. | Структура мотивации по А.Маслоу. Понятийный аппарат. |
15 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». | 1 | Беседа, тренинг. | Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к памяти. Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к вниманию. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти. |
16 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями». | 1 | Беседа, тренинг. | Схема видов мышления человека. Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. Упражнения на развитие образного мышления. |
17 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности». | 1 | Рассказ, тренинг. | Понятие «барьеры», «гибкость мышления». Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности. |
18 | «Человек среди людей. Способность к коммуникации». | 1 | Работа с материалами книги А.Пиза «Язык телодвижений». | Материалы книги А. Пиза «Язык телодвижений». |
19 | Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС. | 1 | Диагностика. | Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)». |
20 | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 1 | Деловая игра. | Сценарий игры «Кадровый вопрос». |
21 | «Стратегия выбора профессии». | 1 | Тренинг. | Упражнение «Стратегический жизненный анализ». Упражнение «Оперативный жизненный анализ». Упражнение «Тактический жизненный анализ». Упражнение «Письмо самому себе». Коробка счастья. |
22 | «Твой профильный класс». | 1 | Рассказ, беседа. | Документы, регламентирующие профильное обучение в школе. |
23 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 | Рассказ, диагностика. | Анкета на выявление предпочтений, учащихся в выборе профиля обучения. |
24 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». | 1 | Беседа, диагностика. | Анкета «Ориентация». |
25 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». | 1 | Беседа, диагностика. | Тест «Карта интересов». |
26 | Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. | 2 | Рассказ, диагностика. | Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. |
27 | «Лестница карьеры». | 1 | Беседа, рассказ. | Беседа о понятии «карьера». Схема видов карьерного роста. Варианты плана карьеры. |
28 | «Резюме». | 1 | Практическая работа. | Схема написания резюме. Варианты резюме. |
29 | Практическая работа по написанию резюме. | 1 | Практическая работа. | Схема написания резюме. Варианты резюме. |
30 | Тренинг «Перекресток». | 1 | Тренинг. | Упражнение «Перекресток». |
31 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 | Урок-обобщение. | Представление личных предпочтений в выборе будущей профессии. |
32 | «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 | Урок-обобщение. | Представление возможных трудностей в выборе моей будущей профессии. |
33 | Итоговый урок. Эссе «Мой выбор – моя судьба». | 1 | Рефлексия. | Написание эссе по теме урока. |
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | «Что изучает профориентация». | 1 |
2 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Кемеровской области». | 1 |
3 | «Образовательная карта» учебных заведений региона. | 1 |
4 | «Кто Я или что Я думаю о себе». | 1 |
5 | «Классификация профессий». | 1 |
6 | «Формула профессии. Анализ профессии». | 1 |
7 | «Практическая работа по анализу профессии». | 1 |
8 | «Здоровье и выбор профессии». | 1 |
9 | «Роль темперамента в выборе профессии». | 1 |
10 | «Характер и моя будущая карьера». | 1 |
11 | «Практическая работа по самоанализу своих способностей». | 1 |
12 | «Я – концепция или «теория самого себя». | 1 |
13 | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». | 1 |
14 | «Интересы и выбор профессии». | 1 |
15 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». | 1 |
16 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями». | 1 |
17 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности». | 1 |
18 | «Человек среди людей. Способность к коммуникации». | 1 |
19 | Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС. | 1 |
20 | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 1 |
21 | «Стратегия выбора профессии». | 1 |
22 | «Твой профильный класс». | 1 |
23 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 |
24 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». | 1 |
25 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». | 1 |
26 | Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. | 2 |
27 | «Лестница карьеры». | 1 |
28 | «Резюме». | 1 |
29 | Практическая работа по написанию резюме. | 1 |
30 | Тренинг «Перекресток». | 1 |
31 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 |
32 | «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 |
33 | Итоговый урок. Эссе «Мой выбор – моя судьба». | 1 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | «Что изучает профориентация». | 1 | |
2 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Кемеровской области». | 1 | |
3 | «Образовательная карта» учебных заведений региона. | 1 | |
4 | «Кто Я или что Я думаю о себе». | 1 | |
5 | «Классификация профессий». | 1 | |
6 | «Формула профессии. Анализ профессии». | 1 | |
7 | «Практическая работа по анализу профессии». | 1 | |
8 | «Здоровье и выбор профессии». | 1 | |
9 | «Роль темперамента в выборе профессии». | 1 | |
10 | «Характер и моя будущая карьера». | 1 | |
11 | «Практическая работа по самоанализу своих способностей». | 1 | |
12 | «Я – концепция или «теория самого себя». | 1 | |
13 | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». | 1 | |
14 | «Интересы и выбор профессии». | 1 | |
15 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». | 1 | |
16 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями». | 1 | |
17 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности». | 1 | |
18 | «Человек среди людей. Способность к коммуникации». | 1 | |
19 | Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС. | 1 | |
20 | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 1 | |
21 | «Стратегия выбора профессии». | 1 | |
22 | «Твой профильный класс». | 1 | |
23 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 | |
24 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». | 1 | |
25 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». | 1 | |
26 | Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. | 1 | |
27 | Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. | 1 | |
28 | «Лестница карьеры». | 1 | |
29 | «Резюме». | 1 | |
30 | Практическая работа по написанию резюме. | 1 | |
31 | Тренинг «Перекресток». | 1 | |
32 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 | |
33 | «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения». | 1 | |
34 | Итоговый урок. Эссе «Мой выбор – моя судьба». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 5 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 5 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 6 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 6 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 7 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 7 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 8 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 8 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...