Организация взаимодействия с семьей
классный час

Сивкова Анна Михайловна

Проблема взаимоотношения семьи и школы оставалась и остаётся актуальной. Было время, когда слова: «школа», «учитель» - вызывали уважение. Авторитет учителя был высок. Слово учителя звучало веско и значимо. К нему прислушивались не только дети, но и их родители. Учитель нёс просвещение, знание в массы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.den_organizatsiya_vzaimodeystviya_s_semey.docx64.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия с семьей

     Проблема взаимоотношения семьи и школы оставалась и остаётся актуальной. Было время, когда слова: «школа», «учитель» - вызывали уважение. Авторитет учителя был высок. Слово учителя звучало веско и значимо. К нему прислушивались не только дети, но и их родители. Учитель нёс просвещение, знание в массы. Учителя уважали, ценили, ему доверяли. Сейчас время другое. Статус родителей и учителя изменился. Родители и государство – заказчики, а школа, учителя – исполнители этого заказа. Взаимоотношения учитель – родители тоже изменились. Как показывает практика, только непосредственное сотрудничество между школой и семьей является наиболее эффективными и дает лучший результат как в воспитании, так и в обучении ребенка. Это в идеале. На самом деле не всегда взаимоотношения педагогов и родителей складываются так, как бы хотелось. Почему? Во – первых, в результате сложившейся социально – экономической обстановки в стране. В наши дни большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, поэтому усилилась тенденция самоустранения многих родителей от вопросов воспитания и личностного развития ребенка. И это происходит не из-за нежелания родителей или их полного равнодушия к судьбе своего ребёнка, а часто из-за нехватки времени, из-за решения каких – то житейских проблем. Поэтому воспитание в таких семьях осуществляют вслепую, интуитивно. Это, как правило, не приносит положительных результатов. В нашей школе, как и во многих других подобных школах, существует ёщё одна проблема – «оторванность» многих детей от родителей. Наша школа находится в городке, в котором проживает большая часть неблагополучных семей, дети предоставлены сами себе и у родителей не всегда может быть возможность проконтролировать своего ребенка, оказать ему необходимую помощь. Как осуществлять в таком случае взаимодействие с родителями?

     Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов.

     Много лет работая с ребятами начальных классов, я помогала им приобретать не только прочные навыки чтения, письма, счета, но и опыт общения и сотрудничества. Приоритетным направлением в моей воспитательной работе являлось и является тесное сотрудничество школы и родителей. Всегда, когда набираешь 1-й класс, думаешь, какие ребята придут к тебе, как настроены родители к школе, к учителю, будет ли найдено взаимопонимание и налажено сотрудничество?

     С чего я начинала свой путь учителя? С себя! Не сразу все получалось, разные были трудности. Но было желание сделать жизнь ребят интересной, увлеченной. Коллектив нашей школы многие годы работал в тесном сотрудничестве с коллективами других школ, мы делились опытом, проводили различные мероприятия, привлекая ребят и родителей. И такая работа приносила свои плоды, давала ощутимые результаты. Я приведу пример из практики своей работы.

     Одним из направлений воспитательной работы в нашем классе было изучение родного края. На классных часах, уроках окружающего мира мы узнавали много интересного о становлении и развитии нашего края, узнавали о людях, внесших огромный вклад в развитие города Карталы и района. Это была очень интересная работа. Завязалось тесное сотрудничество с историко-краеведческим музеем. Частым гостем у нас в классе была Бушкина Александра Георгиевна. И когда было собрано достаточно материала по данной теме, мы провели открытый классный час «Я живу в Карталах». Присутствовали и родители ребят, и люди более старшего поколения, и работники музея. В тот период в моем  классе учились племянники Л.И.Стасюк - Антимоновы Олег и Никита, и частым гостем в школе была мама Л.И. - Антимонова Анна   Сергеевна. Человек, прошедший все жизненные тяготы и лишения, человек большой души, она стала для ребят близким человеком, образцом доброты, душевной щедрости. Её выступления на внеклассных мероприятиях не оставляли никого равнодушными, заставляли о многом задуматься, многое пересмотреть и переосмыслить. Такие встречи стали большой нравственной платформой, на которой строился процесс воспитания, а вслед за этим и процесс обучения. Мы старались так организовать  обучение в классе, чтобы сильные дети оказывали помощь слабым ребятам. Например, организация работы в группах  приносила свои результаты. Психологический комфорт, доверие друг к другу, желание разобраться в трудностях – помогали ребятам выполнять задания, получать удовольствие от процесса обучения. До сих пор мы используем форму группового обучения, как одну из самых эффективных форм.

     Трудности в воспитании и обучении подрастающего поколения были и будут. Но мы всегда должны находить пути взаимодействия как с учащимися, так и  родителями. Конечно, сегодня произошла некоторая переоценка ценностей. Изменились подходы к воспитанию в семье, к школе, изменилось отношение к учителю. Все это внесло коррективы в систему образования в целом.
    Но, как и прежде, свою работу с родителями я начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.

После этого мы вместе с родителями оформляем родительские дневники, в которых первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В этих же дневниках для родителей пишутся рекомендации и памятки, (наличие памяток у ребят и у родителей обязательно!) целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса.

