Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)
рабочая программа (8 класс)

Донских Елена Валентиновна

Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида,5-9 классов.Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации ,2-е издание

Москва «ВЛАДОС» 2011 год  Под ред.В. В.Воронковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка33.62 КБ
Office spreadsheet icon ktp_sbo_2017.xls32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03                                              e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа

по социально-бытовой ориентировке

на 2017–2018 учебный год

для 8 «А» класса (УОД)

Учитель: Донских Е. В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                  «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»_____2017 г.                         Зав. образовательного отделении Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                           «___»______________________________2017 г. 


Паспорт рабочей программы учебного курса

«Социально-бытовая ориентировка»  8  класс

Тип программы:

 программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида,5-9 классов.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации ,2-е издание

Москва «ВЛАДОС» 2011 год  Под ред.В. В.Воронковой

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг; даёт ученику такое образование, которое позволяет адаптироваться в окружающем мире, найти своё место в обществе, быть самостоятельным.
  • для педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» программа определяет приоритеты в содержании гуманитарного  образования и способствует коррекции, социальной адаптации и интеграции учащихся  с нарушением интеллектуального развития;
  • для администрации ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» программа является основанием для определения качества реализации коррекционного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 8 класса ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 68 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, итоговый контроль

Итоговый документ: итоговая оценка за год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «СБО» в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» по VIII виду осуществляется в соответствии с основными нормативными  документами и инструктивно – методическими материалами:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида 8 класс, Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации ,2-е издание  Москва «ВЛАДОС» 2011 год  Под ред.В. В.Воронковой

  • Постановление правительства Российской Федерации от 12. 03. 97 года «Об утверждении Типового положения о специальном  «коррекционном»  образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

  Основными задачами обучения на уроках СБО являются:

  • расширение кругозора, формирование знаний и умений, эстетических представлений, проявлению элементов творчества;
  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • элементов трудовой культуры: организации труда, экономии и бережливости, строгому соблюдению правил безопасной работы  и гигиены труда;
  • развитию ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения,
  • фантазии, интереса к национальным традициям.

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

  • Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  • Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  • Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  • Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Межпредметные связи:

СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.

Содержание курса

Программа СБО включает разделы: «Личная гигиена», «Одежда», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации, предприятия», «Экономика домашнего хозяйства».

По разделам « Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой и обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться различные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя до навыка.

 В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятии проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приёмами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы. Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два. Эти занятия имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определённого учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.

 Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений, зарисовок. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания, как правило, не задаются.

К концу обучения в 8 классе учащиеся должны знать:

  • правила ухода за кожей лица, приемы нанесения косметических средств на лицо, шею;
  • правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей, правила и последовательность глажения изделий, виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение, виды оказываемых ими услуг, правила подготовки вещей к сдаче в чистку;
  • виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов в прок из овощей, фруктов, ягод, зелени;
  • правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания, правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка, санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
  • правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей;
  • правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны, моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла;
  • основные автобусные маршруты, основные маршруты водного транспорта, правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта;
  • рынок, его виды, основные отличия его от магазина, правила поведения на рынке, права покупателя на рынке, цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары;
  • виды телефонной связи, правила пользования ими, телефонным справочником, номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа, периодичность оплаты телефона, виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью, тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния, оплата за телефон, порядок заказа междугороднего разговора по адресу, правила культурного краткого разговора;
  • меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении, приемы оказания помощи спасенному из водоема;
  • куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи, адрес местной префектуры, отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи;
  • составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др., стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.), правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.), виды и цели сбережений.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам, в меру пользоваться косметикой;
  • стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить блузки, рубашки, платья;
  • приготовить пресное тесто и изделия из него – лапшу, печенье, нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп, заготовить ягоды без тепловой обработки, записать рецепт соления, варенья, консервирования;
  • купать, одевать, пеленать куклу, кормить куклу из соски и с ложечки, содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
  • культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т. д.), дома, выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев;
  • мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;
  • пользоваться расписанием, определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой, выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта;
  • выбрать месторасположения нужных товаров, выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус и др.), количества, цены;
  • кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, узнать время, получить по телефону справку, культурно разговаривать по телефону;
  • оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;
  • обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений;

подсчитать бюджет семьи, составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др., подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показания счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. п., заполнять квитанции, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки, соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк.

Содержание тем учебного курса

Тема:

Часы

1.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

3

2.

ОДЕЖДА

6

3.

ПИТАНИЕ

7

4.

