Упражнения, направленные на устранение аграмматической дислексии, у детей младшего школьного возраста.
статья

Михальская Анастасия Николаевна

Дислексия -  это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах,  в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель-логопед: Михальская А..Н.

Упражнения, направленные на устранение аграмматической дислексии,  у детей младшего школьного возраста.

Дислексия -  это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. 

Виды дислексии: 

-фонематическая,

-семантическая,

-аграмматическая,

-оптическая,

-мнестическая,

-тактильная ( у слепых детей).

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах,  в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.

Логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях: 

работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);

- формирование структуры предложений.

Упражнения,  направленные на преодоление аграмматической дислексии:

-Игры с предлогами

 Наиболее трудным для детей является употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

При определении последовательности в работе над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

 При коррекционной работе можно использовать такие виды игр:

-"Игры с сюжетными картинками"  

- "Значение предлога с помощью графической схемы"  Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

 -"Придумайте, прочитайте  и запишите предложения с предлогами."

Придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке"

Закрепление правильного употребления предлогов:

- "Прочитай предложения и вставь предлог".

-"Прочитай рассказ,  используя нужные предлоги".

Игры по формированию словообразования и словоизменения:

"Назови ласково"

 Образовать уменьшительно- ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью картинок.

"Один-много"

Игра направлена на образование единственного  и множественного числа существительных.

 "Образуй из существительного - прилагательное"

Данные упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Список литературы:

-Акименко В.М.Речевые нарушения у детей –/ Ростов Феникс, 2008.

-Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.

-Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,

-Корнев, А.Н. Дислексия – реально существующее явление или искусственный концепт. А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.

-Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.

-Узорова. О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению / Москва: АСТ : Астрель, 20015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".

В работе изложена проблема выявления   плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Комплекс упражнений партерной гимнастики, направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста (6-7 лет)

В разработка приведены комплексы упражнений на развитие природных физических качеств детей 6-7 лет...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...