Выступление на педагогическом совете "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
консультация

Мизерова Любовь Борисовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на педсовете53 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями

    Выступление на педсовете подготовила учитель-логопед МКДОУ №14 «Улыбка» г.Лодейное Поле Мизерова Любовь Борисовна

     В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"  в статье 44 перечислены «права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» и т.д.

     В соответствии с этим чётко прослеживается наша, педагогическая, роль в процессе образования дошкольника.

     Какую модель наших взаимоотношений мы выберем – зависит от нас. (Мери Поппинс или Фрекен Бок)

     Мне кажется, что в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направленное на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.  

     Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного дошкольного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

     Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений.  

     Существует множество форм работы с родителями

Коллективные

  • Выставки – это результат творческих терзаний детей, а также их родителей. Выставки – это повод для гордости за себя и свою семью. Они очень стимулируют родителей, потому что дети хотят видеть свои работы вместе со всеми остальными.
  • Совместные праздники всегда сближают. А если ещё и вместе выполнять какое-то задание – праздник вдвойне!
  • Дни открытых дверей

   Это замечательная возможность для родителей увидеть своих детей в рабочей обстановке. Посмотреть, как занимаются их дети, какие успехи или неудачи им сопутствуют.  

  • Создание предметно-развивающей среды

     Очень часто родители просто приносят в группу и покупают домой те игры и игрушки, которые выбрали по своему усмотрению. Нам надо было немного этот процесс направить. Для родителей, в рамках родительского собрания, была проведена выставка «Игрушки, которые нас развивают», где папы и мамы сами смогли пощупать, поиграть, посмотреть на игры и игрушки в действии. Это, несомненно, дало большой положительный толчок для пополнения в группе и в логопедическом кабинете необходимого воспитателям и логопеду развивающего и дидактического инвентаря.

   Так же периодически в информационном уголке появляется информация о том, какие игрушки лучше выбирать для данного возраста.

  • Родительские собрания

   Родительское собрание можно превратить в увлекательный просмотр достижений собственного малыша. Для этого в течение всего года собирается видеоматериал, который потом представляется родителям. Современные папы и мамы, к сожалению, очень нагружены на работе, они не могут часто бывать в детском саду, посещают только утренники и открытые мероприятия. Поэтому видеотека – прекрасный способ познакомить с тем, чему мы научились, и в какой форме. На родительском собрании взрослые увидели, как происходит процесс постановки звуков, какие задания и упражнения уже умеют выполнять их «малютки», а к чему ещё надо стремиться. Узнали, что надо делать им, чтобы помочь своим детям. Попробовали сами поговорить на языке своих детей:

   А можно и самим поработать язычком перед зеркалом на мастер-классе, или разучить пальчиковую гимнастику.

   Этот год – подготовительный к школе, поэтому на одном из собраний было принято решение организовать клуб «Школа первоклассных родителей». На первом заседании клуба мы говорили о том, что должны знать будущие первоклассники. Давайте посмотрим, что же важное должны усвоить наши дети.

Сказка «Колобок» (Сказка найдена на просторах интернета)

- А сейчас я предлагаю вам всем вспомнить известную сказку…. Итак, начали.

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Ребенок в семье должен быть всегда желанным и любимым.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

   Ещё одна форма проведения собрания «мастер – класс». Родители сами становятся участниками и организаторами.

Индивидуальные

  • Индивидуальные беседы очень хочется проводить в качестве обучающего семинара, где обучение проходит взаимно. Но родители пока очень настороженно, с опаской, относятся к такому нововведению, стараются только выслушать педагогов.
  • Консультирование. К сожалению, не всё всегда проходит прекрасно. Бывают и проблемы с обучением, со здоровьем. Поэтому на консультациях нужно постараться так поговорить с родителем, чтобы он увидел проблему, и стал действовать в одном направлении с педагогами для её устранения.
  • Совместная деятельность помогает в организации проведения домашних заданий. Родители приглашаются на консультацию, где они вместе с ребёнком пробуют выполнить различные задания.
  • Анкетирование

   Анкетирование. Оно используется уже на первом этапе работы с детьми, для сбора анамнеза, для уточнения сведений о ребёнке и его семье, для выявления личностных особенностей (с точки зрения мам и пап). Опрос родителей показал, что они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, для них представляет интерес такие проблемы, как:

- «не определяет время прошедшее и будущее»;
- «плохо говорит некоторые звуки (буквы)»;
- «неправильно ставит ударения в словах»;
- «долго думает, что сказать», «повторяет слова»;
- «высунутый язык мешает правильному произношению»;
- «меняет буквы в словах», «проглатывает буквы».

  • Выполнение рекомендаций для домашнего закрепления изучаемого материала

   Домашние задания носят традиционную форму, родителям и детям надо проработать материал по лексической теме, по которой работали в течение недели, а также выполнить упражнения по формированию грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, по автоматизации поставленных звуков.

Наглядные

  • Информационные стенды решили сделать не только яркими и красочными, чтобы уже издалека они привлекали внимание, но и содержательными. Здесь особое внимание уделяется материалу, предоставленному медицинскими работниками, музыкальным руководителем, психологом и логопедом.
  • Логопедический уголок

   Родительские уголки представляют собой папки – передвижки, отражающие, в основном, материал по лексической теме. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

   Также родительский уголок пополняется фотоотчётом о проведённых мероприятиях, прогулках, походах, занятиях.

  • Экран по звукопроизношению

   Экран работы над звукопроизношением показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё находится в стадии постановки, какой - автоматизируется, а какой уже введен в речь. У каждого ребёнка в конце тетради для домашних заданий имеется индивидуальный экран достижений.

    В заключение хочется сказать, что все дети для своих родителей – это ЗВЁЗДЫ.

Вспомните Маяковского:

 Послушайте!
                              Ведь, если звезды зажигают —
                                     значит — это кому-нибудь нужно?
                                                Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

    И родители доверяют нам свои звёздочки, чтобы мы помогали гореть им ещё ярче. А наша задача – оправдать это хрупкое доверие.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

План коррекционно-педагогической деятельности учителя – логопеда Екимовой О.М. для детей с ОНР и ФФНР в подгруппах на 2013-2014 учебный год

Мною был разработан план подгрупповых занятий, который предполагает осуществление коррекционной деятельности без помощи воспитателей.  План рассчитан на один учебный год - 64 занятия (2 занятия в...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

перспективный план работы учителя - логопеда ДОУ с родителями

Взаимодействие учителя -логопеда с смьями воспитанников - один из наиболее важных аспектов в коррекционной работе, т.к. там, где родители высткпают активными помощниками педагога отмечаются наилучшие ...

Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда

Значение и способы использования ИКТ в практической работе....

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...