Учебная программа
рабочая программа

Косова Виктория Витальевна
Методическая разработка представляет программные материалы для организации коррекционной работы обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития), сопровождающегося стойкими речевыми нарушениями различного генеза. По структуре, разделам, информационной составляющей материал полностью соответствует всем требованиям нормативно регламентирующих документов, в том числе, ФГОС НОО в части организации и проведения коррекционной работы с обучающимися младшего школьного возраста. Представленная разработка будет полезна педагогам НОО, узким специалистам, работающим в схожих педагогических условиях. Материал программы может быть использован как для организации коллективной работы с обучающимися, так и для выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_var.7.2_zpr.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

с. Троицкое

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ

(с задержкой психического развития, вариант 7.2)

                                                                        Разработчик:

Учитель-логопед

В.В. Косова

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VII вида.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего  школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Программа составлена  с учётом индивидуальных особенностей учащегося 2 класса, обучающейся по программе VII вида, у которой выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.

Логопедические  занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку. Методы и приемы, используемые в логопедической работе, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям данного ребенка.

Программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику работы с детьми, имеющими дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.

Цели и задачи программы

Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей, обучающихся по программе VIII вида.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Программа нацелена на проведение коррекционной работы с обучающегося по программе VII вида, чтобы не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно – познавательную деятельность, на последующие этапы обучения.

Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут.


  1. Содержание программы.

Содержание работы по данной программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 66 часов (2 класс – 66 занятий - 2 раза в неделю).

В связи с тем, что основными причинами речевых дефектов детей с ЗПР являются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, недостаточная сформированность фонематических процессов, нарушения лексико-грамматических компонентов, недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности, т.е. носят характер, системного недоразвития речи, содержание данной программы включает несколько направлений  работы:

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова:
  • постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения;
  • дифференциация звуков на слух и в произношении;
  • формирование звуко-слоговой структуры слов различной сложности.
  1. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с предложениями, текстами).
  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  • развитие качественной характеристики лексических средств;
  • выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
  • развитие внимания и интереса к слову;
  • развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
  1. Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи.
  3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.

Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы (направления) одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала, основными задачами которого являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.


  1. Тематическое планирование.

Планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения (системное недоразвитие речи) и особенностей интеллектуального развития девочки.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Звук и буква.

20

2.

Слово. Словосочетание.

26

Развитие навыков словообразования

Развитие навыков словоизменения

Развитие навыков согласования

3.

Предложение

9

4.

Текст

8


  1. Перечень форм контроля.

  1. Слуховой диктант.
  2. Зрительный диктант.
  3. Графический диктант.
  4. Контрольный диктант.
  5. Предупредительный диктант.
  6. Выборочный диктант.
  7. Комментированное письмо.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

Планируемые результаты коррекционно-развивающего воздействия логопедических занятий к концу обучения:

К концу обучения должны знать:

  • артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
  • отличительные признаки гласных и согласных звуков;
  • твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки и буквы, их обозначающие;
  • артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие; пары гласных звуков; пары согласных по твердости-мягкости, по звонкости – глухости;
  • графическое изображение смешиваемых звуков;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ( [ п], [б ], [м ], [ т], [ д], [н ], [ к], [х ], [г ]), гласные  первого ряда ( [о ],[у ], [ы ], [и], [а]);

К концу обучения дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки; обозначать их на письме;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • использовать гласные j-тированные буквы или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
  • производить фонетический, звуко-буквенный, звуко-слоговой разбор слов;
  • строить звуковые схемы слогов и слов;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
  • определять в словах место и последовательность заданного звука;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми, распространенными предложениями;
  • понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
  • сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах.


  1. Информационно-методическое обеспечение.

№ п/п

Автор

Название

Год

Издательство

1

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

2008

Владос

2

под ред. К.С. Лебединской

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей

1998

3

Бачина О.В., Вилочева М.П.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

2009

Владос

4

Бабкина, Н.В.

Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога

2006

Школьная Пресса

5

Бабкина, Н.В.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе

2007

Школьная Пресса

6

Балаева, В.И

О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

2007

7

Блинова, Л.Н.

Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие

2001

НЦ ЭНАС

8

Вильшанская, А.Д.

Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [

2006.

9

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.

Организация логопедической работы в школе

2005

Сфера

10

Ефименкова Л.Н.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

2001

Просвещение

11

Ефименкова Л.Н.,

Мисаренко Г.Г.

Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте

1991

Просвещение

12

сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова.

Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие

2008

МОУ ДПО НПК

13

Крупенчук О.И., Воробьёва  Т.А..

«Исправляем нарушение:  Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств»

2009

СПб. Литера

14

Лубовский, В.И.

Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

2008

15

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов

2002

Аркти

16

Шевченко, С.Г.

Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения

2002

ВЛАДОС

17

Ястребова А.В., Бессонова Т.Б.

Обучаем читать и писать без ошибок

2007

АПКиППРО


  1. Материально – техническое и информационное обеспечение.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

  1. Психологический центр "Адалин"

http://adalin.mospsy.ru/

  1. Портал "Логопеды.ru"

http://logopedy.ru/portal/

  1. Логопункт.ru

http://www.logopunkt.ru/

  1. Логопед.ру

http://www.logoped.ru/index.htm/

  1. Логопед

http://logopediya.com/

  1. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

http://logozavr.ru/

  1. Логобург

http://logoburg.com/

  1. Журнал "Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/

  1. Дефектология для Вас

http://defectus.ru/

  1. http://www.dyslexia.ru/
  2. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1241
  3. http://logopediya.com/

  1. Календарно-тематическое планирование

Всего – 66 часов                                                        2 часа в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Обследование

2

Звук и буква

20

Различение понятия « звук» и «буква». Определение места звука и буквы в словах.

1

Согласные и гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

Гласные звуки. Дифференциация гласных звуков и букв.

3

Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные

1

Звонкие и глухие согласные.

1

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

4

Дифференциация соноров

4

Дифференциация аффрикат

4

Гласные и согласные звуки и буквы. Главные артикуляционные отличия.

1

3

Слово. Словосочетание

26

3.1.

Развитие навыков словообразования

Родственные слова

1

Корень слова

1

Приставка

1

Суффикс

1

Морфологический состав слова.

3

Предлоги

2

3.2.

Развитие навыков словоизменения

Слова-предметы

1

Имена существительные единственного и множественного числа

2

Употребление существительных в косвенных падежах

4

3.3.

Развитие навыков согласования слов

Слова-признаки

1

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже

4

Слова-действия

1

Согласование глагола с существительным в роде, числе и времени

4

4.

Предложение

9

Предложение

4

Состав предложения

5

5.

Текст

8

Работа над текстом

8

6.

Обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...