ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
статья

Бородина Наталья Евгеньевна

Данная статья рассказывает работе над проектами и о формировании ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Обновление школы в условиях перехода к информативному обществу включает развитие у школьника таких ключевых качеств, как способность самостоятельно решать познавательные, гражданско-общественные и другие проблемы. Задачей основной школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение в ней успеха.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, т. е. деятельность учащихся от идеи до завершения проекта.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся

объединиться         по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, отстаивание своих идей и в то же время - доброжелательность при всех обстоятельствах. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей, что способствует взаимопониманию, доверию и сплоченности семьи.

Выделяют следующие общие этапы выполнения проекта:

  • Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особенностей региона.
  • Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта.
  • Сбор и обработка необходимой информации.
  • Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений.
  • Планирование, организация и выполнение проекта.
  • Оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.

Критерии оценки проекта:

  • Практическая направленность и актуальность проекта.
  • Объем и полнота разработки.
  • Оригинальность темы и творческий подход к ее решению.
  • Оформление проекта.
  • Качество выполнения проекта.

Методика выполнения проекта

1. Краткое и четкое определение проблемы.

  • Обоснование выбранной темы.
  • Ограничивающие факторы (стоимость, время, оборудование).

П. Разработка проекта:

  •  Обдумывание.
  •  Исследование.
  •  Выбор источников информации: литература, выставки,

экспозиции музеев, Интернет, учебники, информационные центры и т.д

запись и зарисовка полученной информации.

  • Развитие идеи. После сбора необходимой информации наступает этап развития собственных идей. Лучше их зарисовывать, т. к. это помогает быстрее отобрать лучший вариант, передать информацию товарищам. Поиск оптимального варианта.
  • Планирование. Составление расписания работы, выделение ее этапов, выбор

формы предъявления информации.

III. Выполнение проекта.

• Подготовка оборудования, проведение проекта с учетом техники безопасности.

IV. Оценка проекта.

• Самоанализ, представление результата обсуждения, заключение.

V. Оформление и защита проекта.

Виды проектов в школе 

 

     Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

     Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

     Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ»

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

В современном понимании проект – это шесть  «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.  Шестое "П" проекта - это его  Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в школе.

     Литература:

  1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 
  2. Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
  3. Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36
  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

 

ДНЕВНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема проекта:________________________________________

Проект разработал ученик (ца)_______________________

  Класса________________                          

           

Руководитель проекта_________________________________

Консультанты:_________________________________________

                     

                   20___ год.                         Город _________________

     

     

ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

Название проекта _________________________________

Ф. И. О. ученика ______________________________        

Оценка

Замечания

1. Актуальность выбора темы.

2. Источники информации.

З. Качество разработки идеи.

4. Практическое выполнение

проекта.

5. Оформление работы.

6. Защита проекта.

7. Результаты предварительного

обсуждения.

8. Итоговая оценка.

Подпись учителя __________________________

Дата проверки_____________________________

Подписи членов жюри         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"

Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...

Урок – деловая игра «Технология проектирования». 6 класс

Раздел ПРОЕКТИРОВАНИЕ.   10 часов.  Проектирование «запускается» после изучения раздела КУЛИНАРИЯ или после изучения определенной темы (как в данном случая, после изучения темы «Крупы, ...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования у...

Технология проектирования учебного процесса В.М.Монахова

Статья представляет собой краткое описание данной технологии и её применение на уроках английского языка....

Технология проектирования ключевых и предметных компетенций

омпетенция – заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.    Компетен...

Урок по технологии в 5 классе "Технология проектирования"

На уроке на примере видефрагмента мультфильма «Крот и штанишки» (Vyrobil Kratky film Praha, studio animovaneho film, 1957) поэтапно разбирается  процесс проектирования изделия. Научиться определя...