     В течение 4-х лет обучения в начальной школе мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, праздники, в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся:

«День Знаний» (1 сентября);

«Конкурс поделок из природных материалов»(к празднику осени);

«Посвящение в первоклассники» (конец октября);

 «Новый год» (последняя неделя декабря);

«8 Марта»;

«Прощание с начальной школой»

Родители помогают в подготовке костюмов и подарков для ребят. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

     Но ведь наша задача состоит еще и в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Какие факторы определяют качество «жизни» ученика в школе:

Отношения со сверстниками

Отношения с учителями

Успеваемость по конкретным предметам

Ситуация в семье

Здоровье

Загруженность

Отношения со сверстниками

Способны повлиять на учебу в очень значительной степени. Неудачи в общении с одноклассниками могут привести к негативному восприятию ребенком школы вообще. К этому добавляется рассеянность на уроках, когда ребенок погружен в переживания, нежелание посещения школы, прогулы. Если проблемную ситуацию не разрешить, то отставание в учебе начинает увеличиваться, превращаясь, по сути, в снежный ком.

Родителям нужно!

Разговаривать с ребенком, вести себя так, чтобы ребенок хотел высказаться, поделиться своими проблемами, не держал их в себе.

Отмахиваться от «незначительных» ситуаций не стоит. Взрослому человеку детские интриги могут показаться смешными, а на самом деле они очень важны для  ребенка.

Отношения с учителями

Имеют очень сильное влияние на любовь-нелюбовь ребенка к конкретному школьному предмету. Если что-то не ладится с учителем, если ребенок его не понимает, не воспринимает – это первая причина отставания и проблем с пониманием материала.

Иногда между учителем и школьником возникает личная неприязнь, не связанная с успешностью ребенка как ученика. Если учитель не может побороть неприятие, то ребенок начинает его активно чувствовать и как результат плохо чувствует себя на занятиях, не успевает, не понимает, не хочет делать уроки.

Родителям здесь нужно!

Быть очень внимательными, так как часто в такой ситуации виновато и поведение ребенка, сумевшего некоторыми поступками настроить учителя против себя.

Успеваемость по конкретным предметам зависит от склада ума ребенка. Не секрет, что у каждого человека есть способности к изучению одних предметов, и трудности в освоении других. Все дети сталкиваются с тем, что где-то они с легкостью усваивают материал, а где-то «плавают».

Здесь я обращаю  внимание родителей на то, что необходимо обратить пристальное внимание на  ребенка, помочь ему делать уроки, разъяснять трудные моменты, или нанять репетитора.

Важно, чтобы ребенок не отстал и чувствовал себя на уроках более-менее уверенно. Если ребенок очень сильно отстает по какому-то предмету, не может нагнать класс, то у него возникает равнодушие к занятиям и с конкретного предмета это равнодушие может перейти на остальные предметы, вызвав общее ухудшение успеваемости. На этот момент я обязательно обращаю внимание родителей.

Ситуация в семье

Неблагополучная ситуация в семье – явная угроза успеваемости ребенка в школе. Скандалы, отсутствие возможности побыть в тишине, наедине, отсутствие тихого места для подготовки уроков, проблемы с питанием и режимом дня – все это отразится на школьных успехах. Пожалуй, в каждом классе есть неблагополучные семьи, с которыми в комплексе работают все службы. Работы с такими семьями, с родителями требует особенного подхода.

Здоровье

Здоровье, безусловно, влияет на успеваемость ребенка.

Он может хотеть хорошо учиться, но элементарно не справляться по причине физических проблем.

Родители должны эти проблемы знать, ставить в известность учителя, учитывать и выстраивать распорядок дня ребенка, подход к занятиям с учетом наличия определенных заболеваний у ребенка. Игнорировать их нельзя (плохое зрение, нарушение слуха, и др.)

Загруженность

Важная проблема, она нередко является причиной неуспеваемости ребенка – это перегруженность. Помимо школы многие родители записывают ребенка на массу кружков, секций и тренингов.

Стремление, чтобы ребенок выучил 2-3 языка, занимался спортом, музыкой и танцами одновременно, скорее всего, приведет его к нервному срыву и отставанию по предметам.

Родителям надо дать понять, что плотное расписание на пользу детям не идет. Особенно стоит отметить, что у ребенка должны быть выходные дни –дать детскому организму разгрузку и отдых.

4. Как помочь ребёнку в учёбе?

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

- организация домашнего труда школьника;

- приучение детей к самостоятельности;

- контроль за выполнением домашних заданий;

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает  ребёнок, родители  не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что  можно сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия и проконтролировать выполнение заданий.

5. Как организовать помощь ребенку в учебе?

ежедневно проверять выполнение домашних заданий; объяснять ребенку, что относиться к урокам нужно как к серьезному и важному делу;

создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам ребенка;

никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

родители должны сами предлагать помощь;

помнить, что немедленных результатов не будет.

Конечно, в моей работе встречаются и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы недопонимания.

Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить родителей переосмысливать свои стереотипы, учить анализировать собственную деятельность.

Воспитать человека               Эдуард Асадов

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.

Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заране,
Добиться не так уж и тяжело?!

Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.

Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.

Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!

А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!

И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!

А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

Не жалейте время на детей

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всём на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети - мудрецы, не забывайте!

И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей,
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей по организации комплексного подхода в развитии связной речи

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и прави...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ

Данная статья посвящена вопросам воспитания  и формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной...

Проект: Организация взаимодействия семьи и школы, через создание семейного клуба "Дом"

В нашей школе  особенно остро стоит вопрос  семейного воспитания детей, это обусловлено тем фактом, что подавляющее большинство семей, о чем свидетельствует наша практика, как раз являются н...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении

        На современном этапе обновления школьной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовате...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...