ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
статья
Данная статья рассказывает работе над проектами и о формировании ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Обновление школы в условиях перехода к информативному обществу включает развитие у школьника таких ключевых качеств, как способность самостоятельно решать познавательные, гражданско-общественные и другие проблемы. Задачей основной школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение в ней успеха.
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, т. е. деятельность учащихся от идеи до завершения проекта.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся
объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, отстаивание своих идей и в то же время - доброжелательность при всех обстоятельствах. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей, что способствует взаимопониманию, доверию и сплоченности семьи.
Выделяют следующие общие этапы выполнения проекта:
- Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особенностей региона.
- Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта.
- Сбор и обработка необходимой информации.
- Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений.
- Планирование, организация и выполнение проекта.
- Оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
Критерии оценки проекта:
- Практическая направленность и актуальность проекта.
- Объем и полнота разработки.
- Оригинальность темы и творческий подход к ее решению.
- Оформление проекта.
- Качество выполнения проекта.
Методика выполнения проекта
1. Краткое и четкое определение проблемы.
- Обоснование выбранной темы.
- Ограничивающие факторы (стоимость, время, оборудование).
П. Разработка проекта:
- Обдумывание.
- Исследование.
- Выбор источников информации: литература, выставки,
экспозиции музеев, Интернет, учебники, информационные центры и т.д
запись и зарисовка полученной информации.
- Развитие идеи. После сбора необходимой информации наступает этап развития собственных идей. Лучше их зарисовывать, т. к. это помогает быстрее отобрать лучший вариант, передать информацию товарищам. Поиск оптимального варианта.
- Планирование. Составление расписания работы, выделение ее этапов, выбор
формы предъявления информации.
III. Выполнение проекта.
• Подготовка оборудования, проведение проекта с учетом техники безопасности.
IV. Оценка проекта.
• Самоанализ, представление результата обсуждения, заключение.
V. Оформление и защита проекта.
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.
Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в школе.
Литература:
- Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
- Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
- Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
ДНЕВНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема проекта:________________________________________
Проект разработал ученик (ца)_______________________
Класса________________
Руководитель проекта_________________________________
Консультанты:_________________________________________
20___ год. Город _________________
ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Название проекта _________________________________
Ф. И. О. ученика ______________________________
Оценка | Замечания | |
1. Актуальность выбора темы. | ||
2. Источники информации. | ||
З. Качество разработки идеи. | ||
4. Практическое выполнение | ||
проекта. | ||
5. Оформление работы. | ||
6. Защита проекта. | ||
7. Результаты предварительного | ||
обсуждения. | ||
8. Итоговая оценка. |
Подпись учителя __________________________
Дата проверки_____________________________
Подписи членов жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"
Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/11/picture-60552-1654935190.jpg)
Урок – деловая игра «Технология проектирования». 6 класс
Раздел ПРОЕКТИРОВАНИЕ. 10 часов. Проектирование «запускается» после изучения раздела КУЛИНАРИЯ или после изучения определенной темы (как в данном случая, после изучения темы «Крупы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
Мастер-класс "Использование технологии проектирования при изучении географии как средство формирования коммуникативных компетентностей обучающихся"
Мой опыт по использованию технологии проектирования на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-99857-1364215492.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования у...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146026-1353248366.jpg)
Технология проектирования учебного процесса В.М.Монахова
Статья представляет собой краткое описание данной технологии и её применение на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-143404-1354039531.jpg)
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций
омпетенция – заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/11/picture-60552-1654935190.jpg)
Урок по технологии в 5 классе "Технология проектирования"
На уроке на примере видефрагмента мультфильма «Крот и штанишки» (Vyrobil Kratky film Praha, studio animovaneho film, 1957) поэтапно разбирается процесс проектирования изделия. Научиться определя...