Учебная программа
рабочая программа

Косова Виктория Витальевна

Методическая разработка представляет программный материал - АООП для организации коррекционной работы при речевых нарушениях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. По структуре, разделам, информационной составляющей материал полностью соответствует всем требованиям нормативно - регламентирующих документов, в том числе, ФГОС ООО в части реализации АООП при речевых нарушениях. Представленная разработка будет полезна педагогам, узким специалистам, работающим в схожих педагогических условиях. Материал частично может быть использован для консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл var.1-9kl._uo_leg.st_.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

с. Троицкое

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-логопедического сопровождения

обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

(вариант 1)

Системное недоразвитие речи

9 КЛАСС

2019-2020 учебный год

Разработчик:

учитель-логопед

В.В. Косова

АННОТАЦИЯ

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ  (УО, вариант 1) — это программа по оказанию коррекционно-логопедической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в освоении образовательной программы, консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) обучающегося.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, письменная речь), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у данной категории обучающихся носят характер системного недоразвития речи средней степени для которого характерно: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, нарушения сложных форм словообразования, недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий, выраженная дислексия, дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения, вариант 1) в освоении образовательной программы.  

 Задачи:

  • Организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с ОВЗ.
  • Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.

Общая характеристика учебного предмета:

Данная программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы: гуманизма, системности, реалистичности, учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы, деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, индивидуально-дифференцированного подхода.

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

 ликвидировать проявления речевой патологии;

 содействовать усвоению программы по родному языку;

 сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

 сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

Коррекционно-логопедическое воздействие оказывает содействие в успешной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ в данном образовательном учреждении, в современном обществе, качественно помогает детям в освоении образовательной программы.

Характерными особенностями коррекционно-логопедической работы с обучающимися с ОВЗ является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти таких детей и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний.

Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса при обучении детей, имеющих дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ОВЗ.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предназначена для обучающегося 9 класса с ОВЗ (вариант 1), имеющего коллегиальное заключение ПМПК. На изучение данного курса отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных занятий.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала. В структуру каждого занятия, как правило, входят: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения; упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; работа над предложением; развитие связной речи.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения данного коррекционного курса

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов:

  • личностные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление их социальных отношений в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности;
  • предметные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Предметные: правильно произносить звуки и характеризовать их по способу артикуляции. Знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова. Производить звукобуквенный анализ слов. Пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику. Подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость. Образовывать новые слова разными способами. Дифференцировать приставки и предлоги. Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы. Употреблять личные местоимения в нужной форме. Грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи. Конструировать предложения разных видов. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказа. Писать изложение текста. Писать творческие сочинения на заданную тему.

Метапредметные: произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить ее. Проявлять познавательные интересы, использовать базовые коммуникативные умения и приемы общения. Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы. Пользоваться справочной литературой, компьютером. Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности. Вести учебный диалог с учителем, владеть вербальными средствами общения.

Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья освоение образовательных программ, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.

Способы определения результативности:

  • тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

  • Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

В процессе реализации программы учитель–логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы; с родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ осуществляется через школьное ПМПк.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Обследование (в течение недели).

I.Фонематический уровень 

Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки. (1 час) Дифференциация гласных и согласных звуков.  Безударные гласные. Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв. Дифференциация букв, имеющих графическое сходство.

Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие. (2 час) Уточнение артикуляции согласных звуков, различающихся по твердости-мягкости, глухости-звонкости. Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

II. Морфологический уровень 

Слово. Состав слова. (1 час) Звукобуквенный анализ и синтез слова. Корень, окончание, приставка, суффикс. Образование слов с помощью приставок.

Главная часть слова. (1 час) Родственные слова. Однокоренные слова.

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. (1 час) Упражнение в образовании новых слов при помощи суффиксов. Образование уменьшительно-ласкательных форм слова. Суффиксы профессий.

Приставка и предлог. (1 час) Дифференциация предлогов и приставок.

 III. Лексический уровень

Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) (1 час)  Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Имя существительное. (1час) Изменение существительных в роде, числе и падеже. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Ассоциативный подбор слов (зима-снег, метель, мороз и т.д.).

Имя прилагательное. (1 час) Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам и падежам.

Словосочетание. (2 часа) Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Изменение прилагательных по падежам. Согласование с именами существительными.

Глагол. (1 час) Роль глагола в речи.

IV. Синтаксический уровень

Предложение. (1 час) Уточнение представлений о предложении. Порядок слов в предложении, смысловая связь между ними.

Типы предложений по цели высказывания. (1 час) Различение предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложений. (2 часа) Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Распространение предложений.