СЕМЬЯ

4

5.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

4

6.

ЖИЛИЩЕ

3

7.

ТРАНСПОРТ

6

8.

ТОРГОВЛЯ

4

9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

6

10.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

9

11.

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

4

12.

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

12

Всего:

68

Дополнительная литература по курсу.

  • Воспитательная работа во вспомогательной школе: / Под ред. Г.М. Дульнева – М. : Изд-во АБН ССР, 1961.
  • Воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для секций дефектологии Педагогического общества РСФСР
  • Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1986
  • Учебно – воспитательная работа во вспомогательной школе – Г.М. Дульнев / под ред. Т. А. Власовой, В.Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1981.
  • Основы гигиены и санитарии: Учеб. Пособие для  9-10 кл. сред. Шк. : Факультатив. Курс – М. : Просвещение, 1989.
  • За здоровый быт – Общество «Знание» РСФСР, Ленинград 1965.
  • Энциклопедия для девочек: Между нами девочками : Этикет для юных леди. – М.: ООО « Фирма» Издательство АСТ», 1999.
  • Современная энциклопедия юной леди. : ЗАО « Славянский дом книги» ЛИТУР, Москва – Екатеринбург, 2005.
  • Кулинария на каждый день/ Ред – сост. Л.Б.Дайлидко; Худож. К90 О. Карпович._ Мн.: ООО « Сэр – Вит», 1994.
  • Уроки экономии в быту.- Е.М. Каневский, Э.В. Краснянский, М.М. Лысов., - Москва, « Экономика», 1985.
  • Беседы о здоровом и больном глазе научно-популярная брошюра.- Челябинское областное государственное издательство, 1951.
  • Самообслуживание учащихся 1-4 классов в школе и семье.- ред.Л.В. Загик- издательство академии педагогических наук РСФСР, Москва., 1961.
  • Л.Л.Татарская, Н,Г.Бутейкис. Кулинария и организация производства детского питания. : Учеб. Для СПТУ . – М. : Высш. Шк. , 1988.
  • Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф. Знмановский и И.В. Гребенников,; Предисл. Д. Колесова. – М. : Юрид. Лит. , 1988.
  • Наш дом : под ред. Л.Б. Добржицкая., изд. « Мол. Гвардия», 1988.
  • Дома, на работе, в людях: сост. Сборника С. Индурский, М. Козырев, В. Шевцов, Б. Яковлев. М.: « Московский рабочий», 1972.
  • Усов В.В. Я работаю в сфере обслуживания: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  • Левин Б.М., М.Б.Левин. наркомания и наркоманы: кн. Для учителя. – М:  Просвещение, 1991.
  • Н.П. Павлова. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1991.-№1 .
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого  школьника.М.,1986
  • Смирнова А.Н Коррекционно- воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей.

Цифровые образовательные ресурсы по курсу.

Ресурсы Интернета.

При реализации образовательных программ учитель может использовать информационно-коммуникационные средства, (электронный ресурс).

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);

«Общий текст» (www. text. net. ru.)

Олимпиада для младших школьников: русский язык.

(условия проведения олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)

Наряду с этим учитель начальных классов может использовать следующие Интернет-ресурсы:

-Нацпроект «Образование» – Режим доступа : http://mon.gov.ru./proekt/ideology.

-Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.

-Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru

-Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

-Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru

-Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru

-Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации   – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru


Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.

Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение  программы, взятой за основу

 при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице.

        Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Домоводство Г.Б.Картушина – издательство «Просвещение» Москва 1970

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации 2-е издание

Москва «Просвещение»2011 год Под ред.В. В.Воронковой

Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 в С(К)ОШ VIII вида: пособие для учителя

/В.В Воронкова, С.А. Казакова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

 (Коррекционная педагогика).

Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы:

 пособие для учителя / С.А.Львова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

Социально-бытовая ориентировка учащихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя / под. Ред. А.М. Щербаковой.- М.: Гуманитар.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индиви...

Адаптированная рабочая программа факультативного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» на 2017-2018 учебный год 8 - 9 классы

Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». Концепция программы. ...

Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс

Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку на 2017-2018 учебный год 11 класс (105 часов в год, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский ...

Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка 3 класс (АРП) 2018-2019 учебный год

Адаптированная рабочая программа по СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (начальное общее образование 3 класс) на 2018-2019 учебный год (индивидуальное обучение на дому) 1 час в неделю/за год 34 часа...

Рабочая программа по истории Отечества на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассмат­ривается как учебный предмет, в который заложено изучение исто­рического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное возде...