Конструирование предложений. (4 часа) Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные). Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями. Конструирование сложных предложений. Конструирование сложных предложений с союзами и, а, но.

V. Связная речь 

Текст. (2 часа) Составление текстов по опорным словам. Составление текстов по серии картинок. Составление текстов по плану. Повторы в тексте-редактирование текста.

Работа с деформированным текстом (1 час): составление двух рассказов из данных вразброс предложений.

Пересказы текстов (1 час): подробный пересказ

Пересказы текстов (1 час): выборочный пересказ

Пересказы текстов (1 час): краткий пересказ

Творческие пересказы (1 час): составление рассказов по аналогии

Творческие пересказы (1 час): составление рассказов по данному началу и концу

Творческие пересказы (1 час): составление рассказов по опорным словам

Работа с текстом (1 час): изложение рассказов по вопросам

Работа с текстом (1 час): изложение рассказов по словам-действиям

Работа с текстом (1 час): изложение рассказов по плану

Контрольный диктант за год (1 час).


Тематическое планирование

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Обследование

I.Фонематический уровень

3

2

Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки.

1

3

Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие.

2

II. Морфологический уровень

4

4

Слово. Состав слова.

1

5

Главная часть слова.

1

6

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

1

7

Приставка и предлог

1

III. Лексический уровень

6

8

Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

1

9

Имя существительное

1

10

Имя прилагательное

1

11

Словосочетание

2

12

Глагол

1

IV. Синтаксический уровень

8

13

Предложение.

1

14

Типы предложений по цели высказывания.

1

15

Главные и второстепенные члены предложений.

2

16

Конструирование предложений.

4

V. Связная речь

13

17

Текст.

2

18

Работа с деформированным текстом

1

19

Пересказы текстов: подробный пересказ

1

20

Пересказы текстов: выборочный пересказ

1

21

Пересказы текстов: краткий пересказ

1

22

Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии

1

23

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу

1

24

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

1

25

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

1

26

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям

1

27

Работа с текстом: изложение рассказов по плану

1

28

Контрольный диктант за год

1

Всего

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

Всего – 34 часа                                                                1 час в неделю

№ п/п

Тема

Содержание. Виды деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Обследование

I.Фонематический уровень

3

2

Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.  Безударные гласные. Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв. Дифференциация букв, имеющих графическое сходство.

1

3

Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие.

Уточнение артикуляции согласных звуков, различающихся по твердости-мягкости, глухости-звонкости. Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

2

II. Морфологический уровень

4

4

Слово. Состав слова.

Звукобуквенный анализ и синтез слова. Корень, окончание, приставка, суффикс. Образование слов с помощью приставок.

1

5

Главная часть слова.

Корень. Родственные слова. Однокоренные слова.

1

6

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

Упражнение в образовании новых слов при помощи суффиксов. Образование уменьшительно-ласкательных форм слова. Суффиксы профессий.

1

7

Приставка и предлог

Дифференциация предлогов и приставок.

1

III. Лексический уровень

6

8

Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

1

9

Имя существительное

Изменение существительных в роде, числе и падеже. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Ассоциативный подбор слов (зима-снег, метель, мороз и т.д.).

1

10

Имя прилагательное

Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам и падежам.

1

11

Словосочетание

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Изменение прилагательных по падежам. Согласование с именами существительными.

2

12

Глагол

Роль глагола в речи.

1

IV. Синтаксический уровень

8

13

Предложение.

Уточнение представлений о предложении. Порядок слов в предложении, смысловая связь между ними.

1

14

Типы предложений по цели высказывания.

Различение предложений по интонации. Смысловая связь слов в предложении.

1

15

Главные и второстепенные члены предложений.

Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Распространение предложений.

2

16

Конструирование предложений.

Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные). Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями. Конструирование сложных предложений. Конструирование сложных предложений с союзами и, а, но.

4

V. Связная речь

13

17

Текст.

Составление текстов по опорным словам. Составление текстов по серии картинок. Составление текстов по плану. Повторы в тексте-редактирование текста.

2

18

Работа с деформированным текстом

Составление двух рассказов из данных вразброс предложений.

1

19

Пересказы текстов: подробный пересказ

Подробный пересказ

1

20

Пересказы текстов: выборочный пересказ

Выборочный пересказ

1

21

Пересказы текстов: краткий пересказ

Составление кратких пересказов

1

22

Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии

Составление рассказов по аналогии

1

23

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу

Составление рассказов по данному началу и концу

1

24

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

Составление рассказов по опорным словам

1

25

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

Изложение рассказов по вопросам

1

26

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям

Изложение рассказов по словам-действиям

1

27

Работа с текстом: изложение рассказов по плану

Изложение рассказов по плану

1

28

Контрольный диктант за год

1

Всего

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...